Деревня Негневичи: здесь установлен памятник трактору, которому посвящают стихи

07.03.2014 - 13:51

Деревня Негневичи (Новогрудский район, Гродненская область), бывшее ВКЛ, сегодня Республика Беларусь. 

Что касается названия деревни, существует легенда. Говорят, что когда-то в этом местечке жили очень набожные люди. Когда кто-нибудь делал что-нибудь плохое, то они говорили: не гневи Бога. Оттого так и стали называть — Негневичи.

Деревня Негневичи попала в летописи еще под конец 14 века именно в связи с добрыми делами, что подтверждает эту легенду про название деревни. Под конец 14 века в деревне жил тиун Обухович, сын которого Павел Обухович вместе со своими братьями и сыновьями подарил два сенокоса Лавришевскому монастырю. В связи с этим поступком, Негневичи и попали в летописи.

Люди здесь богобоязные живут. И в Негневичах, и в близрасположенных деревнях стоят небольшие часовни.

Часовня за Негневичами была поставлена в 1938 году.

Деревня была собственностью государства. В 1428 году великий князь Витовт деревню подарил своей молодой жене Ульяне Ольшанской.

Софья Ольшанская была третьей женой Витовта. От первой жены у него была дочка Софья, а от второй жены, Анны, два сына — Иван и Юрий. Сыновей отравили, говорят, крестоносцы. Когда Анна умерла, Витовт женился на Ульяне Ольшанской, чтобы она родила ему сына, потому что князь мечтал получить корону и сделать Беларусь, ВКЛ, королевством, но, к сожалению, князь умер, не оставив после себя наследника.

Позже деревня стала вновь собственностью государства.

В самом начале 1940 годов деревню князь Казимир Ягеллончик подарил Радзивиллу Остиковичу, который был старшим братом князя Остика, и который стал родоначальником рода Радзивиллов. Деревня Негневичи была собственностью Радзивиллов до 19 века.

После Радзивилла Остиковича Негневичи стали собственностью его сына Николая Радзивилла по прозвищу Старый. Николай Радзивилл входил в состав рады ВКЛ, он управлял ВКЛ в отсутствие великого князя.  Николай Радзивилл построил латифундию, он заложил хороший фундамент мощи рода Радзивиллов.

После смерти Николая Радзивилла Второго Негневичи  перешли к его сыну Яну, при котором в начале 16 века имение Негневичи были одним из крупнейших имений. В начале 16 века в деревне было около сотни крестьянских хозяйств. Здесь стояло тогда 2 православные церкви, был большой радзивилловский двор.

В 1600 году Негневичи уже называли местечком. Здесь проводились кирмаши. Во время Северной войны Радзивиллы поддержали русского царя Петра Первого в войне с Карлом XXII. Войска Карла XXII, подойдя к Негневичам, полностью спалили это местечко. Но Радзивилы отстроили все заново. И в 1757 году в Негневичах обозначилась корчма, 69 христианских дворов и 28 еврейских.

Как-то срочно Радзивиллам понадобились деньги. И деньги Радзивиллы одолжили у своих соседей Хрептовичей, а в залог отдали местечко Негневичи. По одной из версии, Радзивиллы не отдали вовремя деньги Хрептовичам, и по соглашению местечко стало собственностью Хрептовичей. А по другой версии, Негневичи настолько понравились Хрептовичам, что они выкупили их у Радзивиллов. А выкупил, говорят, это местечко у Доминика Радзивилла в 1809 году Адам Хрептович.

Историческая справка
Адам Хрептович родился 14 марта в деревне Щорсы, сегодня Новогрудский район. Умер 13 декабря 1844 году. Политический деятель, филантроп, меценат. Учился в Виленском университете. Путешествовал по Германии, Дании, Англии. Получал ранг ротмистра национальной кавалерии Великого княжества Литовского. Во время восстания 1794 года — адъютант генерала Макрановского. Во время войны 1812 года сражался на стороне Наполеона. Президент Виленского благотворительного общества с 1834 года. Симпатизировал филоматам. После третьего раздела в 1795 году — инспектор школ Виленского учебного округа.

Адам Хрептович во всех свои имениях отменил телесное наказание селян, говоря, что это  унижает человеческое достоинство. С селянином, который провинился, вели воспитательный разговор и наказывали его штрафом. Чтобы народ не злоупотреблял алкогольными напитками, Адам Хрептович сократил в своих имениях количество трактиров, и за всеми заведениями, которые торговали спиртными напитками, он установил строгий надзор.

В 1811 году Адам Хрептович в Негневичах открыл школу для местных детей, которые учились грамоте. Под конец 18 века, когда Негневичи еще были в залоге у Хрептовичей, Адам Хрептович на собственные деньги здесь строил униатскую церковь. До наших дней, она, к сожалению, не дошла, но сохранилось фото той униатской церкви. 

В 1828 году в семье униатского священника Игната Малышевского, который происходил из шляхты, родился сын Иван  Малышевский, который стал знаменитым писателем и историком церкви.

