Налетай, подешевело: какой бывает красная цена в «черную пятницу»

27.11.2016 - 21:56

Новости Беларуси. В Беларуси на неделе, как и во многих странах мира, прошла «черная пятница». День, когда магазины вывешивают беспрецедентно низкие ценники. Такие, что заставляют людей за океаном ставить палатки и ночевать у дверей супермаркетов, а внутри – драться за товары. У нас массово обвальных скидок торговые точки не предложили. Распродажи устроили очень скромное число магазинов, сообщили в программе «Неделя» на СТВ.

Рита Медведь, маркетинг-консультант консалтинговой компании:
Это большая авантюра и большая игра. Покупателю интересно, потому что это создает что-то необычное и вызывает у него эмоцию.

Сюзанна Иванкова:
О! Это же дешево. Мамочки! Это стоило, а теперь ! И ты берешь, берешь и оно хламом лежит бесполезным.

Анна Кришань, заведующий юридическим сектором общественного объединения «Минское общество потребителей»:
Они либо уменьшают торговую надбавку, либо закладывают все свои надбавки и предлагают это, как со скидкой.

Максим Слиж, СТВ:
Жаркая пара скидок предполагает, что цены с заурядной перспективой вниз опускаются, но на деле порой никакого реального снижения стоимости нет. А люди, словно заколдованные, пускаются в погоню, как им кажется, за самой нужной сердцу покупкой. А по факту и силы будут зря потрачены и экономии для бюджета никакой.

И начнем с примера наглядного. Вот на просторах всемирной паутины один из покупателей выкладывает фото, на которых под ценой со скидкой – стоимость товара, до самого выгодного предложения. У этого молодого человека от «черной пятницы», видимо, осадок эмоциональный неприятным останется. Но на практике не он первый и не он последний. Ирина попросила ее лицо скрыть. А вот трудовую книжку нам показала. В недалеком прошлом продавец-консультант одного из крупных торговых центров «черным» промыслом занималась неоднократно.

А Сьюзи в день головокружительных скидок пристально смотрит на ценники. Она шопоголик с внушительным стажем и может сходу определить, где коллекция новая, а где под видом бренда пытаются подпольного дел мастера крой всучить. Но и она не раз попадалась на уловки.

Сюзанна Иванкова:
Та цена, которая была предыдущая, почему-то становится на много выше. Она зачеркнута. И та цена, которая и была, выдается как новая со скидкой.

Рита Медведь:
Это характерно для наших стран постсоветского пространства, когда у нас за день до таких мероприятий цена увеличивается. И затем мы даем на нее большую скидку. Но чем больше «черных пятниц» проходит, тем производители становятся честнее. Если можно так сказать.

Мы вместе с Алиной, которая меньше чем за сутки до распродаж по нашей просьбе сделала контрольные снимки ценников на некоторые товары в десяти различных магазинах, отправляемся в народный контроль. И на всех бирках цена совпадает. Но нигде нет новой стоимости, в которую включена скидка. Продавцы поясняют.

Принцип ясен, но для покупателя не понятен. Ведь нужно доставать калькулятор и лично считать экономию. Или здесь какой-то новый подход…

Николай Крыжевич, начальник управления методологии, анализа и прогнозирования цен Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь:
В рамках действующего законодательства, по сути дела, субъект хозяйствования может ставить любую торговую надбавку, потому что максимальных ограничений нет за исключением социально значимой группы товаров.

Если ограничений нет, тогда попробуем приблизительно подсчитать, какой может быть максимальная скидка. Производитель в среднем делает надбавку в 10%, закладывая объемы и рентабельность. Если дальше продукцию реализует поставщик, то он еще 20% прибавляет и столько же – продавец. Получается плюс 50 – в среднем. А если продукция идет напрямую, то здесь цена возрастает приблизительно на треть. Выходит, что пресловутые минус 70% или 80% математически не выходят. А вот пример на практике.

