На малой родине Игоря Марзалюка. Экскурсия по Краснополью

18.10.2018 - 20:54

Аутентичная «Суша-груша» является визитной карточкой «Горскіх харашух». Народный ансамбль на протяжении многих лет сохраняет фольклорное наследие своей местности.

Именно так когда-то затягивали их мамы и бабушки.

Недаром, в песне – душа народа.

А так поют только здесь, на Краснопольской земле.

Игорь Марзалюк, депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, доктор исторических наук, профессор:
Это – Восточная Беларусь. Край практически полностью православный. Это люди очень искренние и открытые. Это люди, которые умеют поделиться последней рубашкой, последним гвоздём. Вот это – аутентичное здание образца 1946 года. Это дом, который мой дед после войны поставил.

Сам рубил.

Стены деревянного дома, казалось бы, до сих пор хранят детские воспоминания. Малая родина во многом определила карьеру известного учёного и археолога. Отец Игоря Марзалюка был учителем истории, а местность – полной открытий.

Игорь Марзалюк:
Мой путь к знаниям начался с этой школы в 1975 году. Нина сейчас здесь директорствует.

Нина Шайтуро, директор Ленинского учебно-педагогического комплекса детский сад-средняя школа:
Учились вместе.

Бытность этого учебного заведения насчитывает более ста лет.

В начале ХХ века здесь располагалось земское училище.

В 60-ых школу отстроили заново. На 320 мест.

Игорь Марзалюк:
Я хочу сказать, что учителя были очень хорошие. Был такой здоровый азарт: показать краснопольским, что и в сельской школе умеют решать задачи. 

Да, вот на этом месте, всё начиналось здесь.

Нина Шайтуро:
Закончила в 1984 году школу, в 1986 году пришла работать сюда. Встречаемся с Игорем Александровичем не только в школе, созваниваемся, когда нам что-то надо.

От деревни Ленина до водохранилища Палужского около десяти километров. Говорят, вода здесь родниковая. Здесь много рыбаков.

«Когда помру – положите мне в гроб удочку». Женщина-рыбачка с 50-летним стажем живёт в Краснополье

Но приезжают на Палужское не только за гарантированным уловом.

Игорь Марзалюк:
За тихим Сожем в белорусских лесах,

Где сосен и ёлок раздолье,

Лесное лежит Краснополье!

Тут просто хорошо быть, тут прекрасно всходит солнце и шикарно заходит, здесь дышится на полную, тут хорошо думается. Птицы. Зеркало воды. Фотоснимки, которые можно делать до бесконечности и ни один не будет повторяться. Это всё вместе делает неповторимый пейзаж вот этой земли. Земли, которую я знаю с того времени, как только себя помню…

Такого количества дикого ясеня на территории Могилёвщины больше не сыскать.

Сакральное древо растет на площади более четырех гектаров.

Ландшафтный заказник «Ясеневый гай» находится неподалеку от агрогородка Горы и лежит в пойме реки Палуж.

В народе урочище называют Костёл.

Именно здесь, в окружении нетронутой природы, находится укреплённое городище раннего железного века.

Игорь Марзалюк:
Это – самый древний центр власти на территории современного Краснопольского района. Когда на месте Краснополья рос лес, тут уже был мощный усиленный центр. Это всё, валы, рвы – насыпное, всё сделано людьми. Высокий рельеф и нарощено всё.

Это был сакральный центр.

Потом уже, когда земли Краснопольщины входили в состав Мстиславского удельного княжества, в XXII столетии, тут находился замок. Это всё мы знаем, благодаря раскопкам, которые мы здесь проводили.

Краснопольщина имеет богатое археологическое наследие, но интересно это место не только историкам. У подножия городища бьют ключи.

Криничка считается животворной.

«Это место намолено не одним поколением». Рассказываем о Горской кринице, которую считают святой

У древнего урочища остаётся много тайн, но и перспектив не меньше.

Игорь Марзалюк:
На перспективу: мы хотим сначала провести академические раскопки. Выяснить, какие постройки стояли, и потом сделать полноформатную реконструкцию городища-убежища жилую.

Вера Картузова, житель деревни Горы:
Вы ж вот сами видите, как у нас: гора, низина. Вот раньше у нас тут дорога была, теперь новый мост построили. Вот поэтому наша деревня называется Горы. Куда не свернёшь – ровного нет! Всё горы и горы.

Татьяна Снатко, житель деревни Горы:
Ну, наша деревня красивая и люди красивые, хорошие.

Живёт в горных местах почти триста человек. Практически каждая семья держит солидное подсобное хозяйство. А ещё здесь рукой подать до границы.

До российской Брянщины – считанные километры.

Татьяна Снатко:
Мы к ним, они к нам приезжают. У нас границы тут нет, всё заодно. Из России девчата замуж сюда повыходили, и наши туда тоже девчонки.

Вера Петровна и Татьяна Афанасьевна – местные знаменитости, солистки «Горскіх харашух». Самобытный ансамбль отлично знают за пределами Краснополья. Выступали на «Дожинках», покоряли столицу.

Но лучше гор – только родные Горы.

Татьяна Снатко:
Вот мы поедем иной раз в город выступать, а хочется скорей домой.

Вера Картузова:
Куда тут не пойдёшь – всё своё, родное. И люди свои.

