По деревне шёл человек с кладом в руках. В Ветке нашли уникальную икону

08.02.2020 - 00:11

Новости Беларуси. 30 лет поисков. Сотрудники Ветковского музея нашли уникальную икону Никиты воина в житии, сообщили в программе Новости «24 часа» на СТВ. 

Латунный оклад, выполненный на рубеже 18-19 веков, вот уже 30 лет является одной из жемчужин музейной коллекции. Всё это время в Ветке не теряли надежду отыскать и саму икону. Сейчас музейным реставраторам предстоит колоссальная работа по восстановлению древней святыни.

В каком состоянии и где была найдена икона, узнал Александр Добриян.

Для музейных работников эта история началась в 89-м году. Во время экспедиции в Добрушский район прямо на встречу им по деревне шёл человек с настоящим кладом в руках. Правда, клад этот для местного жителя был ценен ровно настолько, сколько было в нём цветного металла.


 
Пётр Цалко, директор Ветковского музея старообрядчества и народных традиций им. Ф.Г. Шклярова:
Гэты аклад паступіў у музей у 1989 годзе, быў у страшным стане. Гэта была вялікая колькасць фрагментаў, якія нібы як скура былі сарваны з арыгінала іконы. Гэта твор мяжы 18-19 стагоддзяў. То бок ікона і аклад жылі разам. Заўсёды заставалася мара пабачыць, якая гэта ікона.

Мечта сбылась спустя три десятилетия. Во время работы в одной из частных коллекций удалось опознать ту самую икону Никиты воина в житии. Неожиданно для всех коллекционер просто подарил раритет музею.


 
Александр Добриян, корреспондент:
Радость от обретения уникального экспоната омрачает одно, но очень весомое обстоятельство. Икона сохранилась крайне плохо. В центре различим лик Никиты воина и фрагменты лишь 7 из 12 клейм, иллюстрирующих житие святого.


 
Ветку нередко называют старообрядческим Иерусалимом. На протяжении столетий поселение, основанное на белорусских землях староверами-беженцами из центральной России, было крупным культурным центром.

Здесь работали златокузнецы, переписчики книг, появилась собственная школа иконописи. Созданные ими произведения искусств, сегодня в прямом смысле слова на вес золота. 
 
Елена Карпенок, художник-реставратор Ветковского музея старообрядчества и народных традиций им. Ф.Г. Шклярова:
Первые мысли были: да, пострадала она очень сильно. Что сделать нужно? Убрать загрязнения поверхностные,  обработать доски, приклеить паволоку осетровым клеем, наложить левкас, зашлифовать, затонировать и лаком покрыть. Интересно будет увидеть конечный результат, когда видишь свою работу, удовлетворение получаешь душевное.

 

На реставрацию уйдёт не меньше года. К слову, в музее не теряют надежду найти ещё одну икону, оклад которой также находится в экспозиции. Образ Успение Пресвятой Богородицы имеет такие же размеры, как и икона Никиты воина. Предположительно, позолоченные ризы этих икон были выполнены одним мастером и для одного храма. 

Loading...


Какая была зима или долго ли стояла война? О тайнах «Обратной стороны иконы» можно узнать в Гомеле



Новости Беларуси. «Обратную сторону иконы» можно увидеть в Гомеле, сообщили в программе Новости «24 часа» на СТВ. Там представлены шедевры Ветковской школы иконописи, которая известна далеко за пределами страны, ведь Ветка в своё время была столицей всего старообрядческого мира.

На оборотной стороне некоторых икон через выгоревшие чернильные записи можно увидеть сведения о заказчике, имена святых, цену, а в редких случаях и целые заметки о прожитом.

Сотрудники учреждения таким образом изучают стилистические и технические особенности специалистов тех времен: от последнего из иконописцев Ветки Григория Рогаткина до известного во всём мире Гавриила Фролова – записи раскрывают историю создания святынь. 

Галина Нечаева, заместитель директора Ветковского музея старообрядчества и народных традиций им. Ф.Г. Шклярова:
Обратная сторона иконы, как обратная сторона Луны: она неизвестная, открывает многое. Иногда такая же тёмная, почерневшая. Но на ней мы можем увидеть имя художника, имя заказчика, записи о том, какая была зима или что долго стояла война, и было бедствие. Или найти странную запись, как на одной из икон написано «1601 год»: мы под верхним слоем 19 века пока еще не знаем, есть там что-то или осталась только надпись. 



На выставке впервые широкой публике представлена уникальная фотография «Иконописцы за работой». Снимок сделан в Ветке в 1907 году. Его оригинал хранится в фондах Российского этнографического музея в Санкт-Петербурге.