На свадьбу может прийти любой желающий. Какие традиции чтут в чеченских семьях

11.11.2020 - 11:22

Еще во времена страшной сталинской операции под кодовым названием «чечевица», вайнахов старались отправить в Казахстан, в места, где сложно выжить. В одном таком селении родился и вырос Магомед Алсольтов. В 1989 году он вернулся на родину предков и обосновался в селе Джалка.

Магомед Алсольтов, местный житель:
Семья большая, только внуков 19. Все работают. Мне думается, что я сам и семья моя выбрали правильную жизнь.

Как и в любом кавказском клане, тут чтут традиции и хранят верность обычаям. Старших уважать. Чужого не брать. Не воровать. Мужская половина следит за очагом, а главная задача женщин – приготовить вкусные блюда.

Магомед Алсольтов:
Вот наша кухня, здесь мы питаемся. А тут самая маленькая внучка, которой я рад.

Вероника Кудринецкая, корреспондент:
Как зовут?

Магомед Алсольтов:
Рабия.

Дедушка – абсолютный глава, при этом улыбчивый и рассудительный. С домашними обращается спокойно и сухо. С сыновьями сдержанно – это обусловлено чеченским менталитетом. С гостями же никаких ограничений нет. Хозяин дома охотно рассказывает нам, кем работал, как служил в Казахстане и как дружил с белорусом по имени Николай.

Магомед Алсольтов:
Мы до того сблизились, сдружились с этим молодым человеком, что я попросил командира части, чтобы он оставил его у нас. И вот представьте себе, коечки рядом, поговорим перед сном.

Магомеду Алсольтову – 68. Он помнит все. По одной его истории можно составить летопись чеченского народа новейших времен. Недавно вышел на пенсию, в последние годы здоровье подводит. Еще пару лет назад держали скотину, а сегодня из домашних питомцев только куры.

Магомед Алсольтов:
У бабушки проблемы с суставами, а молодые не хотят, если честно. Ну, вот представьте себе, предложить вам подоить корову. Не умеете. Вот каждый так утверждает.

Потомок репрессированных вайнахов о гражданской войне вспоминает со слезами на глазах. Рассказывает разное и без прикрас – про банды и разборки, разгул и беспредел, про чеченские авизо и бензин с подпольных «самоваров», которым торговали все, кому не лень. Это время, когда народ решили стереть с лица земли.

Магомед Алсольтов:
Эту войну ни к месту придумали. Прежде всего простой народ страдал. Люди, которые затеяли эту кампанию, они не пострадали. Я только за добро – это мое первое правило.

Второе – вкусно накормить каждого, кто переступил порог дома.

Вероника Кудринецкая:
Это мне одной? Вы думаете, я съем?

Магомед Алсольтов:
Ну, сколько сможете.

Любовь к гостям течет в крови каждого чеченца. На Кавказе существует даже негласный закон: любой нуждающийся в крове и пище может прийти в дом и жить там три дня и три ночи.

Сами чеченцы признают, что их кухня не очень разнообразна. Национальные блюда простые и максимально сытные. На столе жижиг-галнаш и чеченские хингалш. Под все это подается чай. В общем, кормят до потери сознания и разрыва живота. А еще хозяин дома всегда спросит, как у гостя дела.

Магомед Алсольтов:
А у вас как дома дела? Семьи имеются, наверное.

Вероника Кудринецкая:
Нет пока.

Магомед Алсольтов:
Молоды еще?

Вероника Кудринецкая:
Ну, как сказать.

Магомед Алсольтов:
Успеется, это дело поправимое.

Вероника Кудринецкая:
В таком деле торопиться нельзя.

Магомед Алсольтов:
Гиппократ как-то сказал, его как-то спросили, когда можно жениться? И вот он говорит, жениться следует до 30 не спеша и после 30 немедля.

Сохранились в чеченских семьях и свадебные традиции, а также отношение к жене сына. Невестка высказывает большое уважение к родителям мужа, называя их не иначе, как «дада» и «нана» – отец и мать.

Несмотря на то, что местные власти отменили исторически изживший себя закон «кражи невесты», роль жениха в свадебной церемонии по-прежнему незначительная. В кодексе чеченцев написано: жених никогда не должен присутствовать на своей свадьбе. Как правило, он отсиживается в соседней комнате. На чеченскую свадьбу может прийти любой желающий. Потому на таких праздниках и собирается не меньше пятисот человек. А еще на гулянии много песен и танцев, пантомимы и слов – получается настоящее зрелище.  

А еще есть традиция: если в доме гость, обязательно нужно прочитать молитву – мавлид. У Всевышнего чеченцы просят милости и благополучия в стране, чтобы жизнь была достойной и единство укреплялось с каждым днем.

Loading...


При наличии всех материалов может понадобиться несколько недель. Как создаются декоративные снопы



Как создают декоративные снопы, узнали в программе «Центральный регион» на СТВ.

Сноп – это неотъемлемый атрибут «Дожинок». Раньше считалось, что в последних колосьях скрывается дух поля. Чтобы он и на следующий год хранил, приумножал урожай, ему посвящали последний сноп. Связку золотых колосьев издавна было принято красиво наряжать и нести в дом. Сейчас снопы с «Дожинок» хранятся в хозяйствах до следующей жатвы, как напоминание о необходимости возделывать землю со всем старанием и упорством. Впрочем, от простых снопов давно отказались, сейчас их стараются украшать, используя различные народные символы.

9-метровая мельница и необычный сквер для отдыха. Как преобразился агрогородок Синявка к «Дожинкам»

Елена Лебедько, директор Секеричского сельского дома культуры:
Чем богаче этот сноп, тем богаче урожай. Все культуры: овес, пшеница, ячмень – то, что у нас на полях убирается, – все в этом снопе собрано. Но, а верх – это самая кропотливая работа. Аист, символическая наша птица Беларуси, сделан из соломы и сами крылья сделаны из льняной ткани. Почему кропотливая? Отбеливается солома, утюгом выутюживается, где-то прострачивается, плетется.

Символический здесь и цвет лент: голубая лента – небо, золотистая – это золото пшеницы, золото колосьев, зеленая – это трава, земля, солнце и белорусский орнамент. Живые цветы нужны обязательно. Мы спрашиваем у старожилов, как они раньше это делали, и стараемся восстановить это все. Были у нас и повозки, и жнеи ехали с песнями.

В хозяйствах признаются: раньше сноп был настоящим символом урожая, к нему относились бережно и почтительно. Сейчас, с уходом от классического вида, из этого символа урожая мастера делают настоящие маленькие шедевры. Стилизуют, добавляют элементам дополнительный смысл и дают волю фантазии. Создать такой сноп – работа небыстрая. При наличии всех материалов может понадобиться несколько недель. Но о красоте для духа поля в хозяйствах начинают задумываться заранее. Заготавливают колосья, чистят их и красят, чтобы «позолотить» полученное богатство на долгую зиму. Важно также собрать дополнительные элементы: цветы, ленты и украшения. Творчество непростое, но интересное.

Елена Лебедько:
Это чистится каждый колосок от лишней соломы, потом собирается в отдельный пучок. Затем эти пучки собираются в небольшие снопики, а потом эти снопики собираются в такой большой сноп. Первоначальный этап – это заготовка снопами, это не после комбайна, это в поле серпами жали, как когда-то, потому что надо сложить аккуратненько, потом привезли сюда. Это все на каркасе, чтобы устойчиво было, мы же понимали, что он будет ездить в Синявку, из Синявки. Мне пришлось этот железный каркас разобрать, обрезать и опять заново собирать. Может быть, в процессе сборки и разборки пришлось что-то изменить.