И земля своя.

Татьяна Снатко:
Поедешь в тот Минск – никого не знаешь. Выйдешь на улицу – и с кем там поговорить?

Вера Картузова:
Звали меня сыны… Пока ноги ходят, надо жить тут, на своей родине. Тут у меня хозяин похоронен, мать похоронена.

«А где превышает, а где нормально радиация. Всё равно, едим». Как живут в деревне, отселённой после катастрофы на ЧАЭС

«Отдал Богу душу и его затянуло в болото». Показываем останки мамонта из музея в Краснополье

Юрий Земцов, фермер:
Это латвийский тяжеловоз, упряжная порода, из Прибалтики.

Советские, русские есть тяжеловозы.

Любовь к лошадям у Юрия Земцова с детства. Несколько лет назад ветеринарный врач решил сменить сферу деятельности. Фермеры-любители прикупили несколько кобыл, начали разводить.

Инициативу поддержал район: местные власти выделили землю. Сегодня табун насчитывает 40 взрослых животных и 20 жеребят. Выращивать лошадей планируют не только на продажу, но и для привлечения туристов.

Юрий Земцов:
Земля есть – район выделил. Пастбище есть. Мы их окультурим. Родом мы отсюда, здесь живём, никуда не планируем, будем развивать у себя на родине.

Игорь Марзалюк:
Видите, какая ровная кладка? Хоть ей и двести лет, в каком она состоянии. Посмотрите, как швы прошиты.

Ещё один туристический маршрут может появиться и в этом месте. В ХV веке в здании располагалась винокурня, которая принадлежала горскому пану.

Игорь Марзалюк:
Что мы хотим сделать? Криница здесь есть, купель уже сделана. А здесь можно сделать этно-фолк-музей. Чтобы здесь можно было попробовать традиционные напитки и продукты краснопольские.

И сделать зал живой археологии.

Чтоб это было два в одном: с одной стороны – популяризация малой родины, истории Беларуси через историю малой родины, с другой стороны – и чтобы копейку люди местные могли заработать, чтобы это всё работало на развитие агроэкотуризма и туризма исторического.

Как звонят колокола из авиабомбы и зачем сюда приезжают с Рублёвки. Показываем уникальный храм в Краснополье

«Было предупреждение, но никто не разгадал». На белорусской иконе перед Чернобылем появилось облако

Местные считают храм Дмитрия Ростовского символом возрождения. До Чернобыля Краснопольский район был едва ли не самым экологически чистым регионом Могилёвщины. Время лечит земли, а жизнь продолжается даже, когда не всегда клюёт.

В песнях, что переходят из поколения в поколение.

В родном доме под старой ивой.

В месте, где несмотря на выпавшие испытания, дышится полной грудью.

Loading...


«В церковь собирается, может 3 раза поменять рубашку, чтобы было красиво и аккуратно». Рассказываем о 90-летнем звонаре



Вот уже 33 года он зазывает на службу и лечит души. Познакомимся с сельским звонарем.

Его называют Дядей Ваней и Михалычем. В деревне Косута Иван Анасович для всех родная душа. Приветствует звоном молодых, провожает усопших и прислуживает в алтаре.

Ирина Есис, регент церковного хора:
Настолько интересный и ответственный человек. Приходит к нам во двор и говорит: «А я вам куриных яичек принес».

Отец Александр, настоятель храма в честь Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла:
Люди видят в нем своего родного деда. Всегда на большом позитиве и это влияет на человека.

Иван Михайлович работал почтальоном и фельдшером на ветучастке. Принимал роды у коров по ночам, никому не отказывал в помощи. С верой был всегда. Мама пела в хоре, папа был церковным старостой. И в 86-м на пенсии стал звонить в Косутском храме. Плохой слух от рождения не помешал в благом деле.

Иван Анасович, звонарь, пономарь:
На «Верую» надо ударить 12 раз, на Евангелие 7 раз.

Кто вас научил?

Иван Анасович:
Учил, был старичок Семен, он погиб на фронте.

Алла Якубик, дочь звонаря:
В церковь собирается, он может 3 раза поменять рубашку, чтобы было красиво и аккуратно. За час до службы он уже в церкви.

В свои 90 дядя Ваня даст фору многим одногодкам. Обсуждает с соседями новости и колет дрова.

Иван Анасович:
Двое внуков и один правнук. Жена уже умерла, 4 года будет.

С тех пор забираться на звонницу стало тяжело. Веревку от большого колокола протянули на первый этаж. Но для особых случаев Михайлович может дать концерт. К слову, все инструменты родом из XIX века.

Иван Анасович:
Во время советской власти все церкви были закрыты, а наша не закрыта, женщины не допустили. Самая ценная Святая Богородица.

Отец Александр:
Мой сын Тихон быстро наверх подымается и позвонит, как нужно.

Достойная смена радует звонаря. На его веку сменилось с десяток настоятелей. Традиции остались. И каждое воскресное утро Иван Михайлович открывает храм и ставит на службе свечи за мир.

Иван Анасович:
Мечтаю, чтобы хоть бы еще годик пожить, чтобы встретить Пасху.

Ирина Есис:
Когда слышишь звук колокола, он проникает в душу человека и побуждает самые прекрасные мысли.