новости СТВ в твиттере

Вы здесь

Герои Беларуси. Фильм седьмой

01.12.2009 - 21:58
История героев независимой Беларуси началась поздним вечером 23 мая 96-го, когда в небо над Барановичами взлетел Су-27.

Медаль «Герой Беларуси» — высшая степень отличия.

Присваивается указом Президента за исключительные заслуги перед государством и обществом. Звезду героя можно получить только один раз. Однако «герой» – это навсегда.

Медаль

История героев независимой Беларуси началась поздним вечером 23 мая 96-го, когда в небо над Барановичами взлетел Су-27. Управлял им летчик-истребитель 1-го класса Владимир Корват.

Это был обычный учебно-тренировочный полет. Однако через несколько минут после взлета на землю полетели сообщения о множественных неполадках. Отказала система управления. Лётчик получил команду немедленно покинуть стремительно падающий самолёт.

Герой Беларуси Владимир Корват

Владимир Корват не катапультировался. Его Су-27 находился как раз над деревнями Арабовщина и Большое Гатище. Записи «черного ящика» покажут, что имевшиеся драгоценные 14 секунд до падения пилот выдавливал рычаг управления, пытаясь отвести 25-тонный самолет с полным боекомплектом и баком горючего в сторону от жилых домов.

Самолет Су-27

Самолет Владимира Корвата упал здесь. На этом месте теперь памятник - небольшой курган из камней.

Памятник Владимиру Корвату

Су-27 был практически новый — всего 123 часа налета. Машина потеряла управление из-за пожара в левом обтекателе хвостовой части.

Юрий Воробьев, командир 61-й истребительной авиационной базы:

- Самое страшное было в неопределенности. Это был нестандартный случай. Он и до сих пор является нестандартным. Пожар случился в том месте, где нет датчиков. Летчик о пожаре не получил информации.

Юрий Воробьев

За мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга, Владимир Корват первым в истории Беларуси был удостоен звания Героя Беларуси. Посмертно.

Приказом министра обороны Владимир Корват навечно зачислен в списки личного состава 1-ой авиационной эскадрильи. Во время общевойсковой поверки произносится фамилия героя. Кроме этого, здесь же, в казарме, установлено и почетное место Владимира Корвата, как символ того, что он навечно в рядах летчиков- истребителей. В части, где служил Герой, недавно открыли музей.

Александр Чернышев, заместитель командира батальона по идеологической работе:

- Это часть самолета, на котором он потерпел катастрофу. Здесь вы видите элементы самолета, кресло катапультирования. Часть т. н. наза, которая находится под креслом.

Александр Чернышев

ГЕРОЙ БЕЛАРУСИ ПОЛКОВНИК АЛЕКСАНДР МАРФИЦКИЙ И ГЕРОЙ БЕЛАРУСИ ПОЛКОВНИК АЛЕКСАНДР ЖУРАВЛЕВИЧ

Рядом стенд, посвященный памяти еще двух пилотов авиабазы – полковника Марфицкого и полковника Журавлевича, трагически погибших во время демонстрационных полетов в Польше. Летчики также ценой собственных жизней увели падающий самолет от населенного пункта.

Герой Беларуси Александр Марфицкий и герой Беларуси Александр Журавлевич

Юрий Воробьев, командир 61-й истребительной авиационной базы:

- Летчик сначала думает о тех, кто на земле, затем о самолете. И только в последнюю очередь о себе. И так получилось, что времени думать о себе уже не было.

ГЕРОЙ БЕЛАРУСИ ПАВЕЛ МАРИЕВ

48 лет жизни Павел Мариев отдал жодинскому «БелАЗу». Прошел здесь путь от техника-технолога до гендиректора, так что участвовал во всех этапах становления предприятия.

Самыми сложными были 90-е. Тогда решался вопрос – выживет «БелАЗ» или нет. Производитель самых мощных в мире самосвалов слабел под натиском рынка. Ежегодно выпуск самосвалов сокращался в разы, а само производство требовало серьезной реконструкции.

Павел Мариев, Герой Беларуси:

- Мы перестраивали себя не только в плане производства техники, но и учились продавать. Мир довольно закрытый был, и нам приходилось делать все самим, зная заочно своих конкурентов.

