Главный город страны. Фильм тринадцатый

10.01.2010 - 18:16
Историю Минска мы покажем вам через историю документа, который для города важнее, чем паспорт.

Минску без малого тысяча лет. Каждый из нас прожил в нем гораздо меньше.  

Минск

Минск

Национальный архив научно-технической документации. Здесь хранится история города, которая не столько написана, сколько нарисована. Карты, чертежи, схемы. Тексты, понятные скорее архитекторам, нежели литераторам. Набор цифр и знаков. Сотни томов с хрупкими пыльными страницами. «Генеральный план развития города» — заскорузлая формулировка, которая впервые появилась в жизни главного города Беларуси совсем недавно, в начале двадцатого века. До этого Минск строили, скорее, по наитию.

Минск

Лариса Есьман, главный архитектор мастерской генерального плана государственного проектного института «Минскпроект» (1970-1990 гг.):

- Я думаю, историю о том, что Рим на семи холмах, вы знаете еще со школы. Кстати, Минск тоже строился на семи холмах. Но у нас холмы фиксировались  различными объектами. Военное кладбище, площадь Свободы, Оперный театр, пересечение улицы Комсомольской и проспекта, где находится здание КГБ, район Кальварийского кладбища...

Лариса Есьман

Построенный, как и Рим, на семи холмах, Минск всегда был готов к сражениям за свою честь. По сути, и начался ведь город с битвы. Первые упоминания в истории связаны с кровью завоеваний. Битвы писали свою историю города в каждом времени. Минск построили крепостью. С земляным валом и высокими крепостными стенами наверху. По сути, именно тогда, почти десять веков тому назад, сложилась основная структура города — кольцо. С главной площадью в центре и дорогами, которые разбегались в разные стороны. Если посмотреть на старые карты, угадать современный силуэт города сложно, но какие-то общие черты профиля видны.

Минск

Лариса Есьман:

- Центром города оставалась главная улица и расположенная на ней новая площадь.

Попытки упорядочить городскую застройку были всегда. Поначалу они носили исключительно оборонительный характер. Минск выстраивали стратегически. Если на севере есть леса и болота, значит нужно превратить их в естественную защиту. Если на юге есть река, значит нужно включить ее в промышленный оборот. Подобная стратегия развития Минска легла и в основу современного города. За исключением войны. В двадцатом веке город строили, конечно, с учетом глобальных катаклизмов, но в первую очередь его решили сделать красивым.

Галина Шостак, ведущий научный сотрудник Белорусского Государственного архива научно-технической документации:

- Первым генеральным планом города Минска мы можем считать план, который разрабатывался проектным институтом города Ленинграда в 1935-1936 годах, по замечаниям он дорабатывался до 1938 года. Этот план предлагал ряд особенностей для города и, в частности, создавался на радиально-кольцевой диаметр улиц.

Галина Шостак

Исторически развитие Минска всегда вертелось вокруг этой точки. Здесь на возвышении стоял Минский замок, здесь была построена, а потом разрушена и снова восстановлена Минская ратуша. Здесь до сих пор под землей хранятся исторические сокровища, открыть которые нам еще предстоит.

Виктор Крамаренко, заслуженный архитектор Беларуси:

- Ошибкой в свое время являлся снос улицы Немига. Я помню, еще студентом гулял по этой великолепной улице. В тот момент причиной для того, чтобы снести эту улицу, явилось расширение автомобильной трассы. Трассу расширили, но это не решило проблем, связанных с автомобилями, а Немига — прекрасная старая улица, где жили наши предки, была уничтожена.

Виктор Крамаренко

Лариса Есьман:

- Я не считаю, что это было неправильно, что мы так жестко вошли в 60-е годы в центр города, расширив Немигу, забрав саму речку в коллектор. Я очень хорошо помню Минск послевоенным, когда в районе Нижнего рынка, где была синагога и много торговых рядов, всегда стояла вечная грязь, запах, все выливали в эту речку. Во время разлива там нужно было проходить по доскам, чтобы перебраться с одной стороны улицы на другую. Многие считают, что это потеря. Я так не считаю.

