Здесь проходили международные фестивали, потом пришло запустение: как выглядит обновлённый Монумент Дружбы

02.10.2019 - 22:48

Новости Беларуси. Возродить Дружбу. Миссия выполнена. На стыке границ Беларуси, России и Украины после реконструкции завершили благоустройство Монумента Дружбы, сообщили в программе Новости «24 часа» на СТВ.

О значимости места говорит даже его неофициальное, народное название – «Три сестры». Напомним, задачу привести в надлежащее состояние символ единства трех народов Президент Беларуси поставил еще в феврале.

С 2013 года, когда здесь в последний раз состоялся крупнейший международный фестиваль, монумент пришел в запустение.

Какая же она, возрожденная Дружба? Знает корреспондент Александр Добриян.

Валентина Радченко читает стихи земляка у подножия обновленного Монумента Дружбы. Для нее это место не просто точка на карте. В 1975-м она лично поднимала флаг на открытии символа добрососедства трех славянских народов. Сюда же приходила на свидания к будущему мужу. Здесь же были туристические и педагогические слеты. Сотни и сотни встреч, знакомств и дорогих сердцу мгновений.

Валентина Радченко, руководитель краеведческого музея Круговец-Калининского детского сада-средней школы:
Любили здесь встречаться. Просто приехать на Монумент – половить рыбу, покупаться. Встретиться с друзьями и отдохнуть.

C 1962 года, когда здесь прошла первая встреча официальных делегаций приграничных областей, гостями «Трех сестер» стали президенты, политики, церковные и общественные деятели.

Крупнейший региональный форум, приуроченный ко Дню молодежи, проходил здесь в плоть до 2014-го – до тех пор, пока отношения между Россией и Украиной не дали трещину. Вслед за этим в упадок пришел и сам Монумент.

Валентина Радченко:
Было так неуютно, так некрасиво. Даже арматура была кое-где видна, настолько разрушался Монумент. Кусочки падали – штукатурка, глина, само кольцо было уже проржавленное, некрасивое. А сейчас совсем другой Монумент.

Ключевую роль в спасении Монумента Дружбы сыграл Президент Беларуси Александр Лукашенко. Задачу привести объект в надлежащее состояние глава нашего государства поставил в феврале.

Александр Добриян, корреспондент: 
Глобальной реконструкции монумент подвергся впервые за 44 года своего существования. Однако даже те, кто бывал здесь неоднократно ранее, вряд ли сходу найдут пять отличий до и после. Все тот же курган, все те же белоснежные пилоны и бронзовые барельефы. Архитекторы постарались максимально придерживаться изначальной концепции. Единственную вольность, которую позволили при реконструкции, это национальные орнаменты, которые появились на лучах-дорогах, ведущих в Россию, Украину и Беларусь. 

Основные работы были завершены в кратчайшие сроки. На реставрацию пилонов и барельефов, замену плитки и устройство гранитных лестниц ушло меньше двух месяцев. Осенние работы по наведению порядка и благоустройству взяли на себя молодежные волонтерские отряды.

Анна Мигун, волонтер:
Бывала здесь раньше неоднократно на турслетах. Это замечательное мероприятие, которое сплачивает народы наши – Россию, Беларусь и Украину.

Знаменитый монумент «Дружбы» привели в порядок

В 1970-х Монумент создавали сообща: белорусский архитектор, украинские скульпторы, российские предприятия. Нынешний ремонт полностью за белорусский счет. Разумеется, одной только реконструкции монумента для того, чтобы вернуть утраченное взаимопонимание, недостаточно. Однако это хороший символический шаг навстречу, приглашение сторон к конструктивному диалогу. И 2 миллиона рублей, затраченных на восстановление Монумента, – небольшая цена за мир в регионе. 

Loading...


