Что нужно знать о ЦТ-2019. Особенности тестирования в восьми вопросах

05.06.2019 - 20:06

Новости Беларуси. Новации централизованного тестирования – одна из самых обсуждаемых тем. Регистрация завершилась на днях, а уже на следующей неделе стартуют первые испытания.

Каковы особенности нынешней кампании? Что нового в методике подсчета баллов? Об этом и не только в студии Новости «24 часа» мы спросили Юрия Миксюка, директора Республиканского института контроля знаний.

Игорь Позняк, СТВ:
Уже позади регистрация на централизованное тестирование, на следующей неделе начинаются первые испытания. В чем особенность этого года? Какой самый популярный предмет, куда больше всего зарегистрировалось желающих?

«Зарегистрированных приблизительно на 5500 меньше, чем в прошлом году»

Юрий Миксюк, директор Республиканского института контроля знаний:
Традиционно пятерку лидеров можно обозначить как русский язык, математика, английский язык, биология и физика. Но если говорить в целом о количестве набранных абитуриентов или, скажем так, зарегистрированных, то это приблизительно на 5500 меньше, чем в прошлом году.

Игорь Позняк:
А меньше почему – вы анализировали? Может быть, испугались тех самых нововведений этого года?

Юрий Миксюк:
Нет. Я думаю, что это демографическая ситуация дает о себе знать до сих пор. Возможно, часть абитуриентов прошлых лет уже смогли пройти централизованное тестирование.

Игорь Позняк:
То есть конкуренция ожидается не выше прошлого года?

Юрий Миксюк:
Я думаю, что нет.

Что изменилось в системе подсчета баллов

Игорь Позняк:
На ту самую конкуренцию повлияет новшество, которое широко обсуждается в обществе. Обозначьте пожалуйста, что меняется в самой системе подсчета баллов.

Юрий Миксюк:
Меняется формула, по которой будет осуществляться этот подсчет. Она обеспечит, как и прежняя модель подсчета, не просто рейтинг, ранжирование, но еще и добавит оценку знаниям в абсолютной величине. То есть каждый абитуриент получит свою оценку знаний. Но тот абитуриент, который знает лучше, получит более высокую оценку.

Игорь Позняк:
Во всей этой системе централизованного тестирования все-таки можно какую-то долю угадать? Методом тыка, что называется.

Вероятность угадать ответы в миллионы раз меньше, чем выиграть в лотерею «5 из 36»

Юрий Миксюк:
Рассчитывать на успех просто за счет удачи не приходится, нужны знания. То есть серьезных баллов такой абитуриент не получит. И даже если он в этом году сможет пройти так называемый пороговый балл, он все равно окажется в самом хвосте очереди, конкурса. Мы, конечно же, пытаемся и дальше работать над тем, чтобы шансов было еще меньше. Хотя просчет говорит о том, что, например, если смотреть по части «А» физики и математики, 18 заданий угадать – это порядок 10 в минус тринадцатой, то есть в миллионы раз меньше, чем выиграть в лотерею «5 из 36».

Игорь Позняк:
В последние годы обсуждается вероятность совмещения выпускных экзаменов в 11 классе и централизованного тестирования. Наверное, в этом есть рациональное зерно – не переживать две стрессовые ситуации, объединить их в одну. Как вам видится?

Юрий Миксюк:
Я думаю, вперед можно поставить независимость аттестации, поскольку такой подход позволяет выявлять проблемы в системе образования, пробелы, может быть, корректировать. Он практикуется широко в мире.

Игорь Позняк:
Удалось нам искоренить ту самую главную претензию, которую предъявляли к старой системе экзаменации – коррупционную составляющую?

Юрий Миксюк:
Конечно. Самый главный результат системы централизованного тестирования – это объективность и независимость результатов оценки знаний абитуриентов. Это набор таких составляющих, как то, что все в одинаковых условиях, одинаковые задания по уровню сложности. Абитуриент имеет возможность показать свои знания не по трем вопросам, по которым, может быть, ему не свезло в этом деле. А показать знания по всей программе. То есть это полнота оценки. С точки зрения психологии абитуриент не зависит от настроения экзаменатора.

Игорь Позняк:
А сами баллы, правильность ответов просчитывает человек или компьютер?