Павел Мариев

Дело было не только в экономике, но и в психологии. Взять на себя ответственность за погибающий завод, коллектив в 11 тысяч человек - на такое способен не каждый. Мариев - первый, кто рискнул пойти на такой крупный проект, несмотря на устрашающую по темпам инфляцию. Немыслимо огромные для того времени деньги на реконструкцию «БелАЗа» дали иностранные банки, и то исключительно под гарантии государства.

Павел Мариев:

- Этот самосвал впервые был спроектирован полностью на компьютере, это ускорило и процесс проектирования, и, в дальнейшем, производство. Все последующие модели мы проектировали также с использованием компьютера.

Самосвал

Две очереди дорогостоящей реконструкции. «БелАЗ» обновил производство и получил такой конвейер, о котором конкуренты только могли мечтать.

Павел Мариев:

- На этом конвейере возможна сборка до 10 самосвалов в смену. А это уже говорит о наших возможностях по срокам поставок.

И продажи жодинских гигантов пошли. К слову, один такой стоит в среднем 1 млн. долларов. А самосвал грузоподъемностью 320 тонн - раза в 2-3 больше. К тому времени, когда был подписан указ о присвоении Мариеву звания Героя, «БелАЗ» успел завоевать треть мирового рынка большегрузных самосвалов. Сегодня конструкторы задумываются о машине грузоподъемностью в 560 тонн.

Конструкторская мысль на «БелАЗе» заходила гораздо дальше самосвалов-гигантов. Хотели освоить выпуск и легковых авто.

Павел Мариев:

- Мы пытались для себя создать базовый авто для широкого потребителя. Особенность этого авто в том, что у него пластмассовый кузов. Такое направление было выбрано не случайно. Таким образом, сокращается технология производства кузова.

Чтобы начать производство, банально не хватило средств. Теперь два таких уникальных образца самого маленького белорусского авто колесят по площадям завода, на котором собирают самые большие в мире самосвалы.

ГЕРОЙ БЕЛАРУСИ МИХАИЛ КАРЧМИТ

На кладбище деревни Снов один из памятников выше других. Здесь покоится Михаил Карчмит. Или, как его здесь называют, председатель от Бога. Герой Беларуси ушел от нас в 2004-м. Хотя, пожалуй, главный памятник таланту агрария – это сама деревня Снов. На местном агрокомбинате передовые сельхозтехнологии начали осваивать лет на 15 раньше, чем в других хозяйствах. Если для кого-то 60 центнеров с гектара - это фантастическая урожайность, для Снова - это пройденный этап. Николай Вячеславович учился с Карчмитом, а потом вместе работал. Сегодня успешно продолжает дело большого председателя.

Памятник Михаилу Карчмиту

Николай Радоман, председатель правления СПК «Агрокомбинат «Снов»:

- Новые у него были идеи. И, самое главное, что в то время, в 90-х годах, начали строить переработку, это был рискованный шаг и один из шагов, которые предпринял Карчмит. Деньги у нас на счетах были - 18 млн рублей. Ну и после известных причин, которые случились - после развала союза, после дефолта - обесценились. Заслуга, конечно, Михаила Александровича в то время, что он не растерялся, купил новую технику, фактически полностью у нас поменялся и тракторный, и автопарк…

Николай Радоман

Кстати, убедить односельчан и чиновников повыше пойти на такой шаг оказалось делом непростым. Карчмит несколько раз поднимался на трибуну, убеждая вложить накопленные деньги в производство. А когда Верховный Совет принял постановление о дележе колхозных земель, насмерть встал против. И даже запретил у себя в хозяйстве разбазаривать гектары. Время подтвердило его правоту. Все последующие годы показатели в Снове были на уровне европейских.

Николай Радоман:

- Этот комбикормовый завод построил Карчмит. В то время он сориентировался: чтобы получать хорошие привесы, надо свои иметь корма. Кормовая база - это основа всего.

В Снове производят практически все, что растет на нашей земле. Почти половина уходит через собственную торговую сеть. А это значит, хозяйство не теряет деньги на посредниках.

Николай Радоман:

- Мы получаем немалые деньги. В прошлом году мы получили чистой прибыли 26.5 миллиардов. В принципе, на счетах денег нет. Я перенял опыт моего предшественника Карчмита. Вкладываем деньги в производство, в технику, в новые технологии, в племенной скот, чтобы получать лучшие результаты.

