«Ничего подобного на Западе создано не было». Как создавалась настоящая сенсация в искусстве военного времени – опера «Алеся»

23.11.2020 - 17:33

В документальном проекте «Тайны Беларуси» рассказали, как создавалась настоящая сенсация в искусстве военного времени – опера «Алеся».

Военные годы Евгения Тикоцкого прошли в творческом ключе. В 1941-м он отправился в Крым для работы над балетом «Бэла». Война застала врасплох. Под звуки кононады он пытается вернуться в белорусскую столицу, где остались жена и дети. Минск к тому времени заняли фашисты.  

Убитый горем, музыкант отправляется в эвакуацию. Несколько лет мгновенно поседевший композитор проводит в неведении: жива ли семья. Из затяжной депрессии его выведет телефонный звонок. Тикоцкого срочно вызывают в Москву. Партия ставит перед ним новую задачу – создать оперу про белорусских партизан. Так началась история военной народной драмы «Алеся».

Ирина Горбушина, кандидат искусствоведения, заведующий отделом музыкального искусства и этномузыкологии НАН Беларуси:
Памятуя о своей плодотворной работе «Михась Подгорный», о дружбе с Петрусем Бровкой, Тикоцкий обращается к нему за написанием либретто. Работу осложнял тот факт, что в 1942 году еще было мало информации о партизанах. Тикоцкий уже в 1943 году завершает работу над клавиром. На тот момент он находится в городе Горьком, в Горьком же тогда в эвакуации – труппа Минского театра оперы и балета. Совместно с труппой начинается работа над оперой.

Тикоцкий не находит себе места. Мысли о судьбе семьи не дают покоя. Наконец, Белорусский штаб партизанского движения получает задание из Белокаменной – разыскать семью композитора. Для их спасения разворачивают настоящую спецоперацию. 

Александр Тикоцкий, внук композитора Евгения Тикоцкого, кандидат филологических наук:
С помощью подпольщиков семья была вывезена из города и оказалась в партизанском отряде. В лесу они жили полгода, потом за ними прилетел самолет, через линию фронта всю семью перевезли в Москву.

Тем временем работа над оперой идет полным ходом. В главной роли – блистательная Лариса Александровская. Старожилы вспоминают: музыку к опере композитор писал, делая ставку на ее глубокий, грудной тембр голоса. А режиссером выступил знаменитый на весь союз Борис Покровский. В начале войны тот работал в Горьковском театре. Именно он и приютил у себя в годы эвакуации минских актеров.  

Лидия Макаревич, заведующий сектором архивной работы Большого театра Беларуси:
Успамінае рэжысер Барыс Пакроўскі, які працаваў над гэтай операй, яму крышку было незразумела, калі шла падрыхтоўка, чаму артысты не апранаюць тыя ці іншыя касцюмы, а хочуць працаваць у іншых. Што значаць іншыя касцюмы? Яму пасля артысты патлумачылі, што яны апраналі тыя сапраўдныя касцюмы, у якіх хадзілі партызаны. Настолькі пранікліся матэрыялам і тым, што яны спявалі, паказвалі на сцэне, што рэжысеру прыйшлося пагадзіцца з гэтым.

Декабрь 1944-го. Минск облетает новость о предстоящей премьере оперы. В это сложно было поверить. Недавно освобожденная белорусская столица лежала в руинах. Улицы завалены битым кирпичом, здания разрушены, вода подается с перебоями, канализация не работает. Еще идет война. И вдруг опера.

Ирина Горбушина:
Поскольку театр оперы и балета за годы войны был разрушен, невозможно было осуществить там премьеру оперы «Алеся». Ее триумфальная премьера состоялась 31 декабря 1944 года на сцене Дома Красной Армии. Публика восприняла оперу очень тепло, потому что это события, которые только-только происходили. Опера вызвала широкий резонанс.

Это стало настоящей сенсацией. Опера «Алеся» – поэтичный, эмоциональный спектакль, наполненный интонациями белорусского фольклора, еще долго не сходила с театральных подмостков. Шли годы, менялся исполнительский состав, опера требовала нового осмысления.

В 1955-ом после редакции спектакль уже с другим названием – «Девушка из Полесья» – вновь отправился покорять Москву, на вторую декаду белорусского искусства. После очередного триумфа Тикоцкий вернулся народным артистом СССР.

Татьяна Мдивани, доктор искусствоведения, профессор НАН Беларуси:
Эта тема, которую дала война, не является каким-то формальным заказом, она шла от души композиторов. Они чувствовали необходимость самовыражения. Ничего подобного на Западе создано не было. В этом случае вся советская музыка, в том числе и белорусских композиторов, они преподнесли урок стойкости, мужества своего творческого сознания и духа. 

Loading...


Сказал бы, чтобы он берёг себя. Близкие рассказали, какие вопросы задали бы Мулявину, если бы он был рядом



Новости Беларуси. 12 января исполнилось бы 80 лет Владимиру Мулявину. Человеку, который при жизни стал легендой белорусской музыки, создал неповторимый ансамбль «Песняры», сообщили в программе «Неделя» на СТВ. «Александрина», «Беловежская пуща», «Вологда» – этим песням до сих пор подпевают миллионы. Судьба «песняра» необычна и показательна одновременно. Родом с Урала – Мулявин полюбил Беларусь и белорусов всей душой. Приехав однажды, остался здесь навсегда.

Музыканта не стало в 2003-м. В таком, как сегодня, морозном январе. Мулявин не смог восстановиться после автокатастрофы, приковавшей его к постели. Артист ушел, словно предчувствуя: время «Песняров» заканчивается. Но, очевидно, ошибся. Ведь все его наследие лишь предстоит осознать.

Дмитрий Боярович, корреспондент:
Что бы вы сказали Владимиру Георгиевичу, если бы он был здесь, рядом?

Роман Козырев, художественный руководитель ансамбля «Песняры»:
Наверное, спросил бы, как ему нравятся наши новые песни. Мне было бы интересно услышать от него какую-то критику.

Марина Мулявина, дочь Владимира Мулявина:
Вот сядь сюда, на это место. Оно будет твое, как всегда. Отдыхай, наслаждайся. А мы вокруг тебя будем летать, а ты пиши, а ты твори.

Алексей Ереньков, композитор:
Я бы каждый раз говорил ему, когда бы мы прощались, то, что сегодня говорим мы друг другу. Я бы говорил: «Владимир Георгиевич, берегите себя, потому что вы нужны, вы можете много еще сделать полезного и нужного для нас. Берегите себя, и все будет хорошо.

«Чтобы мы не забывали, что с нами был гениальный человек». В театре Горького рассказали, почему уже семь лет ставят спектакль «Песняры» – подробнее здесь