Вот только по закону – все без лишних эмоций.

Николай Крыжевич:
Если он обозначил скидку в размере 50-60%, а представил 30%, за это от 20 до 50 базовых на него налагаются штрафные санкции.

Анна Кришань:
Если потребитель считает, что его обманули, он может обратиться в органы внутренних дел с соответствующим заявлением.

Конечно, бывают и исключения. Это когда производитель решает разгрузить переполненные склады и тогда договаривается с продавцом, что бы цену на товар понизить до себестоимости. Здесь уже дело в объеме продаж и вырученных средствах, которые снова можно пустить на производство. Но эксперты советуют тем, для кого этот день – погоня за счастьем – не спешить расставаться с «кровными».

Рита Медведь:
Выделить какую-то сумму в кошельке, которую вы готовы потратить. Выделить категорию, что это действительно подарки. И не делать крупных покупок импульсно, потому что там вероятность того, что вас обведут вокруг пальца, она намного больше.

Люди в материале: Николай Крыжевич
Loading...


Как не быть обманутым? Почему не всегда стоит доверять акциям и скидкам в магазинах



Новости Беларуси. Так называемые маркетинговые ловушки стали такой же данностью, как и сезон распродаж. И уже, казалось бы, сколько раз твердили миру, ан нет. В погоне за экономией мы порой не замечаем даже самого очевидного обмана, сообщили в программе «Неделя» на СТВ.

Дмитрий купил в одном из популярных магазинов техники телевизор. К слову, последней модели, отдал ни много ни мало 5000 рублей. И сулили ему продавцы за это счастье в бонусах, да солидное – в проценте соизмеримое с кругленькой потраченной суммой. В денежном эквиваленте рублей эдак 250. Новоиспеченный обладатель огромного экрана долго созревал к новой покупке в этом магазине. А как пришел с расчетом на бонусы, так и вышел раздосадованным. Неожиданно сгорели.

Дмитрий Травин, жертва магазинного обмана:
Мы сказали, что у нас есть бонусы. Даем карточку, а нам в ответ: «У нас бонусов нет». Мы спросили: а где они? Нам ответили: «Они сгорели».

Разумеется, кто прав, а кто виноват, разобрать сложно. На это и рассчитывают люди по ту сторону прилавка. Вероятно, кто-то не обратил внимание на мелкие буквы в договоре или на стенде за углом не прочитал условия. А может, и вовсе не так все понял. А вдруг не услышал? Чего уж!

«Хотела прийти в магазин и рассчитаться бонусами». История белоруски, которая не поняла условий акции

В целом торговля в Беларуси весьма зарегулированная в законодательном плане сфера, потому греха большого не утаить, по-крупному продавцы не блефуют. А вот мелкие «шалости» маркетологов пилюля ежедневная. И даже самый скрупулезный потребитель может проглотить крючок и не заметить. Нейромаркетологи – на острие времени, именно они реально проникают в мозг покупателя и точно завладевают его эмоциями.

Павел Зыгмантович, психолог:
Часто делают так. Выставляют что-то ужасно дорогое, что-то такое, бросающееся в глаза. Можно сделать отдельный стенд: вот здесь у нас стоит что-то неимоверно дорогое. И цену очень крупно, чтобы люди видели, что это дорого. И тогда они начнут сравнивать, что есть дорогое, и что есть остальное.

Поход в магазин, если ты вооружен исследованиями, может превратиться в фобию «магазинного обмана». Стратегия продумана тонко. У всех на слуху такие приемы, как специально подобранная в определенные часы музыка, играющая с кошельком минор; ароматерапия, рассчитанная на проголодавшихся после работы; выкладка с игрушками и сладкой мелочовкой для детишек, застрявших с родителями у кассы.

Но это далеко не все. На наше «потребительское» подсознание играет даже специально уложенная плитка в проходах магазинов, ее узор становится буквально маниакальным поводырем по всем стеллажам. Чтобы навязать дорогой товар, ставку делают на иллюзии.