В семидесятые годы девятнадцатого века в Минск пришла железнодорожная революция. Пришла тихо и, в отличие от многих революций, скромно. Город включили в несколько трансконтинентальных железнодорожных магистралей. Так Минск, через который долгие годы проходили лишь пешеходные пути, стал одним из городов на перекрестках Европы.

Минск

Лариса Есьман:

- В 1871-1874 годы через Минск прошли две железные дороги - любаво-ровенского и брестского направления. Эти железные дороги, которые пересекали город, вызвали к жизни и новые типы общественных отношений, и новые типы зданий. У архитекторов появилась новая тема — промышленная архитектура.

С двадцатым веком в Минск пришло промышленное строительство и многоэтажное жилье. По тем временам таковым считались здания высотой больше одного этажа. Хотя, если говорить объективно, выше трех этажей ничего практически и не строили. Собственной архитектурно-строительной школы в Минске не было, а потому люди, которые ваяли образ города, в основном были гостями. Иногда эти гости оставались жить в Минске навсегда, а иногда придумывали идеи на расстоянии.

Главной проблемой города были пожары. Построенный в основном из дерева, Минск не раз сгорал практически дотла.

В 1912 году население Минска превысило 100 000 человек. К двадцатым годам город официально назвали главным городом, столицей — советская власть начинала писать историю большой страны и ее сестер-республик. В подарок Минск получил свой первый настоящий генеральный план.

Промышленное строительство в Минске

Лариса Есьман:

- Они сделали для Минска схему красных линий, это условная линия, ее нет в натуре. За пределами красной линии ничего строить нельзя. По одну сторону идет улица, по другую сторону могут лежать сети, могут стоять дома, какие-то сооружения. Эта схема красных линий давала возможность не беспорядочно застраивать город, а хотя бы наметить размещение основных объектов.

Минск

Галина Шостак:

- У нас в Беларуси сформировалась группа ведущих архитекторов. Они работали в «Белгоспроекте» и в других проектных институтах, но, нужно сказать, что все они учились в Московских и Ленинградских институтах. До 52-го года включительно у нас не было своего архитектурного учебного заведения.

Застройка Минска образца начала века совсем не устроила опытных ленинградских градостроителей. По сути, город решили перестраивать, сохраняя историческое ядро в районе Немиги и Верхнего города и обустраивая территорию вокруг. Город начинал менять границы. Ради этого осушали болота, вырубали леса и сносили одноэтажные улицы вместе с хаотичной жилой застройкой. В это же время город впервые озаботился созданием полноценной системы канализации и водоснабжения. Исторические изменения случались в то время едва ли не каждый день. Под землей появились трубы, а на земле трамвай. Город приближался к своему второму рождению.

Минск

Владислав Линевич, главный архитектор УП «Минсктрасса»:

- В 38-м году за основу была взята главная магистраль, предлагалось сделать вторую магистраль и создать Комсомольское озеро на реке Свислочь, а вдоль реки Свислочь создать целую систему парка.

Сохранить свежий воздух в городе и использовать по максимуму потенциал, пусть крошечной, но все-таки реки. Эта идея до сих пор — одна из главных в градостроительном решении Минска.

Минск

Виктор Крамаренко:

- Во многих городах есть речки, которые заковывают в гранит, которые обустроены по берегам различной застройкой. Но в Минске из речки сделали, я так считаю, градостроительный шедевр.