Миниатюра скульптуры «Амур и Психея», которая украшает Лувр. Что ещё уникального можно увидеть в Доме Ваньковичей



Звуки фортепиано уносят нас в далекий XIX век. Тогда здесь проходили музыкальные салоны и собирались на литературные вечера сливки общества – Винцент Дунин-Марцинкевич, Станислав Монюшко, Ян Дамель и другие герои своего времени. Что уникального можно увидеть в Доме Ваньковичей, показали в программе «Минск и минчане» на СТВ.

1846-й. Городской судья Эдвард Ванькович выкупает зимнюю усадьбу для своих сыновей, которые ходили в гимназию неподалеку. Сам хозяин бывал здесь редко. Он жил в Большой Слепянке. Классический дом возвышался над Свислочью, был окружен яблонями, грушами, орехами и пленял гостей своим ароматом. В комплексе с особняком были флигели, конюшня и оранжерея с тропическими растениями. Самым известным представителем шляхетского рода стал художник Валентий Ванькович.

Инна Зуева, научный сотрудник музея «Дом Ваньковичей. Культура и искусство первой половины XIX века»:
Сам мастак Валенцій Ваньковіч быў стрыечным братам Эдварда Ваньковіча, тут ен не жыў, але ў яго была свая майстэрня, якая знаходзілася ў доме, дзе калісьці жыў Станіслаў Манюшка. Калі Валенцій Ваньковіч пачаў вучыцца ў Віленскім універсіцеце, ен пазнаеміўся з Адамам Міцкевічам, Томашам Занам. Адам Міцкевіч і стаў яго лепшым сябрам. Партрэт Адама Міцкевіча «На скале Аю-Даг» прынес славу Валенцію Ваньковічу ў 1828 годзе.

В Минске живописца уважали и приходили к нему за красивыми портретами. В Петербургской академии искусств Ванькович познакомился с гением слова – Пушкиным и тоже написал его портрет, но до наших дней сохранился лишь эскиз.

К сожалению, оригинальных шедевров кисти Ваньковича в Беларуси нет. Их разбросало по миру – Варшава, Вильнюс, Париж, Соединенные Штаты. Но здесь в музее есть достойные копии Мицкевича, тещи Валентия – Марии Шимановской, жены, детей и другие полотна, которые ни на минуту не дают усомниться в таланте мастера.

К слову, экспозиция в честь художника здесь прописалась к его 200-летию – 12 мая 2000 года. А до этого момента шла реставрация. Еще раньше, с советских 20-х до 80-х, здесь были коммунальные квартиры. Но классической жемчужине повезло остаться украшением Старого города.

Инна Зуева:
Эдвард Ваньковіч пасля доўгай хваробы памер ў 1873 годзе, гэтая сядзіба адышла да яго сына Уладзіслава, а потым да яго ўнука Жыгімонта. Пасля перавароту ў 1917 года дом быў нацыяналізаваны.

В былой городской усадьбе воскресили дух времени. Прогуливаясь, как в кино, среди сарматских портретов и антикварной мебели, переносишься в XIX век. Отражение эпохи ловим в парадной гостиной. Здесь проходили светские рауты, звучал квартет струнных. Но сразу скажем – балы в родовом особняке не проводили: пространство не позволяло. Но от этого интерьеры не потеряли своего шарма. В каждой комнате были изразцовые печи, масляные лампы, которые заменяли десяток свечей и не оставляли неприятных запахов. Одним словом, вся роскошь в лучших традициях ампира.

Инна Зуева:
Усе прадметы былі набыты ў калекцыянераў Масквы і Пецярбурга. І яны ўсе з’яўляюцца арыгінальнымі, яны ўсе адносяцца да XIX стагоддзя. Адным з такіх прадметаў з'яўляецца крэсла, якое прызначалася для жанчыны, і яно не мела спінкі – гэта значыць, што жанчына павінна была трымаць сваю спіну роўна, таксама яны былі шырокімі, каб там маглі змясціцца іх сукенкі.

В центре внимания и реплика известной скульптуры «Амур и Психея», которая сегодня украшает Лувр. Миниатюру нашли случайно во время реставрации. Видимо, последний хозяин Петр Ванькович, когда покидал дом с приходом большевиков, не терял надежды вернуться и закопал шедевр до лучших времен.

