50-я смешанная авиационная база формировалась специально для Афганистана

03.06.2010 - 15:44
Аэродром 50-й ордена Красной звезды смешанной авиационной базы находится в городском поселке Мачулищи.

1980 год. Москва наводит лоск, готовится к открытию 22-х зимних Олимпийских игр. Страна в предвкушении спортивных побед, но увидеть их доведется не всем. На запыленном аэродроме Чирчик для переброски за горы Гиндукуша формируется 50-й отдельный смешанных авиационный полк.

Фото 50-я смешанная авиационная база

Фото 50-я смешанная авиационная база

Фото 50-я смешанная авиационная база

Виталий Павлов, герой Советского Союза, командир авиаполка (1961-1982):
50-й полк был специально создан для Афганистана, специфика полка была странной: вертолеты МИ-8, МИ-24, самолеты АН-26, АН-12, также имелись сверхтяжелые самолеты для поставки нам топлива. Мы могли существовать автономно с подачи Советского Союза.

Виталий Павлов, герой Советского Союза, командир авиаполка (1961-1982)

Первое боевое задание было 13 марта 1980 года. В этот день вертолетчики на МИ-8 и МИ-24 совершили 120 боевых вылетf. Итог работы: 80 уничтоженных мятежников, четыре опорных пункта. Летчики на аэродром вернулись без потерь.

Фото 50-я смешанная авиационная база

Фото 50-я смешанная авиационная база

Михаил Пухов, ветеран авиационной базы:
В Кабуле было очень много работы, мы сопровождали колонны, участвовали в операциях поддержки сухопутных войск, искали и уничтожали караваны.

Михаил Пухов, ветеран авиационной базы

В небе Афганистана Михаил Пухов летал дважды по полтора года в начале и в конце 80-х. В активе летчика-снайпера 802 боевых вылета. Под обстрел его МИ-24 попадал по 5 раз в неделю. Вертолет МИ-24 стал первым в советской авиации винтокрылым штурмовиком. Летчики нарекли его «крокодилом».

Фото 50-я смешанная авиационная база

Фото 50-я смешанная авиационная база

Для моджахедов вертолеты были целью номер один. Наибольшие потери полк нес от стингеров. Эти зенитно-ракетные комплексы попадали в Афганистан из Америки через перевалочные базы в Пакистане.

Самая масштабная в истории полтинника операция – в Паншерском ущелье в 1982 году.

Виталий Павлов:
Для высадки десантов у нас было 86 вертолетов МИ-8. За четыре дня мы высадили более 3 500 человек. Хотелось бы отметить Толю Сурцукова, который в первый день Паншерской операции сделал 17 вылетов.

Вернувшись на аэродром, летчик не смог самостоятельно выбраться из кабины.

Фото 50-я смешанная авиационная база

Фото 50-я смешанная авиационная база

Анатолий Сурцуков, ветеран авиационной базы:
Во время Паншерской операции за первые две минуты боя было потеряно несколько наших экипажей, и большинство из них из состава руководства третьей эскадрильи. Третья эскадрилья впервые была укомплектована модификацией вертолета МИ-8 - МИ-8Т. Эта машина отличается от МИ-8 другим двигателем, другой энергосистемой и по потенциалу превосходит МИ-8 в полтора раза.

Анатолий Сурцуков, ветеран авиационной базы

Задачи вертолетчиков на модернизированных машинах во многом были специфическими. Новые условия требовали особой подготовки пилотов. Многое из того, что нужно было выполнять, шло вразрез с подготовкой.

Фото 50-я смешанная авиационная база

Фото 50-я смешанная авиационная база

Анатолий Сурцуков:
Надо было отрабатывать новые задачи, которые невозможно было смоделировать в условиях мирной жизни, например, посадка на запыленной горной площадке, в узких ущельях, террасах, карнизах.

Полк практически не выходил из боев. Последний удар на себя в Афганистане принял МИ-24 в первых числах февраля 1989 года.

Дмитрий Грановский, ветеран авиационной базы:
Перелет вывода запомнился тем, что мы потеряли своего командира. У нас был замечательный командир – Голованов Александр Сергеевич. Он сам взлетел и улетел навсегда.

Дмитрий Грановский, ветеран авиационной базы

В период ведения боевых действий в Афганистане погибло 132 военнослужащих полка. В феврале 1989 года полк вышел из Афганистана на авиабазу Мары, дальше его ждал Белорусский военный округ. Новым местом дислокации был определен аэродром Липки на окраине Минска.

Фото 50-я смешанная авиационная база

Фото 50-я смешанная авиационная база

Фото 50-я смешанная авиационная база

В 1994 году полк обрел новое место прописки — г. п. Мачулищи. После переформирования часть получила наименование – 50-я смешанная авиационная база. На стоянке техники можно проследить историю военно-транспортной авиации . Эта база – одно из самых мобильных звеньев белорусской армии.

Фото 50-я смешанная авиационная база

Фото 50-я смешанная авиационная база

Фото 50-я смешанная авиационная база

Фото 50-я смешанная авиационная база

Фото 50-я смешанная авиационная база

Фото 50-я смешанная авиационная база

Фото 50-я смешанная авиационная база

Фото 50-я смешанная авиационная база

Фото 50-я смешанная авиационная база

Фото 50-я смешанная авиационная база

Фото 50-я смешанная авиационная база

‡агрузка...

Александр Лукашенко: «Я абсолютно уверен – если не будет препятствий, нам российского рынка навсегда хватит»

Наводнение в центральной части Вьетнама унесло жизни 14 местных жителей

Страсбургский стрелок хотел отомстить за своих собратьев, убитых Сирии

Число погибших в результате крушения поезда в Турции возросло до 9

Австрия подозревает сборную России по биатлону в допинге

МИД: Беларусь и ЕС решили сложные вопросы в переговорах по упрощению визового режима

«Больший результат с меньшей травмой пациента»: первую гибридную операцию на сердце провели в Беларуси

Взрыв фейерверка в мексиканской церкви: погибли 8 человек