Ярослав Линевич:

- Когда тут появилась эта система, перелетные птицы изменяли маршруты и летели над водно-зеленым диаметром. А некоторые птицы, такие, как лебеди, когда увидели наши водоемы, один раз сели на проспекте Победителей (тогда проспекте Машерова), и появился заказник в этом месте. Новый Минск во многом сформировался благодаря человеку, которого многие не знают в лицо, но четко помнят по его работам. Иосиф Лангбард – автор лучших зданий Минска начала двадцатого века. По таинственному стечению обстоятельств, здания, спроектированные или построенные этим человеком, пережили и войну, и время. И до сих пор формируют облик главного города Беларуси.

Ярослав Линевич

Великая Отечественная война остановила жизнь в Минске - с одной стороны, но с другой -  она же помогла городу переосмыслить свою историю и вернуться к жизни очень быстро. Эта мысль очень страшная, но в какой-то степени та война помогла городу. Она сделала то, на что не решились бы сами архитекторы. Она снесла город прошлого, на месте которого должен был вырасти город будущего. При этом снос оказался на удивление аккуратным - бомбежки не сильно повредили главные архитектурные шедевры исторической части.

Минск

В 1944 году архитекторы утвердили идею планировки Минска, к 1946 году при участии самих минчан сформировался первый послевоенный генеральный план города. Он основывался на идеях довоенного плана 1938 года. Того, который не успели реализовать. Новый генплан обсуждали в Минске, а утверждали в Москве. Именно с этим, возможно, связана главная ошибка этого документа. Начиная с послевоенного времени и до самой современности генеральные планы никогда не угадывали, насколько вырастет Минск.

Ярослав Линевич:

- По существу, все доводы градостроителей как-то не воспринимались экономистами высокого ранга. У них всегда происходила ошибка, поэтому генплан 1946-го года не выдержал, генплан 1965-го года тоже не выдержал.

Послевоенное время, когда Минск отстраивали практически с нуля, можно смело назвать золотым. Тогда постоянно проводили архитектурные конкурсы. Вариантов того, каким мог стать Минск, десятки. Из главных нереализованных идей многие жалеют о проекте центральной площади, какой ее видел Лангбард - без жилой застройки со стороны ГУМа, без Дворца профсоюзов, в привычном для нас виде, и без Дворца Республики. Лангбард предлагал центральную площадь сделать большей, чем современная Октябрьская, и, по сути, соединить ее с площадью Свободы. Однако, идея единения центра нового Минска и Минска старого так и осталась бумажным проектом.

Минск

Галина Шостак:

- Если бы были приняты те предложения 1946-48 гг. этих архитекторов, наверное, город был бы еще красивее.

К 60-м годам город столкнулся с давней проблемой - нехваткой жилья. Знаменитый феномен Минска, который притягивал к себе людей, опять сыграл с городом злую шутку. Людям попросту было негде жить. За крупным промышленным строительством развернулось и масштабное домостроение. Появились спальные районы. Город разрастался как на дрожжах. В шестьдесят пятом году утвержден новый генеральный план. В нем появились теперь уже привычные названия - Уручье, Серебрянка, Чижовка. Но и этот план не выдержал напора времени. Миллионный житель, который должен был родиться только в 80-ом году, появился на свет уже в 72-ом. Город удивился и задумался о метрополитене, потому как теперь имел право.

Минск

29 июня 1984 года от Института культуры до улицы Волгоградской отправился первый состав Минского метрополитена. В начале девяностых появилась вторая линия. Генеральные планы нового времени обещают еще минимум две ветки. Генеральные планы вообще очень сильно напоминают несбыточную мечту. Но расставленные тут и там по городу строительные площадки обещают реализацию самых невероятных идей. Ведь это главный город страны.

Современный Минск торопится жить не спеша. Город постепенно накрывают пробки в исторической части. Архитекторы все активнее задумываются о том, что бы ограничить здесь движение и увести его на окраины. Впрочем, понятие «окраины» сейчас можно употреблять лишь с большой долей условности. Спальные районы Минска все больше напоминают архитектурные шедевры.

Минск

Строить ввысь и вглубь. Как и большинство современных городов, Минск решает несколько важных задач: как при сохранении исторически важных объектов сделать город удобным, как при плотной застройке умудриться вписать в городские пейзажи современные здания и обеспечить их инфраструктурой.

