От увлечения роком до редкой профессии. Житель Гродно больше 20 лет изготавливает акустические гитары и цимбалы

03.02.2019 - 16:23

Новости Беларуси. От подросткового увлечения рок-группами до редкой профессии. Житель Гродно больше 20 лет изготавливает акустические гитары и цимбалы, сообщили в программе Новости «24 часа» на СТВ.

Его производство едва ли не единственное в стране, а музыкальные инструменты заказывают не только школы, но и известные белорусские исполнители.

Корреспондент Галина Буро прислушалась к авторскому звучанию шестиструнной.

Обработать все грани будущего инструмента идеально. Ведь здесь каждая, казалось бы, незначительная деталь влияет на качество звука. Одну гитару Андрей Кибинь изготавливает не меньше месяца, много ручного труда. Его работы узнаешь из тысячи – по авторским знакам: голова грифа фирменной формы и особая надпись.

Андрей Кибинь, гитарный мастер:
Знак, который внутри пишу про себя. Правда, пока там его еще нету.

– А что вы там пишите?

Сделал такой-то там-то.

Любовь к шестиструнным – это с детства и через всю жизнь. Золотые руки достались от отца, а вот научиться мастерству было не у кого – постигал производство самостоятельно на кухне или в гараже: по книгам, интернету, методом проб и ошибок.

Андрей Кибинь:
Любишь музыку, потом пытаешься научится, потом сыграть что-нибудь, потом руки чешутся поремонтировать, потом руки чешутся сделать.

Есть стандартная фраза, что гитарные мастера – это неудавшиеся гитаристы. Это я в чистом виде.

И если с аккордами не сложилось, то с производством гитар попал в самую точку. Со временем Андрей Кибинь понял: важен материал. Для своих работ теперь использует только ель, кедр, палисандр, бук, клен или красное дерево.

Галина Буро, СТВ:
Восемь лет назад мастер узнал, что в нашей стране практически не осталось производителей исконно белорусских цимбал. И этот факт стал сродни вызову. Андрей Кибинь постепенно начал постигать тонкости создания и этого струнного инструмента. 

За музыкальными инструментами сегодня выстраиваться очереди. Среди заказчиков – известные белорусские гитаристы и рок-исполнители. Индивидуальные заказы приходят из США и Японии. Но все же, самые активные пользователи – это музыкальные школы нашей страны.

Денис Желтов игре на гитаре обучается уже седьмой год, мечтает стать композитором, а пока покоряет жюри различного уровня. И берет именно мастерством, ведь практически у всех музыкальных школ гитары Андрея Кибиня, а значит, участники конкурсов в равных условиях.

Ирина Дмитриева, учитель музыки ДМШИ № 1 имени Ю.В. Семеняко:
Все инструменты его отличаются высоким качеством, высокой степенью настройки. И это позволяет нам работать с детьми над качеством звука, техникой, а также над эстетическим восприятием музыки.

А еще оказалось, что Андрей Кибинь в свое время окончил Ленинградский кораблестроительный институт. Говорит, технические знания уже пригодились, но конспекты не спешит выбрасывать.

Андрей Кибинь:
У меня есть друг, который мечтает построить корабль. Может быть, мы когда-нибудь с ним построим корабль.

А что получается, когда Андрей Кибинь загорается идеей, мы уже увидели.



Возрождение бренда. Пианино «Беларусь» передали в дар музыкальному колледжу в Гродно. И вот как их оценили учащиеся и преподаватели



Новости Беларуси. Инструментальный дебют состоялся в Гродно. Студенты музыкального колледжа получили в подарок пианино белорусского производства, сообщили в программе Новости «24 часа» на СТВ.

Их создали на фабрике в Минске, которая сохраняет традиции, заложенные в Борисове. Там ранее работало, пожалуй, самое известное предприятие по выпуску музыкальных инструментов. По поручению Президента производство возродили, и сегодня таланты по всей стране получают вот такие подарки.

Как звучит возрожденный бренд, оценила корреспондент Яна Шипко.

Этот ветеран музыкального фронта родом из 1960-х не спешит хранить молчание. Еще бы, в свое время фортепиано «Беларусь» звучали на весь Союз. А борисовская фабрика выпускала до 10 тысяч инструментов в год. Сегодня уже ретро-фоно пришлось потесниться. Учебный день начался под аккомпанемент десяти новеньких преемников легендарной марки.

Звуки музыки. В Беларуси намерены возобновить производство музыкальных инструментов

Пальцы пианиста порхают по клавишам. Под стать технике и темпу музыканта и яркий звук инструмента. Преподавателю колледжа, лауреату многочисленных международных конкурсов Алексею Петрову не терпелось опробовать новинку.

Алексей Петров, пианист, преподаватель Гродненского государственного музыкального колледжа:
Я думаю, что этот инструмент стал поиском таких технических задач, технологических решений и вобрал в себя все лучшие тенденции, которые сейчас существуют на рынке музыкальных инструментов.

По дизайну оно очень приятное. Тут есть, если вы видите, такой доводчик. Раньше была такая шутка, что хлопнуть крышкой и уйти. Сейчас это невозможно, потому что крышка благодаря доводчику закрывается всегда мягко.

Впрочем, повод раздосадовано хлопать крышкой инструмент даст едва ли. Учащиеся колледжа уже оценили звучание возрожденной легенды на новом уровне. Алиса учится на хоровом отделении. Готовится к экзаменам с таким подарком вдвойне приятно.

Алиса Перешейн, учащаяся Гродненского государственного музыкального колледжа:
Мы очень рады, что у нас появились новые инструменты, приятно заниматься, удобно, другой уровень и комфорт.

Анастасия Пономарева, учащаяся Гродненского государственного музыкального колледжа:
Для музыкантов-пианистов важно, чтобы был инструмент хороший, чтобы было хорошее звучание. И это приятно, когда ты играешь на хорошем инструменте – это эстетическое удовольствие и звуковое удовольствие.

Белорусское фоно вдвое дешевле, например, чешского Петрова, но ничуть не уступает по качеству. Цена одного пианино – больше 9 тысяч рублей. Деньги на покупку из республиканского бюджета.

Алексей Солодухин, директор Гродненского государственного музыкального колледжа:
На этот год нам также выделено 38 тысяч на приобретение. Мы еще думаем, изучаем рынок, что купить, какие инструменты. И, что очень важно, 20 тысяч 800 рублей выделено на ремонт музыкальных инструментов, потому что у нас многие инструменты имеют почтенный срок, но если их качественно отремонтировать, они еще могут послужить.

Импульсом для обновления базы музыкальных инструментов по всей стране в марте 2018 года стала встреча Президента с творческой молодежью. Именно учащийся гродненского колледжа Петр Пашкевич озвучил проблему нехватки дорогостоящих инструментов. Александр Лукашенко поручил возродить производство белорусского фортепиано, но на более высоком уровне.

Обыграть принципиальное решение удалось быстро. Новый инструмент под знакомым брендом делают в Минске. Современное производство совмещает традиции и новейшие технологии. Европейское и китайское оборудование сделано на заказ. Но доверяют ему только склейку корпуса и автоматическое обыгрывание. Всё остальное – кропотливый ручной труд. Операций более тысячи. Добиться идеальной тональности сложного механизма можно только вручную.

Кстати, мастера, работавшие еще на борисовской фабрике, передают опыт молодежи. Цель – увеличить объемы. Пока белорусский музпром переживает ренессанс, в музыкальные школы по всей стране предстоит поставить 1,5 тысячи фортепиано.