Биоинформатика. Как работает программа, с помощью которой можно диагностировать рак

01.11.2019 - 18:24

Чтобы побороть рак, исследования ведутся в самых разных научных областях.

Об этом рассказали в одной из серий документального цикла «Я шагаю по стране».

Биоинформатика как наука появилась только в конце 20 века. У этих специалистов нет ни пробирок, ни реагентов, ни белых халатов. Для обработки биологической информации они используют компьютерные технологии. Отдельный  раздел – программы для улучшения диагностики заболеваний. В нашей стране в этой сфере есть не только теоретические, но и практические наработки.

Евгения Лисица, старший преподаватель кафедры системного анализа и компьютерного моделирования БГУ:
Мы разработали программное обеспечение, которое позволяет автоматически сегментировать объекты. Причем точность соответствует ручной сегментации. Потом мы набрали наиболее информативные признаки. Для того, чтобы не снимать все 50 параметров, мы отобрали 13 из них, самые информативные. Снимаем автоматически эти параметры.

Довольно неудобно работать с таблицей. У тебя есть таблица, ты видишь там какие-то числа, непонятно, что там написано. Поэтому существуют специальные методы, которые позволяют разбить объекты на кластеры.

Чтобы узнать, например, стадию заболевания, врач должен вручную подсчитать количество больных клеток. У него на вооружении только микроскоп и калькулятор. Программа автоматически подсчитает и проанализирует исходный материал,  в качестве которого  используются изображения раковых клеток.  От их количества и объема зависит диагноз и способ лечения.

Люди в материале: Евгения Лисица
Loading...


Технологии будущего со школьной скамьи. STEM-центр открыли в Дрогичине при поддержке резидентов ПВТ



Новости Беларуси. Парк высоких технологий развивает STEM-образование в регионах. В Беларуси уже открыто 17 специальных центров, где созданы все условия для обучения школьников программированию, робототехнике и 3D-моделированию, сообщили в программе Новости «24 часа» на СТВ. Очередной «умный класс» появился 14 ноября в средней школе Дрогичина.

Как отечественные IT-компании готовы инвестировать в образование и чего же ждут в ответ? Репортаж Кристины Протосовицкой.

Ученик прикладывает свою карту к сканеру – система записывает его. Зеленый цвет индикатора говорит о том, что ученик успешно записался в базу данных.

Отказаться от громоздкой системы учета питания предлагает одиннадцатиклассник Евгений Кульбеда. Парню показалось нелогичным и небезопасным, что учителя по-прежнему вручную вносят данные. Тогда к нему пришла идея оптимизировать процесс. Начинал с обычных QR-кодов. А в итоге написал программу учета и собрал необходимое оборудование. Разработка уже приглянулась руководству Парка высоких технологий.

Евгений Кульбеда, ученик средней школы № 1 Дрогичина:
Мы поделились контактами, чтобы внедрять эту технологию в существующие карты питания от «Беларусбанка».

Евгений – это пример тех ребят, ради которых и открываются STEM-классы по всей стране. Дрогичинский стал семнадцатым.

Кристина Протосовицкая, корреспондент:
Здесь учат детей тому, что для их идей нет границ. Мебель легко трансформируется, есть зона с компьютерами для программирования. А запускать будущих роботов будут на таком специальном столе.

По сравнению с большими городами, где детям легко найти кружки по робототехнике, в малых не всегда есть даже преподаватели. Создание таких умных пространств в школах – это вклад белорусских IT-компаний в образование детей.

Всеволод Янчевский, директор администрации Парка высоких технологий:
Это личная инициатива резидентов Парка высоких технологий, наших айтишников, которая за счет – это очень важно – собственных личных средств помогает системе образования, помогает детям. Это, наверное, как раз то, о чем постоянно и очень правильно говорит наш глава государства: что бизнес и IT-бизнес должен помогать обществу.

Креативное мышление, умноженное на технологии и науку, дают тот результат, за который сегодня в мире готовы отдавать миллионы долларов. Опыт многих белорусов тому доказательство. Делать свои первые шаги в этом направлении уже начали юные роботехники.

Вот сейчас мы запустили программу, он поехал и в итоге он отдает телефон.

Сейчас это всего лишь робот-носильщик «Конор». Мальчишки назвали его в честь знаменитого бойца Конора Макгрегора. Собрали за день. Самое сложное – запрограммировать. Но сейчас строят смело планы на будущее.

Хотим научится самим собирать роботы без инструкций, самим. Сейчас в плане у нас сделать боевых роботов, чтобы бои устраивать.

Вита Мучанская, учитель информатики средней школы № 1 Дрогичина:
Мы планируем, что здесь будут работать дети не только 5-6 классов, а что здесь будут работать дети с начальной школы и старше. И не только дети нашей школы, но и школ района.

На этом большая IT-миссия не закончится. Планируется, что в 2020 году в Беларуси откроется 100 STEM-центров с обучением дизайну, искусственному интеллекту и использованием технологий в медицине. Подготовку Stem-методам преподавания пройдут 300 учителей.

Дмитрий Гурский, председатель правления Ассоциации «Образование для будущего»:
Наша цель – не научить много программистов, не научить много робототехников, а именно дать веру в себя. Я даже, будучи рожденным в маленьком городке или в деревне, у меня есть те же качества, чтобы стать успешным в IT, высоких технологиях. 

Новую белорусскую философию успешности, при которой не важно, откуда ты родом, транслируют сегодня те, кто достиг очень многого и готов этим делиться с другими.