Главный город страны, как настоящий король, обязан иметь свиту. Минску такую свиту создадут из городов-спутников. Каким населенным пунктам выпадет эта честь — специалисты уже решили. Список не короткий. Заславль, Фаниполь, Гатово, Смолевичи, Логойск, Дзержинск, Руденск. Эти расположены совсем близко от Минской кольцевой. Чуть дальше — Жодино, Столбцы, Узда, Молодечно, Марьина Горка, Червень, Борисов. Не все эти города получат привилегию экономического сопровождения столицы. Первыми осваивать будут Заславль и Смолевичи. Дальше — больше. Города-спутники — известный мировой метод спасения мегаполисов от перенаселения и перенасыщения предприятиями. По сути, этот метод Минск уже давно и успешно использует.

Карта

Ярослав Линевич:

- Автозавод наш хотел развить вторую очередь. Наши знаменитые «БелАЗы», которые в Жодино. Мы сказали: «Нет, товарищи. Здесь мы останавливаем производство, развивайте то, что вы делаете, а в Жодино разместим ваш новый филиал, завод «БелАЗ», который развился на базе нашего автозавода». Логойск в свое время был намечен, как зона отдыха, увлечений спортом на базе города Минска. Сегодня он все же получил этот стимул. Это наши настоящие города-спутники.

Возведение нового Минска и расширение масштабов главного города - эта тема под пристальным государственным вниманием. Градостроительная осень, несмотря на кризисные времена в мировой экономике, началась с больших строек. Город прирастает жильем и уникальными объектами. За работой следит лично руководство страны.

Одна из главных минских проблем - перенаселение. Аналитики подсчитали - чтобы не нарушить равновесие человеческих ресурсов в стране, город не должен раздуваться.

Вторая, не менее сложная проблема, которую должен решать современный мегаполис, - это транспорт. Если 50 лет назад встретить машину на главном столичном проспекте было радостью для пешеходов, то сегодня все с точностью до наоборот.

Минск

Лариса Есьман:

- У нас не было жилья, не было еще детей, проблем, но у нас уже была машина. У мужа был один костюм, у меня одно платье, и мы ездили в машине. По проспекту он мог ехать с какой угодно скоростью, потому что, когда мы выезжали на проспект, то где-то там маячило две машины и все...

Современные автомагистрали, многоуровневые развязки и подземные паркинги. Это счастливое завтра транспортной жизни главного города страны, над которым будут возвышаться добротные здания новых районов. Архитектурный профиль Минска сегодня позволяет планировать в нем здания практически любой высоты. Главная задача проектировщиков - не испортить существующие пейзажи.

Виктор Крамаренко:

- Нельзя говорить о том, что высотки — это плохо, но нужно соорудить в городе такие высотные символы, которые являлись бы украшением города, которым бы мы гордились. Поэтому для того, чтобы их проектировать, наверное, нужно следовать принципу «Семь раз отмерь, один раз построй».

Узнать Минск в некоторых проектах практически невозможно. Много стекла, причудливая архитектура и сверхвысокие масштабы. Такими пейзажами Минск планирует встречать победителей первого в истории суверенной Беларуси чемпионата мира по хоккею.

Минск

Основные сражения чемпионата-2014 развернутся в уже практически достроенной «Минск-арене». Этот многофункциональный комплекс уже сейчас — архитектурная достопримечательность. Но работает она не только на имидж, но и на людей. Внутри — общедоступные корты для бадминтона и специальный трек для профессиональных велосипедистов. Импортные специалисты залили на «Минск-арене» и лед, которому могут позавидовать лучшие мировые площадки.

