Пенсионер из Гродненской области возрождает забытые национальные духовые инструменты

04.08.2013 - 15:59

Новости Беларуси. Старинная жалейка, средневековая окарина, белорусская дуда. Житель Гродненской области возрождает традицию создания национальных духовых инструментов. И делает это настолько умело, что его работы по праву пополнили список историко-культурного наследия нашей страны.

Марьяна Скрамблевича в Одельске называют не иначе как человек-оркестр. Одновременно он может играть сразу на нескольких музыкальных инструментах. Но своим главным увлечением народный мастер считает изготовление белорусских дудочек, рожков, окарин и жалеек. Сегодня коллекция насчитывает несколько сот экземпляров, все они созданы собственными руками.

Любовь к музыке, признается Марьян Антонович, у него в крови. Несколько поколений в роду были музыкантами-самоучками. А свой первый инструмент он собрал еще в дошкольном возрасте.

Марьян Скрамблевич, народный мастер Беларуси:
Вот там кусок гармошки лежит. Дядька уезжал в Донбасс работать, на чердаке лежала. Я целое лето коров пасвил. Он дал мне гармошку, я ее лепил, заклеивал.

Увлечение духовыми инструментами началось в начале 90-х. Сначала попытался скопировать заводскую дудочку, затем изучил литературу и стал возрождать жалейки и рожки. Причем играть на них можно не только музыку.

Своим главным достижением мастер считает изготовление традиционной белорусской дуды, очень похожей на шотландскую волынку. Правда, наш инструмент был известен еще в XV веке. Заморский же аналог на сотни лет «моложе», сообщили в программе Новости «24 часа» на СТВ.

В деревне шутят: в руках Марьяна Антоновича может зазвучать любой, даже самый необычный предмет. К примеру, обыкновенная телескопическая антенна от старого радиоприемника. Небольшая доработка и можно играть.

Звучание любого инструмента напрямую зависит от качества древесины. У Марьяна Скрамблевича есть свои секреты по ее заготовке: пилить дерево необходимо только в определенные месяцы и даже в определенное время суток.

Марьян Скрамблевич, народный мастер Беларуси:
С 15 ноября по 15 января. После 15 у деревьев идет сокодвижение, нельзя уже резать. В этот период и даже в полнолуние я срезаю дерево, потому что сок идет в корни и древесина остается чистая и живая.

Иван Скрамблевич – частый гость различных фольклорных фестивалей. Послушать удивительное звучание его инструментов приезжают профессиональные музыканты не только из Беларуси.

Люди в материале:


В Пинске наладили первое в Беларуси производство балалаек и домр. Показываем, как делают музыкальные инструменты



Новости Беларуси. До недавнего времени производства балалаек и домр в Беларуси не было, сообщили в программе Новости «24 часа» на СТВ.

Остались лишь несколько мастеров-самоучек, и свои шедевры они создавали дома – всегда качественно, но не всегда быстро. Перейти с кустарного производства на полупромышленное поможет новая мастерская.

За тонким процессом изготовления инструментов наблюдал корреспондент Петр Бутрим.

Корпус, сделана заготовка грифа, сделана дека с пружинками, инкрустация.

Осталось не так уж и много: доработать гриф, покрыть корпус несколькими слоями лака да натянуть струны. Эта домра издаст свои первые звуки совсем скоро. На изготовление инструмента ушло не больше месяца. С переездом в новую просторную мастерскую сложный процесс ускорился в несколько раз. Теперь все необходимое для сборки под рукой.

Руслан Макаревич, мастер:
Надо нам сделать, допустим, этот край, чтобы удобно было обрабатывать – делаем его так. Потом можно повернуть на другую сторону и обработать этот край. Поворачиваем сюда. Корпус закреплен – очень удобно работать.

Руслан Макаревич впервые отремонтировал музыкальный инструмент 27 лет назад. Тогда вторую жизнь получила балалайка жены. С тех пор на счету «полесского Страдивари» больше сотни струнных, собранных в домашних условиях.

Учитывая закупку редкого материала, изготовление могло растянуться на год. Тем временем белорусские музыканты балалайки и домры за неимением своего производства все чаще закупали за границей.

Руслан Макаревич: 
Во-первых, когда они закупаются через коммерческие организации, их цена становится гораздо больше. Но качество от этого лучше не становится. Второй аспект: белорусский народ – это талантливый народ. У нас найдутся мастера, которые смогут сделать и скрипки, и гитары, и балалайки, и домры.

Таким образом, за качество звука приходилось платить большие деньги или играть на том, что собрано 30-40 лет назад.

А ведь свои талантливые мастера, готовые оттачивать технологию, в Беларуси были всегда. Надо было всего-то обеспечить их условиями и материалом.

Петр Бутрим, корреспондент: 
Чтобы изготовить хорошего качества домру, необходимы несколько пород деревьев, зачастую из разных концов света. Например, в этом случае использовались бразильский и индийский палисандр, канадский кедр, клен и африканское черное дерево. И все они подобраны по звуку.

Подбор дерева, безусловно, важный этап. Остальное создается в этих стенах. Помещение под мастерскую выделила местная власть. Сейчас здесь работают два опытных мастера. Есть нужные заготовки и, самое главное, заказы на балалайки, домры, лютни и гитары. Дело сдвинулось с мертвой точки.

Николай Ярмольчук, мастер: 
То время, за которое мы делали один корпус – получается, за это же время мы делаем три корпуса.

50-60 инструментов собрать и еще 100 отремонтировать за год – вот амбициозный план этой творческой артели. При таком темпе проблему нехватки инструментов в музыкальных школах страны реально решить всего за несколько лет.

Послушайте звук. Слышите? Это хороший звук.