«Ничего подобного на Западе создано не было». Как создавалась настоящая сенсация в искусстве военного времени – опера «Алеся»

23.11.2020 - 17:33

В документальном проекте «Тайны Беларуси» рассказали, как создавалась настоящая сенсация в искусстве военного времени – опера «Алеся».

Военные годы Евгения Тикоцкого прошли в творческом ключе. В 1941-м он отправился в Крым для работы над балетом «Бэла». Война застала врасплох. Под звуки кононады он пытается вернуться в белорусскую столицу, где остались жена и дети. Минск к тому времени заняли фашисты.  

Убитый горем, музыкант отправляется в эвакуацию. Несколько лет мгновенно поседевший композитор проводит в неведении: жива ли семья. Из затяжной депрессии его выведет телефонный звонок. Тикоцкого срочно вызывают в Москву. Партия ставит перед ним новую задачу – создать оперу про белорусских партизан. Так началась история военной народной драмы «Алеся».

Ирина Горбушина, кандидат искусствоведения, заведующий отделом музыкального искусства и этномузыкологии НАН Беларуси:
Памятуя о своей плодотворной работе «Михась Подгорный», о дружбе с Петрусем Бровкой, Тикоцкий обращается к нему за написанием либретто. Работу осложнял тот факт, что в 1942 году еще было мало информации о партизанах. Тикоцкий уже в 1943 году завершает работу над клавиром. На тот момент он находится в городе Горьком, в Горьком же тогда в эвакуации – труппа Минского театра оперы и балета. Совместно с труппой начинается работа над оперой.

Тикоцкий не находит себе места. Мысли о судьбе семьи не дают покоя. Наконец, Белорусский штаб партизанского движения получает задание из Белокаменной – разыскать семью композитора. Для их спасения разворачивают настоящую спецоперацию. 

Александр Тикоцкий, внук композитора Евгения Тикоцкого, кандидат филологических наук:
С помощью подпольщиков семья была вывезена из города и оказалась в партизанском отряде. В лесу они жили полгода, потом за ними прилетел самолет, через линию фронта всю семью перевезли в Москву.

Тем временем работа над оперой идет полным ходом. В главной роли – блистательная Лариса Александровская. Старожилы вспоминают: музыку к опере композитор писал, делая ставку на ее глубокий, грудной тембр голоса. А режиссером выступил знаменитый на весь союз Борис Покровский. В начале войны тот работал в Горьковском театре. Именно он и приютил у себя в годы эвакуации минских актеров.  

Лидия Макаревич, заведующий сектором архивной работы Большого театра Беларуси:
Успамінае рэжысер Барыс Пакроўскі, які працаваў над гэтай операй, яму крышку было незразумела, калі шла падрыхтоўка, чаму артысты не апранаюць тыя ці іншыя касцюмы, а хочуць працаваць у іншых. Што значаць іншыя касцюмы? Яму пасля артысты патлумачылі, што яны апраналі тыя сапраўдныя касцюмы, у якіх хадзілі партызаны. Настолькі пранікліся матэрыялам і тым, што яны спявалі, паказвалі на сцэне, што рэжысеру прыйшлося пагадзіцца з гэтым.

Декабрь 1944-го. Минск облетает новость о предстоящей премьере оперы. В это сложно было поверить. Недавно освобожденная белорусская столица лежала в руинах. Улицы завалены битым кирпичом, здания разрушены, вода подается с перебоями, канализация не работает. Еще идет война. И вдруг опера.

Ирина Горбушина:
Поскольку театр оперы и балета за годы войны был разрушен, невозможно было осуществить там премьеру оперы «Алеся». Ее триумфальная премьера состоялась 31 декабря 1944 года на сцене Дома Красной Армии. Публика восприняла оперу очень тепло, потому что это события, которые только-только происходили. Опера вызвала широкий резонанс.

Это стало настоящей сенсацией. Опера «Алеся» – поэтичный, эмоциональный спектакль, наполненный интонациями белорусского фольклора, еще долго не сходила с театральных подмостков. Шли годы, менялся исполнительский состав, опера требовала нового осмысления.

В 1955-ом после редакции спектакль уже с другим названием – «Девушка из Полесья» – вновь отправился покорять Москву, на вторую декаду белорусского искусства. После очередного триумфа Тикоцкий вернулся народным артистом СССР.

