Язык, которому 4,5 тысячи лет, всё ещё жив в Беларуси. Показываем некоторые уникальные экспонаты Ветковского музея

04.07.2020 - 11:08

Новости Беларуси. Запах реки и свежей сосновой смолы – запах ее родины. Галина Нечаева признается: всю жизнь дороги неизменно приводят на родной берег Сожа, где ее дед Порфирий Нечаев когда-то строил легендарные барки-берлины.

Галина Нечаева, искусствовед, этнограф:
Ветка, жизнь, счастье, родина моя – это лозунг всех потом случившихся девизов малой родины. Мы сами всегда понимаем, что то место, где мы родились, – это и есть центр мира. Для каждого из нас весь мир развивается вокруг того места, где родился человек.

Ветковский музей старообрядчества и белорусских традиций сегодня настоящий бренд, известный далеко за пределами Беларуси своими уникальными коллекциями икон, окладов, рукописных книг и рушников.

Этот музей ничто иное, как результат любви ветковчан к своей малой родине. Его основатель Федор Шкляров и сегодня встречает каждого посетителя в самом начале пути к знанию.

Галина Нечаева:
Это у него дома было так. А вот здесь был стол, мы приносили. Здесь все его гости пили чай.

Александр Добриян, корреспондент:
Как бы он сформулировал, что такое любить родину?

Галина Нечаева:
По-моему, он сформулировал это на воротах. Там написано что? Жизнь и счастье. Вот что такое родина.

Осознанно быть не сторонним наблюдателем, а неотъемлемой частью своей культуры – главный посыл этого удивительного музея.

Вот мы сейчас идем вдоль реки. Все в основе этого зала – это попытка создать модель культуры от древнего мезолита до наших сегодняшних взглядов, до нашего XXI века. Мы с вами в данную минуту в одной из точек этого текста, и мы пытаемся передать, что он непрерывен.

Знание о культурном коде белорусов Галина Нечаева видит во всем, что ее окружает. И стремится не только понять глубину этих знаний, но и помочь понять ее другим.

Галина Нечаева:
Божественный наш, роскошный язык ткачества, красно-белого ткачества. Геометрический чин имеет возраст индоевропейства, то есть четыре – четыре с половиной тысячи лет этим знакам. Чем точнее и разнообразнее будет наше представление о нашем прошлом, тем больше у нас есть выбора в будущем.

Богатство традиционной белорусской культуры очаровывает раз и навсегда. Одних только орнаментов, вытканных на рушниках и рубахах, в коллекции музея более двух с половиной сотен.

Петр Цалко уверяет: глядя на рушник, можно увидеть человека, его мировоззрение, характер, радости и тревоги. Этот древний код говорит нам о нас самих. Нужно лишь научиться слышать.

Петр Цалко, директор Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций им. Ф. Г. Шклярова:
Сярод сотні неглюбскіх арнаментаў ёсць адзін, які дакладна ведае кожны беларус. Бо традыцыйны сцяг змяшчае гэты арнамент – кручча, каторы назвалі неглюбчане, ромб с крукамі, каторы б назвалі знакамітыя даследчыкі сімволікі арнамента.

Як раз такі гэта тое, што кажа: Беларусь – аграрная краіна. Гэты знак, як ніякі іншы, падкрэслівае гэта, бо ў аснове гэта ромб. Ромб для традыцыі – гэта заўжды зямля. Ромб заўжды ўскрыжаваны, гэта знак пахаты, узворвання зямлі. У кожнай кропцы ёсць зярняты, бубкі, як сказалі б неглюбчане. У нас ёсць зямля, якая ўзарана і засеяна. Узгадваем, як жыта расце: яно цягнецца да сонца, а пазней, калі каласы наліваюцца, яны закручваюцца.

Вось гэтыя кручча, якія ёсць на неглюбскім рушніку, каторыя змяшчае сцяг Рэспублікі Беларусь – гэта зямля, каторая мае ўжо свой ураджай, каласы, якія наліліся. Але зерне з каласоў зноў падае ў зямлю, зноў расце. Гэта такі знак вечнасці, вечнага ўраджая, вечнага росквіту.

Древние символы и знаки очаровали молодого филолога в студенческие годы. Для того, чтобы глубже узнать свою культуру, а вместе с тем и самого себя, в университетское общежитие он привез ткацкий станок. В результате сегодня директор одного из самых известных музеев страны управляется с челноком не хуже профессионального ткача.

Петр Цалко:
І гэта таксама ламала пэўныя стэрэатыпы. Бо мы ў інтэрнаце збіраліся спяваць традыцыйныя песні, рабілі рэканструкцыі абрадаў, мы ткалі таксама. І гэта быў цікавы досвед, якім чынам твая радзіма можа не толькі ў душы ў цябе быць, а ты цэлым мехам за плячыма яе з сабою.