Минск

А это микрорайон Чижовка, сейчас знаменитый лишь зоопарком и набережной водохранилища. А в будущем — спортивный центр столицы. Здесь уже начали возведение второй площадки чемпионата мира по хоккею. Называться она будет просто — «Чижовка-арена», но главной точке на проспекте Победителей уступит разве что в размере, но никак не в технической упаковке. С центром города эту площадку свяжут скоростные трамваи.

План

Сам центр в откорректированном до 2030-го года генеральном плане решили практически не видоизменять — уж слишком хорош ансамбль. Лишь на месте первой минской ТЭЦ, между цирком и Свислочью, появится пятизвездочный отель под мировым брендом. Комплекс сверхсовременной застройки смещается на два проспекта — Победителей и Дзержинского.

План

Эта картинка могла бы показаться фантастической, но эта фантастика обещает стать реальностью совсем скоро. Если идти по порядку, получается следующее. На месте небольшого пустыря - огромный бизнес-центр, следом еще один, его построят вместо общежития БГУ, которое не хвастает ни красотой, ни функциональностью. Далее несколько торгово-развлекательных центров по левую руку, и несколько культурно-важных зданий - по правую. Это национальный форум - его планируют сделать в форме листьев папоротника, с высоким фонтаном. В круговой панорамной галерее можно будет увидеть лучшее из современного искусства. Чуть дальше - вокруг стеллы «Минск - город герой» вырастет музей Великой отечественной войны.

Минск

Музей, который своим видом напомнит всем праздничный салют Великой Победы, и благоустроенная набережная Комсомольского озера, которая превратится в парк Победы. Эти проекты прошли народный контроль и получили добро от президента. Дело за малым - построить.

Проспект Дзержинского, который меняет главный город страны в юго-западном направлении, пока построили только в макетах. Но, даже глядя на них, становится понятно - город на юго-западе станет совсем другим. И совсем скоро. Метро уже буром движется в сторону прогресса, а за ним идут и поверхностные стройки.

Виктор Крамаренко:

- Минск - это тот город, который еще не испорчен. Я знаю, что его не испортят, потому что ведется тщательный контроль за развитием генерального плана.

Минск

В ближайшие 20 лет город изменится. В этом уже никто не сомневается. Минская кольцевая станет обычной улицей, в нескольких километрах от нее замкнется кольцо второй МКАД. Оно разгрузит город от грязного транзита. К 2030-му изменится и территориально-административное деление Минска. Число районов уменьшится, и выделится центральная часть столицы, ограниченная вторым транспортным кольцом, а от него отойдут районы-сектора. Когда за пределы города уйдут промышленные предприятия, поменяется и структура занятости населения. Специалисты планируют, что шесть из десяти человек будут работать в сфере услуг. А это показатель высокоразвитых богатых мегаполисов.

Ярослав Линевич:

- Когда возишь гостей по нашему городу, они всегда говорят о том, как хорошо спланирован город, потому что всегда мы заглядывали чуть-чуть вперед. И, конечно, заслуга нашего города в том, что мы создали рукотворный ландшафт, заложив в генеральный план эту идею водно-зеленого диаметра и двух водно-зеленых колец. Сегодня эта тема получает мощный резонанс. Если мы это сделаем, я считаю, что город получился!

План застройки Минска

‡агрузка...

«Это стало полностью моей жизнью». Турнир по воркауту «Сила братства» прошёл в Минске

Президент Судана прибыл в Минск для участия в переговорах с Александром Лукашенко

«Молоточки и колокольчики перепутаны несколько раз». Историю часов «Павлин» вспомнили в 254-летие Эрмитажа

В Минске представили оригиналы документов о создании белорусской советской государственности

Свыше 1700 человек задержали во Франции во время протестов «жёлтых жилетов»

Александр Лукашенко проведёт переговоры с президентом Судана 10 декабря: что обсудят главы государств

Четвертая неделя протестов «жёлтых жилетов» во Франции. Власти объявляют мобилизацию полиции

Дружинники Гродненской погрангруппы с начала 2018 года помогли задержать 16 нарушителей