Но это не единственная именная реликвия. В рабочем кабинете на виду книга «Опыты» Монтеня. На первой странице хозяин оставил автограф по-французски – «из библиотеки Эдварда Ваньковича».

Инна Зуева:
У нашай экспазіцыі есць яшчэ адзін вельмі цікавы прадмет гэта курыльная трубка, зробленая з дрэва вішні альбо чарэшні, і называецца яна чубук. Калекцыю трубак курыльных апісваў у сваім творы Гогаль «Мёртвыя душы».

Портретная галерея была маст-хэвом шляхетской жизни. Но, что интересно, по сарматскому почерку можно было определить род. Художники мастерски изображали черты лица. Так, Радзивиллов и их родственников выдавал нос, как у утки. Вашему вниманию – Иероним Хаткевич и Констанция Франтишка Сапега. Еще одной особенностью сарматского жанра было то, что их писали только после смерти знати.

Инна Зуева:
Яскравым пацвярджэннем гэтага з'яўляюцца парныя партрэты Сільвестра Янішеўскага і яго маці Брыгіты Янішеўскай. Справа ў тым, што партрэт Брыгіты Янішеўскай быў напісаны па загаду сына з дня яе смерці. Гэта значыць, што яе партрэт пісалі па знешнаму падабенству маці і сына.

А мы продолжаем путешествие за ароматным завтраком. Можно представить, как в столовой собиралась огромная семья Эдварда Ваньковича. 17 детей как-никак! Стол получил свое символичное название «сороконожка»: он раскладывался, и за ним могло поместиться 20 человек.

В скромном уголке и мини-кухня. Как известно, в барском доме не готовили, чтобы не было лишних запахов. Слуги «колдовали» во флигеле, а здесь просто подогревали блюда и готовили чай, кофе, какао. К этим золотым по тем временам напиткам допускались только хозяева. Больно дорого.

Инна Зуева:
У нашай сядзібе знаходзіцца ўнікальная калекцыя люстраў XIX стагоддзя. Адна з іх зроблена ў стылі неакласіцызму, зроблена яна з бронзы з пазалотай. Наверсе вы можаце ўбачыць маленькую царкву, калі вы станеце пад люстрай, то вы ўбачыце столь гатыцкага храма.

Посреди такой живописи точно можно потеряться в свой выходной. Атмосферу поддерживает выставка «Эпоха романтиков», посвященная современникам Валентия Ваньковича. Так что здесь есть на что посмотреть и перезагрузиться от рабочих будней.

Ну и как полагается, у здания-старожила есть свои тайны. Поговаривают, что именно здесь собирались масоны Минска во главе с Яном Ходькой. Тогда пол был из белого мрамора, стены – черными, а в нишах располагались псевдоокна, чтобы прохожие не заподозрили о «тайных вечерях».

Еще одна прелюбопытная история относится к 1905 году. Тогда «Минский курьер» взорвала новость о жестоком убийстве в доме Ваньковичей.

Инна Зуева:
Тут у гэтым доме праз рабаўнікоў была забіта Валерыя Ваньковіч – прадстаўніца роду Ваньковічаў. Яна тут жыла разам са сваей служанкай. Самой Валерыі было 92 гады. І вось спачатку рабаўнікі забілі яе служанку, а пасля забілі сякерай Валерыю Ваньковіч. Ёсць меркаванне, што гэта зрабілі ў кутку гэтай залы. І калісьці тут стаяў такі вялікі гадзіннік напольны, аднойчы, калі супрацоўнікі музея прыйшлі на працу ў музей, гэты гадзіннік ляжаў на палу. І вось з таго моманту ў гэтым кутку нічога не ставяць.

А еще в этой комнате всегда холодно, и, кто знает, может, здесь по ночам хозяйничает призрак. Но это уже совсем другая история. А вы приходите за вдохновением.