Где-то здесь, в хитросплетении традиционных орнаментов, скрыта мудрость веков. Опыт, накопленный многими поколениями белорусов, подсказывает ответы на самые важные вопросы в жизни человека.

Петр Цалко:
Веткаўскі музей стаў той кропкай, дзе насамрэч ты разумееш радзіму ў такім больш глабальным сэнсе. Ты разумееш, што кропка, нетра, крыніца, якая б’е – яны там. Яны ў Сіманічах, яны ў Лельчыцкім раёне – там, дзе дом маці стаіць. А далей радзіма… Ты разумееш гэта як кроплю, якая на ваду падае і дае, дае, дае такія далей шэрагі.

Вельмі важна ведаць гэту апору, гэту кропку, скуль б’е ўсё-такі крыніца і як яна расцякаецца. Вось Веткаўскі музей ужо стаў такой паўнавартаснай чашай, дзе сабралася гэта вада.

К слову, Ветковский район – одно из немногих мест на карте Европы, где непрерывно продолжает жить живая народная традиция. Местные жители ежегодно выходят на «пахаванне стралы», поют «словно птицы» свои обрядовые песни.

А местные ткачихи все так же повторяют узоры, которым тысячи лет, передавая новым поколениям знания о том, кто же они есть – белорусы.

Галина Нечаева:
Пространство, в котором я нахожусь, позволяет мне чувствовать себя счастливым человеком. Вот это и есть любовь к родине реализованная. Реализованность человека и любовь к родине – это может быть залог того, что он счастлив.

Белорусская земля веками была домом для самых разных культур. Словно в одном большом котле здесь смешивались представления о мире славян, балтов, варягов, а позже христиан, иудеев и мусульман. Это пространство до сих пор открыто для всех. Найти в Синеокой свою родину очень просто, достаточно связать с ней свое счастье.

Loading...


Игорь Марзалюк: «Судьба страны и народа выше и важнее, чем интересы отдельных людей или социальных групп»



Новости Беларуси. О системе ценностей Беларуси и ее граждан, исторической памяти и суверенитете.

Рассказывает историк Игорь Марзалюк в программе Новости «24 часа» на СТВ.

«Белорусский образ жизни ‒ это система традиционных гуманистических ценностей белорусского народа»

Игорь Марзалюк, председатель Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Палаты представителей Национального собрания Беларуси:
Белорусский образ жизни ‒ это система традиционных гуманистических ценностей белорусского народа, вобравшая в себя христианские традиции и традиции иных авраамических религий (ислам, иудаизм), для которой характерно уважительное отношение ко всем представителям белорусского общества, невзирая на конфессиональную, политическую, национальную и расовую принадлежность.

Важнейшей скрепой белорусского общества является семья, под которой понимается союз мужчины и женщины. Основные черты, присущие белорусскому образу жизни, ‒ это патриотизм, уважительное отношение к своему историко-культурному наследию и социальная солидарность, проявляемая в различных формах коллективной взаимопомощи.

«Самое страшное, что может быть – гражданская война». Игорь Марзалюк о фашизме, патриотизме и политике

Концептуальные основы белорусского общества составляют такие понятия, как единство нации, историческая память и преемственность поколений. С этими понятиями тесно связаны ценности белорусского общества, на которых базируется белорусский образ жизни. Они составляют глубинную консолидирующую основу общества, а также мировоззренческой, информационной и исторической политики государства.

Система ценностей белорусского народа основана на духовно-культурных традициях предков.

Белорусская модель общественного развития представляет собой систему, которая включает в себя следующие, неразрывно связанные друг с другом элементы.

Концепцию социально-ориентированной рыночной экономики, основным назначением которой является выработка оптимальных путей разрешения противоречий между закономерностями рынка и свободной конкуренции и ориентацией белорусского государства на обеспечение человека как высшей ценности достойных материальных условий существования.

«Суверенитет белорусов буквально выстрадан, завоеван ценой жизней миллионов людей»

Концепцию белорусской государственности или пути выработки белорусской идеи, которые отражают противоречия долгой и трудной дороги белорусского народа к созданию собственного государства. Суверенитет белорусов буквально выстрадан, завоеван ценой жизней миллионов людей. В преодолении тяжких испытаний наиболее ярко проявились мужество и патриотизм белорусов, готовность отдать жизнь, но не встать на колени, не покориться. Прочной основой белорусской государственности стали богатейшее историко-культурное наследие и духовно-нравственные традиции.

Мы понимаем суверенитет как нашу способность определять правила жизни на своей земле, как наше право вступать в союзы и заключать договоры, чтобы они способствовали развитию и процветанию белорусского общества.

