«Мы привезли новые из Вифлеема». Чем удивит необычный музей ёлочных игрушек в Минске

23.11.2020 - 14:29

До Нового года остается 38 дней, а в стенах исторического музея уже прописался город Санты и зимний каток. Все благодаря путешественнику Андрею Бегуну. Из разных уголков мира энтузиаст привозил елочные игрушки, пока однажды в доме не осталось места. Родилась идея поделиться сказкой и организовать выставку «Музей елочных игрушек».

Андрей Бегун, коллекционер елочных игрушек:
Мы сделали музей в 2014 году, так получилось, что людям понравилось. В первый год пришло 30 тысяч человек. Около 75 стран мы посетили. Коллекция насчитывает более 2 тысяч экспонатов. Каждый год выставка обновляется. В этом году это сделать было сложнее в силу известных обстоятельств, но в любом случае мы привезли новые игрушки из Вифлеема.

Кстати, первые стеклянные елочные игрушки появились в Германии в середине XIX века неслучайно. Там случился неурожай яблок, а именно этими фруктами украшали рождественские деревья. И немецкие стеклодувы не растерялись и выдули румяные наливные.

Витрины окунают в традиции народов мира.

Дарья Овчинникова, координатор выставки «Музей елочных игрушек»:
Интересная традиция есть в африканских странах – это маски, которые они вешают на стену. Каждая маска символизирует какую-либо энергию и пожелания на будущий год.

В Австралии карту мира переворачивают, тем самым она смещается и находится как бы в центре всего мира.

Андрей Бегун:
Мы находимся возле витрины Перу. В свое время мы ездили в экспедицию в долину реки Амазонка, в те места, куда еще не добралась цивилизация, где нет интернета, сотовой связи, электричества. Но представьте себе, там тоже люди празднуют Новый год. У них есть свои игрушки, сделанные из растения кумала.  

Особенно согревают душу игрушки, рожденные в СССР. Засахаренные шишки, часики Людмилы Гурченко и Щелкунчики. 

Андрей Бегун:
Копии известных картин, которые наши художники изобразили на стеклянных елочных игрушках. Очень кропотливая и сложная работа. Одно нелегкое движение может привести всю работу художника к краху, но мы каждый год стараемся рисовать какие-то новые артефакты, новые какие-то картины.

Эти арт-объекты с собственной фабрики Андрея Бегуна. Теперь елочные игрушки делают в столице и блистают на международных выставках «Made in Belarus». История о том, как хобби стало делом жизни.

Павел Сапотько, директор Национального исторического музея Республики Беларусь:
С этим проектом мы будем принимать участие в программе «Наши дети», я думаю, что это будет очень хорошее подспорье для того, чтобы пригласить сюда деток из многодетных семей, деток, которые остались без попечения родителей, из онкологических центров. Всегда проводятся оригинальные экскурсии при участии и самих создателей елочных игрушек.

Анастасия Макеева, корреспондент:
Но на выставке волшебство не заканчивается. Вот на таком новогоднем мастер-классе можно создать свой талисман и забрать его домой.

Loading...


«Уникальные формы и улыбающийся чайник». Вот что можно увидеть на выставке белорусского фарфора



«Простые вещи. Чайники». В Национальном историческом музее Республики Беларусь прошла необычная выставка фарфора. Чайник  один из традиционных и популярных видов посуды, которая есть в каждом доме, является символом не только душевного общения, но и специальных чайных церемоний, рассказали в программе «Минск и минчане» на СТВ.

Евгения Есько, младший научный сотрудник Национального исторического музея:
Чайники, которые вы можете здесь увидеть, представлены впервые, это образцы, которые были допущены художественным советом к производству.

Вашему вниманию – паспорт одного из первых чайников. Сервиз называется «Одуванчик», или «Б1» (по первой букве фамилии автора, придумавшего изделие). Как менялись формы и способы украшения фарфора под влиянием времени, моды и стилей – все это можно проследить в экспозиции.

Евгения Есько:
В декоре первых чайников использовалось определенное количество цветов. Прежде всего, это был красный, черный, коричневый, серый. Особый интерес вызывают эти два чайника, у которых вы можете заметить небольшое отверстие сбоку, которое предназначено для нагревателя.

После закрытия Минского фарфорового завода в конце 2000-х большая коллекция из 10 000 фарфоровых изделий «перекочевала» из заводского музея в Национальный исторический.

Евгения Есько:
За время работы Минского фарфорового завода были созданы уникальные формы, в том числе и улыбающийся чайник, автор чайника – Литвиненко. Также художница создала уникальный сервиз «Прибрежный пейзаж», здесь вы можете видеть красивую цветовую гамму, сочетание нежно-голубого и серого цвета, цвета льна

Узнается в экспонатах и белорусская природа.

Евгения Есько:
Обратите внимание на форму чайника и сахарницы. Они выполнены в виде такого колокольчика, также можно заметить, что крышки переходят плавно в основное тело чайника и сахарницы. То есть мы даже не видим разницы в этом переходе. Это значит, что мастер идеально продумала пропорции перед обжигом и перед созданием самого чайника.

В «нулевых» появляются новые дизайнерские решения. Есть здесь и ложки, а также щипцы конца 19 – начала 20 веков. А в 1978 году открылся фарфоровый завод в Добруше, который до сих пор радует покупателей широким ассортиментом.

Евгения Есько:
Минский фарфоровый завод и Добрушский фарфоровый завод, конечно, ориентировались на покупателя и создавали уже сервизы, которые мог позволить себе практический каждый житель БССР. Такие чайники были в каждой семье.

Чайная церемония – это целый ритуал, смысл которого не только в наслаждении напитком, но и в создании особой атмосферы. Правда, если раньше подобные мероприятия были доступны только императорским семьям, то теперь душевные посиделки можете организовать и вы. Не забудьте только о главном атрибуте приятного вечера.