ПЕТР ПРОКОПОВИЧ, ГЕРОЙ БЕЛАРУСИ

Петра Прокоповича называют главным банкиром страны. В свое время не без его участия и взвешенных решений золотой запас Беларуси увеличился почти в 9 раз. Хотя, как говорил Президент, у этого банкира есть заслуги также в сфере строительства и сельского хозяйства.

Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко

Есть у председателя Нацбанка и заветная мечта, которую он надеется обязательно воплотить в жизнь.

Петр Прокопович, Герой Беларуси:

- Моя голубая мечта, чтобы в стране рассчитывались исключительно белорусским рублем…

Петр Прокопович

ГЕРОЙ БЕЛАРУСИ ВАСИЛИЙ РЕВЯКО

«Прогресс-Вертелишки» - еще одно успешное, если не ведущее сельское хозяйство страны. Кстати, с его историей связаны имена сразу троих героев Беларуси. Во-первых, Александра Дубко, впоследствии возглавившего Гродненский облисполком и Виталия Кремко. Последний успешно руководил СПК «Октябрь - Гродно». Оба, к сожалению, уже ушли из жизни. С 95-го «Прогресс-Вертелишки» - вотчина Василия Ревяко, ставшего Героем Беларуси в 2006-м.

Виталий Кремко

Настоящий трудоголик. Даже в выходные на работе. А телефон и вовсе из рук не выпускает. Кроме сверхвысоких результатов по основным сельским промыслам – зерну, молоку и мясу, сельхозкооператив "Прогресс-Вертелишки" - единственное место в республике, где выращивают элитных скаковых лошадей. И получают за это большие деньги.

Василий Ревяко, Герой Беларуси:

- Поголовье нарастили до 650 голов. И параллельно открыли конно-спортивную школу. Мы сегодня гордимся, что из этого прекрасного здания вышло несколько мастеров спорта, кандидатов в мастера спорта, и какая-то часть наших деток задействована в этом виде спорта.

Василий Ревяко

Когда в 90-е Вертелишки стали приходить в упадок, Ревяко первым делом создал условия для специалистов, чтобы те не подались на заработки в город. Гродно, кстати, всего в 12 км от их поселка. А сегодня «Прогресс-Вертелишки» сами областной центр хлебом кормят.

Лошади

Василий Ревяко:

- У нас своя мельница и свое собственное производство хлеба. Мы выпекаем до 2 тонн хлебобулочных изделий, закрываем полностью потребность жителей нашего региона и плюс поставляем его в 40 магазинов Гродно.

Хлеб

В Вертелишках дошли до того, что уже берутся за такое, казалось бы, нетипичное дело для села, как дизайн. Есть свой мебельный цех, запустили производство по керамике.

Василий Ревяко:

- Это окупается. В районе 35% рентабельности. И мы себя обеспечиваем и имеем возможность иметь оборотные средства для этого производства.

Изделия из керамики

ГЕРОЙ БЕЛАРУСИ МИХАИЛ ВЫСОЦКИЙ

Михаила Высоцкого смело можно назвать патриархом автомобилестроения. Он не просто конструировал машины, а фактически совершал мини-революции.

Михаил Высоцкий, Герой Беларуси:

- Горжусь тем, что в 60-е годы принял решение «кабина над двигателем». Это было новое для Советского Союза... Меня обвиняли в том, что молодой изобретатель завод ставит на колени. Дело чуть не дошло до бюро ЦК Белоруссии.

Михаил Высоцкий

На колени Высоцкий поставил весь мир, когда показал на парижском автосалоне автопоезд с символическим названием «Перестройка». Тогда говорили, что грузовой «концепт-кар» опередил мировое автомобилестроение лет на 50. До серийного производства, к сожалению, тогда дело так и не дошло. Это, однако, не помешало Высоцкому своим талантом подпитывать авто- и тракторостроение Беларуси, конструировать автобусы.

Михаил Высоцкий:

- Самое принципиальное – взять самое последнее, что сегодня мир делает. А уже дальше с миром двигаться вперед, а не догонять. Догонять - это глотать пыль впереди идущих машин. Перегнать, не догоняя...