Историческая справка:
Малышевский Иван Игнатьевич родился 13 июля 1828 года в Негневичах. Умер 11 января 1897 году.
Писатель, историк церкви, славяновед, доктор богословия, окончил Жировичское духовное училище, Минскую духовную семинарию и Киевскую духовную академию. С 1862 года и до 1897 года — профессор Киевской духовной академии. Исследователь вопроса истории церкви в первый век христианства. Расследовал историю Византийской церкви, историю церквей западных и южных славян. Был сторонником славянского культурного единства. Автор работ «Творения св. Кирилла Туровского» с описанием его жизни, «Западная Русь в борьбе за веру и народность».       

Иван Игнатьевич Малышевский написал много книг и артикулов про первый век христианства Византийского периода. Он много писал про отношения Киевской церкви и Римской церкви во время св. Владимира. Много писал про Киевскую Русь и умер в Киеве в 1897 году.  Похоронили его на кладбище Киевского Братского монастыря.

Иван Игнатьевич Малышевский умер в Киеве, в Киеве его и похоронили, а вот его родители, видно, были похоронены тут, на старинном кладбище в Негневичах. На этом кладбище еще стояла кладбищенская часовня св. Николая. Она  была разобрана в 2003 году.

Практически в каждом белорусском местечке на одной площади стояли церковь, костел, синагога и даже, бывало, мечеть.  Мечети в местечке не было, а вот синагога была, которая до наших дней не сохранилась. Был здесь, конечно, и костел. Храм в Негневичах во всех справочниках указан, как православная церковь, которая была построена здесь в 1860 годах. Но по зданию костела, сразу видно, что храм этот строился именно как костел. По одной из версий, этот костел строил  Адам Хрептович  вместе с униатской церковью под конец 18 века. После освободительного восстания в 1863 году, за то, что католики поддержали восстание Кастуся Калиновского, костел у католиков отобрали и передали православным верующим.

В 1921 году, когда часть Западной Беларуси  отошла Польше, то храм снова был передан католикам. Костел был и во время Второй мировой войны, после которой в 1976 году храм вновь был передан православным верующим. С того времени и до сегодняшнего дня находится православная церковь Казанской Божьей Матери.

Когда костел был передан православным верующим, то все иконы, все, что было в католическом храме, так и осталось в храме и на сегодняшний день. В церкви и сегодня висит крестов путь, который есть только в костелах. Сделали новый только иконостас — поставили православный, в котором все иконы писал местный художник в 1946 году. Кроме иконостаса, он написал большую икону — Успение Матери Божьей и икону Николая Чудотворца.

В Негневичах есть памятник трактору, который заехал на пьедестал своим ходом. Этот  трактор был сделан еще в 1934 году, работает он на керосине, скорость у него до 7км/ч. Про такой трактор когда-то писали такие стихотворения:

Трактор едет дыр, дыр, дыр
Все мы боремся за мир 

В середине 19 века местечко Негневичи было центром волости, в которую входило 33 поселения, а в самих Негневичах под конец 19 века было 98 дворов и проживало 575 жителей.

На окраине местечка, в деревне Поплавы, которая сегодня объединена с Негневичами, живет очень интересный человек — Сержук Емельянович. Он здесь занимается бортничеством, садоводством, а в свободное время он занимается искусством.

Сержук Емельянович:
В зрелом возрасте я приобрел будильник, отремонтировал его, отреставрировал, дал ему вторую жизнь. Мне очень нравился его бой. Это и переросло в увлечение — я стал реставрировать будильники.
Вот этот, например, из трех будильников, я сделал один. Будильники вдохновили меня, возможно, и на искусство. Я постепенно стал писать  картины, которые  я посвящаю своим родным. Например, «Бэз» писал  для мамы родной, потому что она очень любит сирень. Однажды был случай, что ехал из Новогрудка, я зашел в житное поле, там очень много васильков, вспомнил, что как раз 40 дней было со дня смерти Василя Быкова, я нарвал целую охапку васильков, привез домой, поставил натюрморт и написал картину.  

На сегодняшний день местечко Негневичи имеет статус агрогородка. Жители  агрогородка не забывают о своем историческом прошлом. Деревня Негневичи  гордится своими талантами, а таланты гордятся своей деревней и сочиняют про нее стихи:

Мои Негневичи, дорог моих исток,
Здесь все пути ведут до храма,
Мои Негневичи, мой агрогородок,
Моя гимназия и Радзиволлов слава.

Люди в материале: Юрий Жигамонт


Более тысячи паломников посетят посёлок Радунь в Вороновском районе: здесь похоронен раввин Хафец Хаим



Новости Беларуси. Более тысячи паломников соберет городской поселок Радунь в Вороновском районе, сообщили в программе Новости «24 часа» на СТВ.

Когда-то здесь действовало учебное заведение, которое создал выдающийся раввин и философ Хафец Хаим. Он похоронен в Радуни, и его могила стала местом паломничества евреев со всего мира.

Популярность этого места стремительно растет. Реализуется проект по созданию здесь гостиничного туристического комплекса. Проектные работы уже завершены. Вскоре начнется строительство.

По словам специалистов, количество паломников увеличилось благодаря безвизовому режиму, действующему для тех, кто въезжает в страну через Национальный аэропорт. С развитием необходимой инфраструктуры, уверены в Радуни, поток туристов станет постоянным.