Юрий Миксюк:
Считает компьютер. Проверяют совершенно сторонние люди, они не знают, кого проверяют и всего лишь смотрят, чтобы компьютер правильно прочитал метку.

Люди в материале: Юрий Миксюк, Игорь Позняк
Loading...


Итоги ЦТ-2019. Планируется повысить пороговое значение вступительных баллов



Гость программы «Утро. Студия хорошего настроения» – директор УО «Республиканский институт контроля знаний» – Юрий Миксюк.

В минувшие выходные закончился, пожалуй, самый важный этап вступительной кампании – централизованное тестирование. А уже сегодня стартует подача документов в ВУЗы.

Юрий Миксюк, директор УО «Республиканский институт контроля знаний»:
Все движется, все меняется – тесты, методика, подсчет. Поэтому абитуриенты сдают неплохо, и лучше, может быть, чем когда-то, на заре становления централизованного тестирования. И в этом году получены неплохие результаты. В том числе – абсолютные результаты. Но есть предметы, на которых абитуриенты показали чуть худшие результаты, чем в прошлом году.

Говорят, набрать баллы наугад сейчас проще, чем лет 5-10 назад.
Юрий Миксюк:
Конечно, имеет место быть теория вероятности. Но серьезных баллов, которые позволили бы конкурировать и рассчитывать на поступление в высшие учебные заведения, набрать нельзя. Может, и бывают такие удачи, но рассчитывать на это, когда тебе дается один шанс, – это плохо. В будущем, когда планируется повысить пороговое значение баллов, это вообще потеряет смысл.

Если говорить о высоких проходных баллах, то они существенно не поменяются. Потому что процент абитуриентов, которые набрали высокие баллы, начиная приблизительно с 70-75%, сохраняется. Поэтому рассчитывать, что появится какая-то дополнительная конкуренция, не приходится. Но в области средних значений баллы определенным образом подрастут, потому что больше абитуриентов будут участвовать в конкурсе с такими баллами.

Увеличилось ли количество тех, кто набрал 100% и по каким предметам?

Юрий Миксюк:
По каким-то предметам увеличилось. Можно назвать биологию – 43 человека набрали 100%. Можно привести в пример белорусский язык – 42. Но, например, если взять математику, в прошлом году был очень значимый результат – 55 абитуриентов имели 100-балльные результаты. В этом году таких 101. Но это тоже много.

По какому предмету набирают наименьшее количество баллов?

Юрий Миксюк:
Можно подумать, что тяжелее всего учить в школе математику и физику. Поэтому эти предметы, если их сравнивать с другими, наиболее сложны для абитуриентов. Хотя, если судить по абсолютным результатам, и мы говорим о математике, то она на первом месте. Но, тем не менее, если говорить в среднем обозначении, массовом количестве абитуриентов, то не все могут постигнуть ее глубоко и иметь высокие результаты.

Теоретически любой желающий может проверить свои знания, просто зарегистрировавшись на ЦТ?

Юрий Миксюк:
Это так. Но на самом деле не совсем. Централизованное тестирование придумано для абитуриентов. И как минимум вы должны иметь общее среднее образование. У нас есть дистанционное репетиционное тестирование, которое доступно и бесплатно для каждого желающего. И там можно тренировать и технологию работы с бланком ответов, чтобы на самом тестировании уже можно было думать только о своих знаниях. И пробелы, в том числе, какие-то посмотреть. У нас есть репетиционное тестирование, которое имеет три этапа, и очень многие абитуриенты пользуются им. В своих высказываниях они выражают мнение, что оно им позволяет определить свои пробелы и дисциплинироваться на этапе подготовки.

«16 человек уже удалены»: в РИКЗе рассказали, за что отстраняют от ЦТ

Какое было самое распространенное нарушение при проведении централизованного тестирования?

Юрий Миксюк:
Самое распространенное – это пронос мобильного телефона в аудиторию, где проходит тестирование. Таких случаев в нас было 14. Очень часто народ еще пользуется дедовскими способами – пытается использовать шпаргалки. Нарушения, которые можно было бы назвать злостными и за которые удаляли, больше не было. Бывает, что абитуриенты по невнимательности обмениваются бланками заданий. Вариант бланка ответов должен совпадать с вариантом бланка заданий. Когда они это обнаруживают, обязательно один кто-то из них страдает, а второго комиссия рассматривает по допуску в резервный день.