Приехавший в Минск на крыше вагона Высоцкий шутит, что его первая работа на «МАЗе» – это штамповка зубра на машине, вместо привычного тогда медведя.

Михаил Высоцкий:

- Сталин закурил трубку и сказал: «Вот эту машину будем делать в Минске». Я, уже будучи студентом техникума, собирал передние оси для этой машины. Приятно, что в 47-м году на параде участвовали наши первые белорусские «МАЗы».

Самосвал

Высоцкий успел поучаствовать и в космической программе Сергея Королева. «МАЗ» делал прицеп для модуля, который обеспечивал запуск первого искусственного спутника Земли. Сегодня конструктор работает над делом всей своей жизни - автопоездом нового поколения. По сути, это реинкарнация «Перестройки». Однако уже не для международных, а трансконтинентальных перевозок.

Михаил Высоцкий:

- Первый экспериментальный образец будет в начале следующего года.

Как и все гениальное, замысел очень прост. Основная идея конструкции не в наращивании мощности мотора, а в прицепах-модулях, имеющих собственные электродвигатели. Один тягач способен перевезти груз, который раньше был под силу нескольким машинам. Достоинств, вообще-то, масса. Удешевление стоимости, меньше выбросов в атмосферу - только некоторые из них.

Михаил Высоцкий:

- Энергия накапливается, а на горку идет - она используется. Это все наша электроника и энергия позволяет.

Кстати, не за горами время, когда будет закончено строительство дороги от Бреста до Владивостока. Вот для такой трассы и подойдет модульный многозвенник. Разработкой уже активно интересуются за рубежом.

Карта

В 2006-м Михаилу Высоцкому было присвоено звание Героя Беларуси.

Среди телеграмм и благодарностей от президентов, почетных грамот от университетов и институтов, 139 патентов и авторских свидетельств можно наткнуться на слова благодарности от людей шоу-бизнеса, казалось бы столь далеких от автомобилестроения.

Для музыкантов Михаил Степанович сконструировал невиданный для 80-х суперавто. В машине уместились студия, спальня, санузел и даже сцена. Ее разворачивали прямо на крыше.

Михаил Высоцкий:

- Алла Пугачева хотела заказать, даже технический директор дал команду. Я сказал: «Нет. Только одному ему».

ФИЛАРЕТ, ГЕРОЙ БЕЛАРУСИ

Высшей степенью отличия отмечен и пастырский труд митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси. «Звезду Героя» Владыка получил за многолетний личный вклад в духовное возрождение белорусского народа, развитие межконфессиональных связей и построение конструктивных и плодотворных отношений между церковью и государством.

Филарет

ГЕРОЙ БЕЛАРУСИ МИХАИЛ САВИЦКИЙ

...Народный художник СССР и Беларуси, академик Михаил Савицкий свою «Звезду героя» тоже получил за труд на ниве духовной. Не только своими полотнами, но судьбой. Он как олицетворение трагизма и величия ушедшей эпохи. Двадцатилетним солдатом прошел застенки нескольких концлагерей.

Михаил Савицкий, Герой Беларуси:

- Вот прошла эта великая бойня. …Слушайте, ну не похожа ни на что, на мой взгляд. Я тоже пишу кусок истории Беларуси, трагедии.

Михаил Савицкий

Увиденное, пережитое и осмысленное запечатлено Савицким на целой серии полотен.

Самая известная - «Цифры на сердце».

Михаил Савицкий:

- Почему я выжил? Я сам, собственными глазами, видел свой скелет. Я не мог встать, не мог пойти. Мог только лежать. Если надо было переместить - брали за руки и за ноги, и швыряли. ...Правда, звона собственных костей я не слышал.

Картина Михаила Савицкого

Сегодня, в 87 лет, Михаил Андреевич Савицкий руководит «Творческими мастерскими». Кисти из рук тоже выпускать не хочет, отличается неугасающим чувством юмора. Шутит, например, что в концлагере успел подпольной работой испортить карьеру сварщика экстра-класса.

Гитлеровцы определили его в категорию лиц, подлежащих уничтожению. Впрочем, и в мирное время власти его никогда особенно не жаловали. Хотя с его талантом предпочитали считаться.

Картина Михаила Савицкого

Михаил Савицкий:

- Я писал только тематические работы. Писал много, и долбали меня всюду. В партии... То есть, я был беспартийный. Машеров был потрясен, когда ему сказали, что я беспартийный.

