«Назовите любого русского художника XIX века, более-менее известного, и он будет». Показываем экспозицию Национального художественного музея

06.02.2019 - 14:55

Национальный художественный музей Беларуси отметил 80-летний юбилей. Обитель уникальных артефактов искусства создавалась, как Государственная картинная галерея. Сегодня это – святая святых, где можно будет увидеть работы лучших отечественных художников, познакомиться с коллекциями древнего белорусского искусства и почувствовать стиль западной Европы, России и стран Востока.

Проект «Сальвадор Дали» и выставка арабского искусства. Чем удивит Национальный художественный музей в 2019 году

Гость программы «Утро. Студия хорошего настроения» на СТВ – заместитель генерального директора по фондовой работе и реставрации Национального художественного музея РБ Сергей Вечер.

Национальный художественный музей Беларуси имеет определённое количество залов или отделов. Как у вас сейчас всё строится?

Сергей Вечер, заместитель генерального директора по фондовой работе и реставрации Национального художественного музея РБ:
У нас сегодня примерно 32 тысячи музейных предметов. Вроде бы, по количеству – немного, но по своему качеству  собрание очень высокого уровня. Но абсолютно признано, что коллекция русского искусства, которая имеет около 5 тысяч предметов – назовите любого более-менее известного русского художника XIX века, и он обязательно будет в нашем музее.

Васнецов?

Сергей Вечер:
Есть. Суриков – есть.

Шишкин?

Сергей Вечер:
Есть. Брюллов – есть. Все есть. Может там нет Верещагина, но очень хорошо сформированная коллекция, заслуга, конечно, Елены Васильевны Аладовой. Что касается белорусского искусства, всё-таки, мы должны уже пропагандировать и наше искусство, то начиная с X века и до XXI, до наших дней, у нас есть тоже большая (это самая большая) коллекция белорусского искусства. Это и шикарная коллекция древнебелорусских икон. Иконы белорусской школы XVII, XVIII веков, начала XIX века. Это и коллекция исторического портрета.

Это коллекция произведений декоративно-прикладного искусства народов Востока.

Самая большая у нас коллекция – это Китая. С XV века. Но представлены также и Индия, и Иран, и Япония, и Корея, и другие.

Люди в материале: Сергей Вечер
Loading...


Возвели всего за пять лет. Как появился Национальный художественный музей



Как появился Национальный художественный музей в Беларуси, рассказали в документальном проекте «Тайны Беларуси».

Почетную миссию возводить музей среди руин и пепла доверили молодому архитектору Михаилу Бакланову. Принято беспрецедентное решение – строить храм искусства поближе к проспекту. Это было первое здание в Советском Союзе, спроектированное специально под музей. Массивные колонны и тяжелый фасад должны были на контрасте играть с легким вестибюлем. Здесь же впервые был опробован новый способ отделки – церазитная штукатурка. Правда, многие идеи архитектора так и остались на бумаге.

Надежда Усова, ведущий научный сотрудник Национального художественного музея Беларуси:
Первый проект был – галерея, храм искусства. Он сам нашел для нее место – где стоит сейчас новое здание Министерства иностранных дел. Проект должен был быть очень удачным для картинной галереи. Само здание находилось на возвышенности и террасами спускалось к реке. Там предполагались фонтаны, лестницы. Но главный архитектор города не утвердил этот проект.

Строительство шло стахановскими темпами – махину возвели всего за пять лет. Новоселье музейщики справляли под сводом строительных лесов. Хранилища и экспозиционные залы стали заполнять шедеврами, не дожидаясь ввода здания в эксплуатацию.

Ирина Назимова, искусствовед, сотрудник Национального художественного музея Беларуси (1957-1990 г.):
Когда надо было переносить золоченые рамы, мы просто их надевали на шею и в этих рамах мы шли как в крестном ходе Репина.

Государственный художественный музей должен был распахнуть свои двери 5 ноября 57-ого. Дата рифмовалась с 40-летием Октябрьской революции. Чтобы не завалить сроки, стройку пришлось ускорять – порой и в ущерб итоговому проекту. Бакланов с боем отвоевывал каждую деталь.

Надежда Усова:
Вот он запланировал в наших знаменитых нишах многофигурные композиции со знаменами. Но вдруг он увидел, что созданы совершенно другие скульптуры – тайно от него. Он пришел в ярость. Времени уже не было и пришлось эти скульптуры установить. Михаил Иванович попал в больницу, открывали здание уже без него.