«Наши скрипки через 200-300 лет будут звучать как Страдивари». Показываем рабочее место Владимира Хазанова

02.10.2018 - 11:17

Любовь к музыке Владимир Хазанов получил по наследству, а конструировать тянуло с самого детства. Однажды мальчик заболел и долго слушал, как отец играет на скрипке. Вдохновленный, он попросил принести ему кусочек дерева и ножик. Так в 7 лет Володя сделал свою форму четырехструнной классики. 

Владимир Хазанов, музыкант, мастер по реставрации и изготовлению скрипок:
Вообще, мой идеал специальности всегда был инженер-конструктор. В Ленинградском училище был известный мастер Иван Петрович Кривов. Кое-какие знания и уроки у него почерпнул. 

Скрипки от талантливого мастера разлетелись по всему миру. Они приносят музыкантам звания лауреатов. А все потому что каждую деталь Владимир Хазанов делает с душой. Правда, больше одного инструмента в год не создает. Художник не хочет быть просто ремесленником.  

Владимир Хазанов: 
Один раз сделал скрипку, которая мне так не понравилась, и я три года не мог прикоснуться. Самое волнительное для скрипичного мастера это первый звук. Или тебя ждет восторг или полное разочарование

По ночам в окошке мастера горит свет. Нижнюю поверхность Владимир оттачивает из карпатского клена, который раздобыл еще во времена Советского Союза. Как настроит мастер, так скрипка и зазвучит, здесь важен каждый миллиметр. А известного мастера Антонио Страдивари выручал идеальный слух.    

Владимир Хазанов:
Он уже имел представление, что из этого куска дерева получится. Есть такая теория, что наши скрипки через 200-300 лет будут звучать как Страдивари. Вполне может быть, потому что дерево становится как камень и это добавляет звучания.  

Владимиру Хазанову приносят скрипки на реставрацию, как к доктору. Мастер определяет точный диагноз, заживляет трещины и не только.  

Называть скрипки женскими именами для Владимира Хазанова добрая традиция. В честь жены Алена, дочки Елизавета. Неравнодушна к творениям дедушки и внучка мастера. Маленькая Алиса уже успела получить в подарок свой именной инструмент. 

Итальянцы создавали четырехструнную классику в подражание человеческому голосу. Традиции хранят в городе Кремона. Вот уже несколько столетий это центр скрипичного производства. Возможно, благодаря такому таланту, как у Владимира Хазанова, на карте музыкальных столиц появится и Минск.  

Владимир Хазанов:
Скрипичную школу надо создать именно мастеров.  

Люди в материале: Владимир Хазанов


Возрождение бренда. Пианино «Беларусь» передали в дар музыкальному колледжу в Гродно. И вот как их оценили учащиеся и преподаватели



Новости Беларуси. Инструментальный дебют состоялся в Гродно. Студенты музыкального колледжа получили в подарок пианино белорусского производства, сообщили в программе Новости «24 часа» на СТВ.

Их создали на фабрике в Минске, которая сохраняет традиции, заложенные в Борисове. Там ранее работало, пожалуй, самое известное предприятие по выпуску музыкальных инструментов. По поручению Президента производство возродили, и сегодня таланты по всей стране получают вот такие подарки.

Как звучит возрожденный бренд, оценила корреспондент Яна Шипко.

Этот ветеран музыкального фронта родом из 1960-х не спешит хранить молчание. Еще бы, в свое время фортепиано «Беларусь» звучали на весь Союз. А борисовская фабрика выпускала до 10 тысяч инструментов в год. Сегодня уже ретро-фоно пришлось потесниться. Учебный день начался под аккомпанемент десяти новеньких преемников легендарной марки.

Звуки музыки. В Беларуси намерены возобновить производство музыкальных инструментов

Пальцы пианиста порхают по клавишам. Под стать технике и темпу музыканта и яркий звук инструмента. Преподавателю колледжа, лауреату многочисленных международных конкурсов Алексею Петрову не терпелось опробовать новинку.

Алексей Петров, пианист, преподаватель Гродненского государственного музыкального колледжа:
Я думаю, что этот инструмент стал поиском таких технических задач, технологических решений и вобрал в себя все лучшие тенденции, которые сейчас существуют на рынке музыкальных инструментов.

По дизайну оно очень приятное. Тут есть, если вы видите, такой доводчик. Раньше была такая шутка, что хлопнуть крышкой и уйти. Сейчас это невозможно, потому что крышка благодаря доводчику закрывается всегда мягко.

Впрочем, повод раздосадовано хлопать крышкой инструмент даст едва ли. Учащиеся колледжа уже оценили звучание возрожденной легенды на новом уровне. Алиса учится на хоровом отделении. Готовится к экзаменам с таким подарком вдвойне приятно.

Алиса Перешейн, учащаяся Гродненского государственного музыкального колледжа:
Мы очень рады, что у нас появились новые инструменты, приятно заниматься, удобно, другой уровень и комфорт.

Анастасия Пономарева, учащаяся Гродненского государственного музыкального колледжа:
Для музыкантов-пианистов важно, чтобы был инструмент хороший, чтобы было хорошее звучание. И это приятно, когда ты играешь на хорошем инструменте – это эстетическое удовольствие и звуковое удовольствие.

Белорусское фоно вдвое дешевле, например, чешского Петрова, но ничуть не уступает по качеству. Цена одного пианино – больше 9 тысяч рублей. Деньги на покупку из республиканского бюджета.

Алексей Солодухин, директор Гродненского государственного музыкального колледжа:
На этот год нам также выделено 38 тысяч на приобретение. Мы еще думаем, изучаем рынок, что купить, какие инструменты. И, что очень важно, 20 тысяч 800 рублей выделено на ремонт музыкальных инструментов, потому что у нас многие инструменты имеют почтенный срок, но если их качественно отремонтировать, они еще могут послужить.

Импульсом для обновления базы музыкальных инструментов по всей стране в марте 2018 года стала встреча Президента с творческой молодежью. Именно учащийся гродненского колледжа Петр Пашкевич озвучил проблему нехватки дорогостоящих инструментов. Александр Лукашенко поручил возродить производство белорусского фортепиано, но на более высоком уровне.

Обыграть принципиальное решение удалось быстро. Новый инструмент под знакомым брендом делают в Минске. Современное производство совмещает традиции и новейшие технологии. Европейское и китайское оборудование сделано на заказ. Но доверяют ему только склейку корпуса и автоматическое обыгрывание. Всё остальное – кропотливый ручной труд. Операций более тысячи. Добиться идеальной тональности сложного механизма можно только вручную.

Кстати, мастера, работавшие еще на борисовской фабрике, передают опыт молодежи. Цель – увеличить объемы. Пока белорусский музпром переживает ренессанс, в музыкальные школы по всей стране предстоит поставить 1,5 тысячи фортепиано.