Концепцию формирования и функционирования правовой и политической сфер белорусского общества, целью которой является разрешение противоречий власти и общества в процессе развития белорусского унитарного, правового, демократического, светского государства. Суть концептуальных основ развития правовой и политической сфер жизни белорусского общества в наши дни выражают идеи эффективного государства и государства для народа.

В целом, имеются четыре базовых принципа системы ценностей белорусского государства, духовных скрепов белорусской модели общественного развития и белорусского образа жизни: единство нации, справедливость, солидарность, нравственность.

«Судьба страны и народа выше и важнее, чем интересы отдельных людей или социальных групп»

Принцип единства нации основывается на безусловном признании, что судьба страны и народа выше и важнее, чем интересы отдельных людей или социальных групп; что сиюминутные противоречия и обиды могут быть отставлены в сторону для отражения любой внешней угрозы, на понимании, что при всех различиях нас объединяет, всех без исключения, наш долг беречь и улучшать жизнь в нашей стране, на готовности уступить в личном ради общественного. Единство белорусской нации основывается также на запрете привлечения внешних сил для решения внутренних конфликтов и противоречий.

«В истории белорусского народа социальная справедливость формировалась как требование жить по правде»

Духовная сфера современного белорусского общества основывается на принципе справедливости. В истории белорусского народа социальная справедливость формировалась как требование жить по правде, совести, в соответствии с не вызывающими общественного отторжения принципами распределения общественного богатства. Каждый человек имеет право на достаток и богатство, достигаемое своим трудом и талантом. Частная собственность граждан должна охраняться и обществом, и государством. Но долг каждого успешного человека – вносить свой вклад в развитие общества путем уплаты налогов.

«Поддержка общества не отменяет личную ответственность человека за собственное благополучие»

Социальная справедливость неразрывно связана с принципом солидарности. Солидарность как принцип белорусской модели общественного развития задает ориентацию на формирование и сохранение общности и единства интересов человека, общества, государства и обеспечение единой ответственности представителей разных социальных групп и слоев за судьбу, настоящее и будущее страны. Вместе с тем поддержка общества не отменяет личную ответственность человека за собственное благополучие и благополучие своих близких.

«Важнейшей скрепой белорусского общества является семья»

Фундаментом реализации в жизни белорусского общества и государства принципов единства нации, социальной справедливости и солидарности является нравственность. Нравственность всегда задавала ориентации белорусского государственного строительства и управления. Важнейшей скрепой белорусского общества является семья. В традиции белорусского народа культивирование бережного отношения к ценностям семьи и к природе всегда занимали важнейшее место.

Основными чертами, присущими белорусскому образу жизни, являются патриотизм, уважительное отношение к своему историко-культурному наследию и социальная солидарность, проявляемая в различных формах коллективной взаимопомощи, трудолюбие, забота о собственном отечестве, высокая работоспособность, хозяйственность, миролюбие, веротерпимость и стремление к компромиссам. Белорусам традиционно присущи чувство локтя, добросовестность, рассудительность при принятии важных решений, ответственность за судьбу отчизны.

В генетическом коде белорусского народа также присутствуют взаимное уважение, гуманизм, добросердечность, сострадание. Наши люди всегда отличались жаждой новых знаний, стремлением к культурным и научным достижениям, тягой к прекрасному. Многие уроженцы белорусских земель (просветители и подвижники, поэты и писатели, композиторы и художники, ученые и артисты, политики и путешественники) снискали мировую славу, проявив себя в самых разных сферах жизнедеятельности на Родине и далеко за ее пределами.

Особенностью белорусского общества является относительная цельность и устойчивость ценностного фундамента, базовыми характеристиками которого являются:

1) уважительное отношение ко всем представителям белорусского общества, невзирая на конфессиональную, политическую, национальную и расовую принадлежность;

2) преобладание идентификации себя с государством и единой политической нацией над этнической, религиозной и иными видами коллективной идентичности («мы ‒ граждане Республики Беларусь»);

3) высокая значимость в общественном сознании советского периода и периода независимости в сравнении с иными, более ранними этапами развития исторических форм государственности на наших землях (восточнославянские княжества, ВКЛ, Речь Посполитая, Российская империя);

4) в целом равновесное и позитивное восприятие двух групп ценностей, зачастую противопоставляемых друг другу: западноевропейских (индивидуализм, права и свободы человека) и традиционных восточнославянских (коллективизм, соборность, семья и др.);

5) отсутствие противопоставлений Запада и Востока другим странам, народам и культурам.

«Нас объединяют ценности, которые выше групповых интересов либо личных пристрастий или амбиций»

Нас объединяют ценности, которые выше групповых интересов либо личных пристрастий или амбиций. Это любовь к Родине, сохранение суверенитета белорусского государства, права и достоинство человека, гражданская солидарность и личная ответственность. За нами многовековая история Отечества, мужество и героизм наших предков, их победы, свершения и созидательный труд.