«Мы спали на банкетках и суп варили во дворе». Как готовились к выставкам при Елене Аладовой в Национальном художественном музее

28.08.2020 - 16:14

Как готовились к выставкам при Елене Аладовой в Национальном художественном музее, рассказали в документальном проекте «Тайны Беларуси».

По воспоминаниям сотрудников музея, Аладова никогда не была красным директором. Стояла горой за дисциплину, но ни разу не наказала рублем.

Елена Шапошникова, ведущий научный сотрудник Национального художественного музея Беларуси:
Иногда контролировала, как сотрудники приходят на работу, сидела у входа и смотрела, кто как приходит, наверное, кому-то делала замечание.

Надежда Высоцкая, искусствовед, сотрудник Национального художественного музея Беларуси (1964-2006 г.):
Я не помню за 13 лет, чтобы она кого-нибудь обидела, оскорбила, публично шельмовала, что теперь прямо модно. Если что-то, она вызывала человека и говорила тет-а-тет. Пьяным нельзя в музее быть – и человек не пил.

В 60-е страна советов переживет культурную революцию. XX съезд многим развяжет язык, оживит творческую элиту. В Минск с гастролями приезжают лучшие мировые собрания.

Алиса Наркевич, сотрудник Национального художественного музея Беларуси (1960-1985 г.):
Все обсуждения выставок, все проходило в музее. А дебаты были такие горячие, молодежь отстаивала свою точку зрения, старейшие художники свою точку зрения. Елена Васильевна была нейтральной, она так умела, спасала молодежь.

Художественный музей вмиг стал центром новой творческой суеты. За концепцию каждой экспозиций Аладова отвечала головой.

Алиса Наркевич:
Она была мастером экспозиции, таких мастеров очень мало было в Советском Союзе. Она из ерунды могла сделать конфетку. Она находила соседство даже второстепенной работе, и эта работа заиграла.

Надежда Высоцкая:
Ее любимое дело было – это выставки и экспозиции. Это ночи – туда-сюда вещи, туда-сюда. Художники здесь ходят, каждый тягает свою картину на лучшее место, каждого нужно не обидеть. В конце-концов она сказала: «Все! Закрываем дверь и делаем сами экспозицию». Вплоть до того, что стены перекрашивали за свой счет.

Работать приходилось от заката до рассвета. Но уговаривать сотрудников было излишним. Надо значит надо! Слово Аладовой – закон!

Константин Федоришкин, сотрудник Национального художественного музея Беларуси (1970-1990 г.):
Мы сделали зал, пошли во второй зал экспозиции, в третий. Я еще тогда молодой, думаю: «Какая разница, как повесить: слева-справа, выше-ниже?» Сидит, она еще курила тогда, кулек, вздрагивает: «Хлопчики, нет. Все полетело, начинаем сначала». Трое суток вешать картины – мы спали на банкетках и суп варили во дворе.

Выставляться в художественном музее Минска считали за честь не только художники. Аладова снискала славу и среди коллекционеров. Ей доверяли и без тени сомнения отдавали свои полотна на временные выставки.

Борис Крепак, заслуженный деятель искусств Беларуси:
Пока эту картину надо оценить, пока через экспертную комиссию пропустить, она забирала к себе в Минск, была в Минске без ничего, даже без расписок. Просто она знала, ей верили, доверяли. Говорили: «Аладова? Да ради Бога! О чем речь».

Это был тонкий ход. Порой только так можно было убедить несговорчивых чиновников – картина позарез требуется Минску. Нужно брать.

Иван Миско, скульптор, народный художник Беларуси:
Часто устраивались выставки коллекционеров. Но есть такие коллекционеры, что они показывают свои работы, но не продают, они цену нагоняют.

Надежда Высоцкая:
Все ЦК приходило, просматривало все выставки. Потом ко мне Киселев подходит и говорит: «Девка, это, что, ценно?» Я говорю: «Очень ценно!» – «А что, несколько тракторов продадим, купим для Аладовой эти вещи». Вот она так умела заражать.

Loading...


Композиция по мультфильму «Простоквашино» и светящаяся аллея. Показываем необычные соломенные скульптуры



Какие необычные соломенные скульптуры появились в Клецком районе, показали в программе «Центральный регион» на СТВ.