Уже в 60-е художника называли мастером сурового стиля. Да и сейчас Михаил Андреевич в живописи убежденный реалист. Или, как он сам говорит, сторонник «человеческого» в искусстве. Правда, реальность художника, в его понимании, далека от реалий рынка. Критикует не только своих коллег, но и учеников. Наверное, можно сказать, что жизнь в искусстве по-Савицкому - это, пожалуй, и в самом деле сродни подвигу.

В основе замысла - трагедия белорусской деревни Скобровка.

Картина Михаила Савицкого

Здесь фашисты в 44-м создали лагерь. В него свозили детей из окрестных сел. Савицкий сравнивает эти события с библейским преданием, согласно которому царь Ирод приказал убить 14 тысяч вифлеемских младенцев.

Нереализованных замыслов Савицкого хватило бы на несколько жизней. Жалеет, что многого уже не успеет, а обмануть время не получилось.

Картина из цикла

Михаил Савицкий:

- …По 20 часов рабочий день. И, вроде бы, все нормально. А почему не 24? Я во время работы, когда здесь, попрошу любого – он меня разбудит на 15 минут, а остальные я буду работать. И знаете, я надорвался. У меня мотор не работает, не тянет. Но теперь я воюю с этой болезнью....

- Михаил Андреевич, а с чего для вас начинается Родина?

- С труда.. Это и есть Родина, по-моему.

ЗОЛОТЫЕ МЕДАЛИ ДЛЯ ГЕРОЕВ НАШЕГО ВРЕМЕНИ ДЕЛАЮТ В ГОМЕЛЕ

Здесь, на гомельском заводе «Ювелир», и изготавливаются государственные награды Беларуси. В том числе и самая высшая – «Звезда героя».

Образец медали

Кстати, награды изготавливают здесь очень редко. Процесс это уникальный во всех смыслах, не говоря уже о «Звезде героя». Образец должен быть утвержден подписями от главного инженера предприятия до Президента страны.

В этом сейфе хранится образец медали «Звезда Героя», с которой делали и будут делать все последующие... вот она.

В общем-то, любая награда – орден это или медаль - содержит драгметаллы. В одних больше, в других меньше. И только «Звезда Героя Беларуси» изготавливается исключительно и полностью из чистого золота 585 пробы.

Виктор Стиранец, ювелир:

- Она полностью золотая. И планка сюда идет золотая, и винт.

Вопреки расхожему мнению, «Звезду героя» не отливают, а скорее штампуют. А чтобы свет на гранях играл как в драгоценном камне, медаль нужно обработать вручную. И это, действительно, тонкая ювелирная работа. Самое трудное - это грани. Если хотя бы одну, как здесь говорят, «завалил», заготовка исправлению уже не подлежит. Опытному мастеру требуется полный рабочий день, чтобы качественно отшлифовать звезду.

Юрий Дедов, начальник цеха по изготовлению ювелирных изделий:

- На изготовление одной медали уходит одна неделя и труд четырех человек.

Юрий Дедов

МАЛО КТО ЗНАЕТ, НО «ЗВЕЗДА ГЕРОЯ» МОГЛА БЫТЬ СОВСЕМ ДРУГОЙ…

Вот интересный плакат из 96-го года. Кое-где он еще сохранился. На нем указ Президента о присвоении героя Владимиру Корвату, описание его подвига и звезда. Правда, какая-то необычная. По сути – десятиконечная. Между прочим, это не ошибка художника.

Владимир Корват

Кстати, еще одно такое изображение звезды с рубиновыми вставками есть в деревне Арабовщина. Около дома культуры, вот на этой мемориальной доске.

Дело в том, что на заре новейшей истории Беларуси существовало несколько вариантов «Звезды героя». Согласно Указу N 26 от 96-го года, медаль «Героя Беларуси» представляла собой многогранную пятиконечную звезду из золота 585-й пробы со вставками из искусственного рубина, соединенную с серебряной колодкой трапециевидной формы. Однако позже было утверждено хорошо известное изображение Звезды, похожей на советскую. В колодку добавлена зеленая полоса, а лучи у пятиконечной звезды более объемные – четырехгранные.

 

Герой Беларуси Владимир Корват