Павел Зыгмантович:
Берут тележку и обязательно в ней делают отдельный отсек. Людям не очень нравится, когда продукты и туалетная бумага лежат вместе. Есть отсек, куда это можно положить, оно не смешивается. Тогда люди могут набрать себе больше в эту же корзину.

Тамара Бельская, заместитель председателя Белорусского общества защиты потребителей:
Уменьшение веса товара за ту же цену достаточно распространено, проведение акций с общей информаций.

Цена – королева манипуляций. Большинство уже научено: если за запятой 99, то это ловушка, стереотип заложен в умах. А вот стоит цифру слегка интерпретировать – допустим, 0,97 – и вуаля, трюк работает по-прежнему. Нам кажется, что это дешево. Скидки относительны, как, собственно, и цена.

Эту девушку мы уговорили рассказать нам всю правду, которая скрывается за дверью с надписью «служебный вход», на условиях, что голос и имя будут изменены. То, что она скажет, оголит нехорошую репутацию магазина. Она несколько лет проработала администратором в крупной обувной сети и знает этот «продажный мир», что называется, изнутри.

Экс-администратор магазина обувной сети:
Закупается обувь в Китае, намного продают дороже. Скидки до 50 %  не факт, что скидка будет такой, максимум 10 %. Это считается скидкой до 50 %. Только началась схема по бонусам  был плюс покупателям, но когда сами директора поняли, что идут в минус, пересмотрели.

Только сегодня, два по цене одного, третья в подарок, с дисконтом другая цена… От комбинаций скидок кружится голова, на это и рассчитано. Ведь по сути скидки – это рамки, в которые загоняют клиентов. Должен успеть в акцию, а вдруг упущу выгоду, а вдруг перекупят, и я буду в худших условиях – все это тонкая психология продаж. Многие понимают, но по-прежнему бегут, ломая двери.

Лихорадочные распродажи в наши страны пришли из Америки. Откровенная давка в Беларуси, конечно, редкость (хотя вспомните недавнюю акцию на лимитированное количество телефонов у одного из мобильных операторов). Километровую очередь занимали с ночи.

Анастасия Детхтяр, корреспондент:
Сейчас пик высокого сезона продаж стартанул с китайского дня холостяка – Всемирного дня шоппинга. Придала импульс «Черная пятница» – реальное сокращение ЧП – потребительского мозга. Инстинкт «купить все» затмевает рационализм. Между тем, британская организация защиты прав потребителей провела исследование изменения цен на товары за полгода до и полгода после Всемирной ноябрьской распродажи. Оказалось, 87 % изделий можно приобрести гораздо дешевле в другое время года.

Павел Зыгмантович:
Приходят именно потому, что упоминавшееся отвращение к потерям срабатывает. Они не хотят потерять. А дальше люди собираются в группу, начинают усиливаться друг у друга. Каждый становится чуть активнее. Это называется социальная фасилитация. Люди сами друг друга накручивают.

Ее лицо мы тоже оставим за ширмой догадок (и это тоже профессиональное). Она – тайный покупатель. Услуга стала трендом в современной индустрии продаж. Спецы под маской обычных клиентов проникают в магазины и наблюдают. Позже исследования становятся основой для изменений и сервиса, и технологии маркета.

Тайный покупатель:
«Черная пятница» – очень интересный ход. Информация, реклама так раздута. Как показывает практика, жители ждут праздника. За несколько дней цена поднялась. Перечеркнули – опустилась.