Конечно, не одними снопами богаты. Чтобы украсить праздник «Дожинок», в хозяйствах готовят необычные соломенные скульптуры. Каждая из них с оригинальной идеей и изюминкой. И если раньше композиции строили в основном из тюков, ставя их друг на друга и дополняя декоративными элементами, то сейчас творчество идет далеко вперед.

9-метровая мельница и необычный сквер для отдыха. Как преобразился агрогородок Синявка к «Дожинкам»

Активно используются и металлические каркасы, и дополнения из дерева, и даже пленка, в которую заворачивают солому для лучшей сохранности, становится оригинальным творческим решением.

В Клецком районе скульптуры стали настоящим украшением дороги к празднику, зарядив гостей на хорошее настроение еще «с порога».

Конечно, скульптуры делаются не просто так. На самом празднике проводится конкурс на лучшую соломенную композицию. В этом году победителем стала инсталляция с аистами. Хлеборобы в один голос признались, что белокрылые птицы не оставляли их на протяжении всей жатвы: поле всегда было под присмотром птиц. Поэтому такая скульптура как никогда актуальна.

Впрочем, были и другие интересные композиции. Например, по мультфильму «Простоквашино». Внимание уделили мельчайшим деталям: даже велосипед почтальону Печкину достали, чтобы злым не был и праздник не испортил.

А в сельхозпредприятии «Красная звезда» и вовсе сделали необычную «Звездную аллею». И символично, и красиво. Тем более, что над созданием скульптуры трудились всем коллективом.

Инна Зенчик, заместитель директора организации по идеологической работе сельхозпредприятия «Племенной завод Красная звезда»:
Композицию такого масштаба можно создать не с одной версии. Здесь соединено пять версий специалистов, которые воплотились в одну идею, о которой мы рассказали своему руководителю, он одобрил и сказал, что у нас обязательно все получится. Все специалисты, которые внесли лепту своих версий, непосредственно принимали участие в организации вот этой замечательной аллеи. Почему мы ее так назвали? Потому что такую аллею можно создать только в жаркую пору года, когда вот именно идет уборочная пора. Все наше предприятие – это одна цепочка, которая складывается из нескольких звеньев, у нас очень много звеньев. У нас главный директор, главные специалисты: животноводы, повара, все-все – для них создана эта аллея, потому что в жаркую пору года непосредственно каждый принимал участие. Механизаторы, хлеборобы были на полях, агрономы тоже – руководили механизаторами, водителями. Были также задействованы повара, которые готовили для комбайнеров, водителей. Специалисты были заняты каждый своим делом. Поэтому мы считаем, что наш КСУП «Племенной завод Красная звезда» достоин этой «Звездной аллеи», которая складывается из наших звеньев. Мы именно для всех работников нашей организации создали такую «Звездную аллею».

Каждый занимался именно тем, что он предложил. Например, у нас не получилась бы без прораба, который создавал вот эти каркасы, которые мы обкручивали соломой вручную. Ничего бы не получилось без всех остальных. Девочки, которые были ответственны за создание вот этой фотозоны, это наша молодежь – отдел кадров и инженер по технике безопасности. Главный экономист тоже внесла свою лепту и решила внести такое предложение, что наша аллея должна обязательно освещаться ночью. Мы это воплотили, и она у нас ночью светится. Каждый у нас свою версию внес – и у нас все получилось.

Подходя к такому вопросу, чем мы будем обматывать вот эти ворота, столбы, которые светятся, там внутри накопители света, сзади они накапливают и ночью они светятся. А солома – это самая элитная культура нашей пшеницы, которую вырастили непосредственно наши селекционеры и агрономы.

Конечно, такую композицию невозможно было оставить без внимания. Вот и гостям она очень приглянулась. Технические «плюшки» сделали скульптуру необычной. И даже на этапе ее создания были первые желающие сделать необычное фото.

Инна Зенчик:
Когда мы создавали эту композицию, было очень интересно, машины останавливались. Когда мы ее возводили, нас фотографировали и отправляли в СМИ. Очень было приятно, что людям уже она нравилась, даже была не закончена наша идея, но потом все было очень даже замечательно. Здесь находилось очень много людей, фотографировались как поздним вечером, так и утром. Когда проезжали по этой дороге, никогда не было свободного места, всегда кто-то здесь находился и все были довольны нашим трудом.

К слову, эти «Дожинки» для «Красной звезды» и вовсе стали своеобразным мастер-классом. Именно в этом хозяйстве праздник пройдет в следующем году. Преемственность поколений здесь история семейная.