«Чтобы поменьше огорчений было в жизни». Как работает и о чём мечтает незрячий учитель в Брестской области

17.02.2019 - 20:15

Новости Беларуси. История из агрогородка Медно, что на Брестчине. Герой нашей истории – 36-летний Николай Апанович. Учитель с двумя высшими образованиями преподает историю и обществоведение, а еще ведет кружок игры на гитаре, сообщили в программе «Неделя» на СТВ.

Больше двадцати лет он не видит из-за развившейся в 9 классе катаракты. Кажется, что детей он учит главному: никогда не сдаваться, как бы сложно ни было. И учит не по книжкам – собственной жизнью.

Корреспондент Алена Сырова провела один день с Николаем Васильевичем. И когда вернулась из командировки, первое, что сказала: «Знаешь, он видит лучше некоторых зрячих». И ведь действительно: важно не столько смотреть, сколько видеть.

Николай Апанович, учитель истории и обществоведения Медненской средней школы:
Я мечтал изначально быть военным. Я хотел свою жизнь связать с военной службой, притом военным, связанным с небом: или ВВС, или ВДВ. Потом, когда начались проблемы со здоровьем, но со зрением было еще более-менее нормально, я мечтал быть врачом-хирургом. Я считал, что в случае чего смогу максимально раскрыться в этой профессии. А потом, когда потерял зрение, понял, что буду учителем.

Мне отсутствие зрения не мешает. Оно мешает только в некоторых случаях, то есть в ориентировке в пространстве. И то по школе могу зайти в любое место, куда мне надо.

В случае надобности спокойно могу зайти домой. Но, опять же, мне интересно возвращаться с кем-то. Не хочу расстраивать маму. Я дойду домой, но мама будет нервничать.

Любой подросток имеет своё мнение, и оно не всегда совпадает. Тут проблема не в том, чтобы научить его доказывать свою точку зрения. Тут проблема больше в том, чтобы научить его слышать других.

Это приложение. На данный момент по умолчанию оно есть практически в каждом телефоне. Оно озвучивает всё то, что есть на экране: книги, информационные ресурсы.

Я считаю, что у старшего наставника, учителя одна из основных функций – помочь современному ребенку разобраться с современной информацией.

Я стараюсь работать так, вести себя так, чтобы максимально мне доверяли, чтобы максимально понять современную молодежь. Стараюсь вести себя так, чтобы у них в случае надобности, потребности была возможность, желание просто подойти и поговорить.

Иногда пытаются подсмотреть. Но если им скажешь: «Работаем по-честному», значит, работаем по-честному.

Очень трудно разграничить мечты и будущие планы. Хочу попробовать «замутить» что-нибудь с музыкальной группой.

Хотелось бы, чтобы со здоровьем было всё хорошо. Чтобы поменьше огорчений было в жизни. Чтобы те люди, которым ты доверяешь, о которых имеешь какое-то мнение, чтобы не разочаровывали. И чтобы этих ребят, которыми ты гордишься, становилось с каждым годом всё больше и больше.

Люди в материале: Николай Апанович
Loading...


«Я её перевернул». Прибор, который помогает незрячим рисовать, минчане придумали благодаря синестезии у своих детей



Новости Беларуси. Семья минчан разработала уникальный проект, который дает возможность незрячим детям заниматься живописью, сообщили в программе «Столичные подробности» на СТВ.  

Сергей Бондарович придумал устройство, состоящее из микроконтроллера и датчиков распознавания цвета. Нужно лишь поднести его к поверхности холста или предмета, чтобы информация была считана.

После расшифровки данных сигнал поступает в мобильное приложение. Раздается определенный звук в зависимости от цвета изученной поверхности.   

Сергей изготовил три устройства, используя 3D-принтер. Признается, что до серийного производства еще далеко – нужна доработка. 

Сергей Бондарович, основатель художественного проекта «БелоникаАрт»:    
У меня два ребенка, и у обоих детей есть особенность восприятия – синестезия. Это когда информация из одного органа чувств попадает в другой. То есть они видят цвета, когда слышат звуки. То есть они читают, у них раскрашивается это все в краски. Каждая буква имеет свой цвет.  

Мы это случайно выяснили, и мне показалась интересной сама по себе идея. Я ее перевернул и подумал, что это может оказаться интересным и полезным.  

Ирина Бондарович, основательница художественного проекта «БелоникаАрт»:  
Наш проект начался с конца сентября. Занимаемся мы совсем недолго, но уже у нас есть успехи. Вот даже наши картины, которые можно посмотреть. Впереди грандиозные планы: мы планируем к Новому году сделать выставку. Сейчас очень важно найти место, где мы сможем показать картины ребят.  

Уроки проходят в специализированной столичной школе № 188. Сейчас классы посещают 13 ребят. Дети рисуют абстракции.

Юные художники стараются запоминать мелодию цвета, закрепляют знания на каждом уроке, чтобы потом осознанно передавать на полотнах свои чувства. 

Анна Плескач: 
Это картина с одеждой, вот тут сверху приклеена часть с пуговицами. Тоже считаю, что это очень важная составляющая жизни человека, поэтому важно понять, какого это цвета одежда.

Еще у меня есть еще одна картина, там очень много красного цвета. Это такой яркий, эмоциональный цвет. Еще я очень сильно уважаю культуру Советского Союза.

Иван Протосовицкий: 
Я использовал черный и красный. Черный – потому что это брутальность. Это мое мнение, брутальность. Я автомобилями увлекаюсь, мне говорили, что черный – такой хороший цвет. А красный потому, что скорость, упорность. 

Влад Корнев: 
На этой картине я изобразил восторг. На занятиях мы обсуждали, какими цветами лучше изобразить эмоции.

Я решил, что красный и зеленый цвета наиболее подходят для выражения яркой эмоции. И еще главное, что картина получилась текстурной, я могу ее почувствовать. 

В планах у создателей доработка и расширение функций. Так люди, потерявшие зрение, смогут использовать прибор в повседневной жизни. Например, самим выбирать себе одежду в магазине.