Анастасия Дехтяр:
Недосказанность с одной стороны, недоспрошенность с другой – финансовые качели интересов. Маркетолог-умы сконцентрированы сейчас на повышении эффективности сбытовой активности компании, на увеличении трафика покупателей, на удержании существующих клиентов и поддержании уровня их лояльности. Потому и инструменты для этого выбирают технологичней, чем шуфель или клещи. Нынче процедуры стимулирования покупок перешли на более сложный и более таргетированный уровень воздействия на покупательские решения. Актуальны едва ли не квестовые промокоды, лабиринтовые поиски выгоды. Все в рамках традиционного «спрос рождает». Но, откровенно говоря, такая вуаль – настоящий плацдарм для пиар-ловушек.

Сергей Скороход, маркетолог:
Самая типичная уловка – когда большой крупный оператор говорит, что у нас в тот или иной период скидки до 70 %. Скидки даются на непопулярный товар. Наиболее типичный инструмент. Бизнес не может быть проигрышным.

Но такие заигрывания не по правилам с клиентом грозят отвращением к бренду, а это риск. Потерять старого финансового донора гораздо дороже, чем привести нового. Бонусы – это своеобразный гарант камбэка, игла зависимости, на которую подсаживают клиента. Кстати, из позитива. Помните Дмитрия из начала сюжета? После того, как он пролетел с мегабонусами, видимо, повлияли накопившиеся жалобы.

Дмитрий Травин:
По истечению срока полугодичного нам прислали сообщение, что у нас есть бонусы, они и сгорят и их надо использовать.

Сергей Скороход:
Для тех компаний, которые заботятся о своем имидже, они работают честно. Для тех, кто не совсем профессионально работает, есть нарушения.

Мы заглянули в один из универмагов столицы. Здесь сулят продать товар до 45 % дешевле. И это, очевидно, без потерь для торговцев и производителей. Цифра удивляет. Сколько же реально стоит продукт? Вопрос скорее риторический и однозначно с отговоркой «коммерческая тайна».

Павел Ельканович, начальник отдела организации торговли универмага:
Как никогда в этом месяце мы увеличили количество скидок! Сам размер скидки. Сейчас скидки предоставляются практически по всем товарным группам, кое-где даже до 50 %. Скидки действительные.Часть скидки компенсирует предприятие-изготовитель, часть нагрузки берет универмаг. Мы не можем поднять цену, потом ее опустить, нам не будут доверять наши клиенты. По каждой группе кто-то может компенсировать процент. В основном все поставщики идут навстречу.

Анастасия Дехтяр:
Очереди на кассах констатируют: если скидки зажигают, значит, это кому-нибудь нужно. Аншлаг в будний обед поражает. Мы неофициально заглянули еще в один универмаг. Возомнив себя тайным покупателем, зондируем обстановку. Сегодня здесь минус 30 %. Собравшись якобы прикупить телевизор, общаемся с консультантом. А он ненароком: приходите завтра, будет 35 %. Кстати, внизу центра стоит электронный гайд по скидкам, вот только в многообразии информации путаешься. Но на инфоцентре непонятки готовы прояснить.

Идем в ценовую разведку. Плохо только то, что ходить нужно с калькулятором. Из-за того, что скидки ежедневно пляшут, прейскурант стоит максимальный. Вот норковая шубка. Стоит 8000, а завтра ее можно будет взять на 35 % дешевле, эдак за 5 200. Да, натуральный мех нынче моветон. В тренде осознанное потребление. Это, кстати, тоже весьма экологично, ведь в эпоху гипервещизма наше «плюшкинство» реальная угроза не только личному бюджету, но и окружающей среде.

Профилактикой от лишних трат и противозельем от лохотрона станут вдумчивый подход к покупкам, сравнительный анализ, внимательное отношение к информации, четкий список приобретений и лимит бюджета. Если же вы натура импульсивная и с легкостью попадаете в шоппинг-зависимость, вооружитесь психологическими знаниями. И помните, что лишь незначительные траты вызывают эйфорию и способны лечить грусть. Но есть финансовый порог, который запускает в нашем сознание чувство боли. Искусство найти свою золотую середину сродни персональному экономическому чуду.