От увлечения роком до редкой профессии. Житель Гродно больше 20 лет изготавливает акустические гитары и цимбалы

03.02.2019 - 16:23

Новости Беларуси. От подросткового увлечения рок-группами до редкой профессии. Житель Гродно больше 20 лет изготавливает акустические гитары и цимбалы, сообщили в программе Новости «24 часа» на СТВ.

Его производство едва ли не единственное в стране, а музыкальные инструменты заказывают не только школы, но и известные белорусские исполнители.

Корреспондент Галина Буро прислушалась к авторскому звучанию шестиструнной.

Обработать все грани будущего инструмента идеально. Ведь здесь каждая, казалось бы, незначительная деталь влияет на качество звука. Одну гитару Андрей Кибинь изготавливает не меньше месяца, много ручного труда. Его работы узнаешь из тысячи – по авторским знакам: голова грифа фирменной формы и особая надпись.

Андрей Кибинь, гитарный мастер:
Знак, который внутри пишу про себя. Правда, пока там его еще нету.

– А что вы там пишите?

Сделал такой-то там-то.

Любовь к шестиструнным – это с детства и через всю жизнь. Золотые руки достались от отца, а вот научиться мастерству было не у кого – постигал производство самостоятельно на кухне или в гараже: по книгам, интернету, методом проб и ошибок.

Андрей Кибинь:
Любишь музыку, потом пытаешься научится, потом сыграть что-нибудь, потом руки чешутся поремонтировать, потом руки чешутся сделать.

Есть стандартная фраза, что гитарные мастера – это неудавшиеся гитаристы. Это я в чистом виде.

И если с аккордами не сложилось, то с производством гитар попал в самую точку. Со временем Андрей Кибинь понял: важен материал. Для своих работ теперь использует только ель, кедр, палисандр, бук, клен или красное дерево.

Галина Буро, СТВ:
Восемь лет назад мастер узнал, что в нашей стране практически не осталось производителей исконно белорусских цимбал. И этот факт стал сродни вызову. Андрей Кибинь постепенно начал постигать тонкости создания и этого струнного инструмента. 

За музыкальными инструментами сегодня выстраиваться очереди. Среди заказчиков – известные белорусские гитаристы и рок-исполнители. Индивидуальные заказы приходят из США и Японии. Но все же, самые активные пользователи – это музыкальные школы нашей страны.

Денис Желтов игре на гитаре обучается уже седьмой год, мечтает стать композитором, а пока покоряет жюри различного уровня. И берет именно мастерством, ведь практически у всех музыкальных школ гитары Андрея Кибиня, а значит, участники конкурсов в равных условиях.

Ирина Дмитриева, учитель музыки ДМШИ № 1 имени Ю.В. Семеняко:
Все инструменты его отличаются высоким качеством, высокой степенью настройки. И это позволяет нам работать с детьми над качеством звука, техникой, а также над эстетическим восприятием музыки.

А еще оказалось, что Андрей Кибинь в свое время окончил Ленинградский кораблестроительный институт. Говорит, технические знания уже пригодились, но конспекты не спешит выбрасывать.

Андрей Кибинь:
У меня есть друг, который мечтает построить корабль. Может быть, мы когда-нибудь с ним построим корабль.

А что получается, когда Андрей Кибинь загорается идеей, мы уже увидели.

Loading...


«Один из самых любимых – шум океана». Как звучат и выглядят необычные музыкальные инструменты



Волшебное царство звуков – именно так можно назвать это место. Окунуться в атмосферу красоты и гармонии и даже почувствовать себя музыкантом – все возможно. Изначально здесь проходили образовательные программы, теперь это портал в мир классической музыки. Как звучат и выглядят необычные музыкальные инструменты, показали «Минск и минчане» на СТВ.

Алексей Ладик, музыкант-флейтист, гид музея:
«Музыкотерапия через классику» – у нас такая была достаточно известная программа. Мы собирали много людей вот сюда, в этом камерном зале, где звучала классическая музыка (специально подобранная) с аккомпанементом из различных звукотерапевтических инструментов. Ну, и знакомили людей с такой достаточно простой, понятной классической музыкой с целью именно популяризации, развития этого направления.

Занятия академической музыкой, лекции и концерты. Любители классики могли прийти сюда позаниматься, послушать и поиграть. С лета этого года пространство преобразовали в музыкальный музей.

Алексей Ладик:
Наш руководитель – вдохновитель идеи этого пространства – Мария Бондаренко. Это все инструменты, собственно, с ее легкой руки сюда были ввезены. Экспозиция была достаточно быстро составлена, и вот больше 70 инструментов здесь находится.

Увлекательные истории и полное погружение в мир звуков. К слову, сами инструменты можно не только увидеть и послушать, но и потрогать. На всех инструментах любой посетитель может сыграть или хотя бы попытаться это сделать. Расскажут здесь и много всего полезного.

Алексей Ладик:
«Физико-звуко-акустика» – хорошая программа. Обычные взрослые, дети приходят и очень удивляются, когда понимают, насколько это просто на самом деле, как звучат инструменты, каким образом рождается звук.