Татьяна Мдивани, доктор искусствоведения, профессор НАН Беларуси:
Эта тема, которую дала война, не является каким-то формальным заказом, она шла от души композиторов. Они чувствовали необходимость самовыражения. Ничего подобного на Западе создано не было. В этом случае вся советская музыка, в том числе и белорусских композиторов, они преподнесли урок стойкости, мужества своего творческого сознания и духа. 

Loading...


«Чтобы много читали». Главный дирижёр Президентского оркестра дал советы новичкам



Влада Родовская:
Меня зовут Влада Родовская, и сегодня с утра пораньше я решила заглянуть на короткий разговор к главному дирижеру Президентского оркестра Виталию Кульбакову.

Виталий Кульбаков – главный дирижер Заслуженного коллектива Республики Беларусь Президентского оркестра Республики Беларусь. Возглавил оркестр в декабре 2020 года. Пришел в коллектив 17 лет назад.

Влада Родовская:
Когда и как вы приняли решение стать дирижером?

Виталий Кульбаков, главный дирижер Президентского оркестра Республики Беларусь:
Точно не помню, это долгий был эволюционный процесс. Не могу сказать, когда я принял это решение. Постепенно вливаясь в профессию, знакомясь с ней, я принял решение. Осознанно – когда учился в консерватории.

Влада Родовская:
Какими качествами должен обладать дирижер?

Виталий Кульбаков:
Большая совокупность качеств. Это трудолюбие, жажда познания чего-то нового. Это работа с людьми. Конечно, музыкальные дисциплины должны присутствовать у дирижера – знание всех музыкальных дисциплин.

Влада Родовская:
Каков был ваш путь становления?

Виталий Кульбаков:
У меня был долгий путь становления, он начался после моего семилетия. Родители меня отправили в детскую студию, потом я перешел в детскую музыкальную школу, потом я поступил в музыкальное училище, впоследствии закончил Белорусскую государственную академию музыки.

Влада Родовская:
Что самое трудное для вас в вашей профессии?

Виталий Кульбаков:
В моей профессии я не вижу трудностей. Трудности я сравниваю с какими-то преградами, мне интересно их преодолевать. Трудностей как таковых у меня нет. Я не замечаю трудности.

Влада Родовская:
Какое произведение вы считаете самым сложным для оркестра?

Виталий Кульбаков:
Конкретное произведение я назвать не могу, которое самое сложное. Я думаю, в каждом произведении, в различных жанрах, стилях есть свои сложности. По ходу мы их решаем.

Влада Родовская:
Чем вы предпочитаете дирижировать: палочкой или рукой?

Виталий Кульбаков:
Когда идет техническая часть, то есть репетиционный процесс, я дирижирую без палочки. Обычно у меня в руках находится простой карандаш, потому что все произведения, которые приходят в оркестр, в основном это аранжировки наших аранжировщиков оркестра. Это новые произведения, осмысленные. Это переложение, сделанное аранжировщиками для нашего оркестра.

Влада Родовская:
Зачем нужны дирижеры, если музыканты и так знают, как играть?

Виталий Кульбаков:
Каверзный вопрос. Дирижер должен всех музыкантов соединить в общий коллектив, создать ансамбль, создать общее видение и концепцию того или иного произведения.

Влада Родовская:
Какой карьерный рост у дирижера?

Виталий Кульбаков:
Я думаю, что карьерный рост у дирижера – это создание и освоение каких-то новых программ, интересных зрителю и слушателю.

Влада Родовская:
Что вам нравится в вашей профессии?

Виталий Кульбаков:
Больше всего мне нравится общение с людьми. Я люблю работать с коллективом, а когда этот коллектив большой, мне интересно взаимодействовать, решать какие-то вопросы.

Влада Родовская:
Дайте совет начинающим дирижерам.

Виталий Кульбаков:
Советую начинающим дирижерам, чтобы много читали и руководствовались опытом именитых дирижеров, чтобы на своем пути некоторые ошибки обойти стороной.

Влада Родовская:
Какие у вас творческие планы и где вас можно увидеть?

Виталий Кульбаков:
В ближайшее время во Дворце Республики состоится концерт народной артистки России и Грузии Тамары Михайловны Гвердцители, 24 апреля. Она представит зрителю новую программу и, конечно, свои старые хиты.