Несомненно, каждый, кто приходит сюда, получает огромный багаж знаний, иногда даже появляется желание стать великим музыкантом. Арфа и клавесин – одни из самых редких инструментов.

Алексей Ладик:
Клавесин такой дальний родственник, предшественник рояля эволюционно. Во многом конструкция рояля была вдохновлена именно конструкцией клавесина, но с существенным отличием. В сравнении с классическим звуком рояля и пианино звук отличается. Здесь у нас идет вместо удара молоточком по струне очень понятный щипок. И собственно, это такой клавесинчик – самый-самый маленький. Он называется по-другому – спинет. Это современный инструмент, сделанный русскими мастерами по чертежам XVII века.

Иногда инструменты могут путешествовать по концертам старинной музыки, но потом вновь возвращаются восвояси. Собирались они по всей республике, какие-то из них были переданы в дар.

Алексей Ладик:
Нам в последнее время некоторые инструменты просто приносят, говорят: пожалуйста, можете пользоваться. Из последнего у нас появились органные трубы, пока что без самого органа. У нас представлен электроорган: игрушка такая из XX века. Но какой-то мини-орган может быть комнатный акустический было бы интересно здесь поставить. Трубы есть, а органа пока нет.

Мотайте на ус: если у кого-то случайным образом запылился дома в уголке какой-нибудь звучащий предмет, то можно принести его сюда, и ребята вдохнут в него новую жизнь. Большой популярностью пользуются звукотерапевтические инструменты. Слушатели пребывают в шоке, не понимая, откуда берутся звуки, насколько это на самом деле просто и в то же время красиво.

Алексей Ладик:
Мы сейчас находимся в нашем таком месте силы – это основная часть инструментов для звукотерапии. Если кто-то приходит на экскурсию, могут сесть на кресло – мы проведем такую мини 3-4-минутную музыкотерапию. Можно все эти инструменты послушать, посмотреть, поиграть, узнать, как это работает.

Самое время разобраться, что это за инструменты и за счет чего в них рождается звук. Начнем с тибетских чаш.

Алексей Ладик:
Очень интересный инструмент, потому что звучит как колокола и точно так же за счет вибрации можно заводить звучание таким образом.

Следующие на очереди – чакрофоны.

Алексей Ладик:
Такие вот металлические пластинки на деревянном резонаторе.

В соединении классической музыки с такими интерлюдиями очень необычно влияет на слушателя.

К современным инструментам относятся оркестровые колокольчики.

Алексей Ладик:
Используются очень часто и в джазовых, и в академических оркестрах, и для кинематографа. Попали в Нарнию, фея пролетела – наслаждайтесь.

Один из самых любимых инструментов – шум океана. Кожаная или пластиковая мембрана для того, чтобы рождался звук, особенно актуально в условиях того, что выехать никуда нельзя. Можно прийти сюда и оказаться на побережье какого хотите океана.

Жемчужина коллекции – терменвокс, совсем недавно прибывший в музыкальную семью.

Алексей Ладик:
Мы все еще до сих пор учимся на нем играть, потому что здесь у нас взаимодействие с инструментом идет непосредственно просто магическими какими-то пассами руками. Просто за счет того, насколько близко рука находится к антенне, будет меняться и высота звука, поэтому это такой инструмент для людей, которые хотят воспитать в себе абсолютный слух. Звучит он достаточно интересно.

Следующая комната получила название «Экспериментарий». Здесь размещена методическая литература, проходят репетиции, а еще сюда можно привести детей.

Алексей Ладик:
Это, собственно, наш экспериментарий. Здесь обычно находятся дети поменьше. Если вдруг пришли всей семьей на взрослую программу, то здесь можно оставить ребят. Они у нас тут и рисуют, и могут познакомиться с какими-то элементарными инструментами: с колокольчиком, ксилофончиком. Можно помастерить. У нас здесь дети оставили самодельный телефон ниточный такой.

Есть и другие залы, в которых также проводятся экскурсии, после чего у слушателей появляется возможность прогуляться и поиграть на том, что приглянется.

Алексей Ладик:
«Святая Троица» русского народного оркестра: балалайка, домра, русская мандолина.

Хит Instagram – пионерский горн, барабан на шею. Различные шумовые инструменты – это уже больше для детей: барабаны, маракасы, трещетки.

Экскурсоводы музея, очевидно, терпеливые люди, ведь играть – это как и петь: не каждый умеет, но всем хочется. Есть в коллекции музея и запретные инструменты.

Алексей Ладик:
Там в уголке у нас находятся ситары. Это достаточно редкий инструмент сам по себе, индийско-пакистанский. Нам его дали просто как экспонат и попросили не играть, потому что если будет слишком большое количество желающих, струны достаточно сложно найти. Инструмент такой хрупкий, поэтому тут уже риски превышают.

Вот так устроен мир музыки: полон загадок и волшебства. Желаем, чтобы коллекция музея пополнялась новыми экземплярами, а мы – с удовольствием приходили сюда снова и снова – исполнить мелодию души.