Дом офицеров, геофак БГУ, Академия наук. Какие еще символы конструктивизма сохранились в Минске

03.12.2013 - 11:11

Искусство чистой формы, лаконичный почерк, динамика строгих линий, свободная планировка и отказ от богатого декора в пользу функциональности. Монолитная геометрия и стеклянная графика, ощущение воздуха и новых мыслей. Здания-конструкторы и советский авангард – все это вечно молодой стиль – конструктивизм.

Производственное искусство зарождается в 20-е годы, после Октябрьской революции, как логика нового времени и дань техническому прогрессу «пятилеток» (хотя мировым предвестником стиля считают еще Эйфелеву башню). Именно конструктивизм создал образ современной столицы. Дом Правительства, Академия наук, Дом офицеров, «корабль» БНТУ – архитектурные бренды Минска.

Отыщем среди столичных небоскребов малоизвестные шедевры конструктивизма – фабрику-кухню и рабочие клубы. Альтернативную экскурсию начнем с Мясникова, 26. Разные по высоте и форме конструкции, как фрагменты мозаики сотканы в одном здании. Чистая каллиграфия, ленты высоких окон, плоская крыша и любимый желтый цвет отца конструктивизма Ле Корбюзье. Это здание – конструктивизм в миниатюре.

Александра Володина, историк, экскурсовод:
Самым першым канструктывіскім будынкам, пабудаваным у Мінску, з’яўляецца адначасова і першая паліклініка Мінска. Гэта будынак цяперашняго казначэйства, пабудаваны ў 1926-29 гадах галоўным архітэктарам даваеннага Мінска Георгіям Якушка. Мы бачым і паўкруглую лінію. Яе часам называлі сімвалам эпохі. Мы бачым за маёй спіной зашклёны лесвічны пралёт.

Культурный отдых пролетариата и строительство рабочих клубов – символ конструктивизма. Так, в 1929 году на улице Комсомольской возвели огромный Клуб Пищевиков имени Сталина. Здесь были кружки по интересам, проводились выставки и собирались тяжелоатлеты города. Правда, война не пощадила памятник конструктивизма. На его месте появился кинотеатр «Победа».

А вот по адресу Короля, 2 сохранился свидетель советской эпохи – рабочий Клуб столичной обувной фабрики «Луч». Этот вытянутый прямоугольник напоминает соты из стекла. Здание – удачный образец функционализма, форма подчинена конструкции. Здесь ставили пьесы, играли на гитаре и отплясывали минские обувщики.

Александра Володина, историк, экскурсовод:
Гэта абутковая фабрыка ў 20-30-я гады была створана на аснове кустарнай прамысловасці, якая была ў Мінску, і рабіла ў дзень ад 100 да 400 пар без канвеера. Ходзяць чуткі, што якраз па просьбе рабочых менавіта на гэтай фабрыке рэчку Няміга заключылі ў калектар, у трубы, таму што быццам бы гэтая рэчка разлівалася і перешкаджала рабочым хадзіць на працу сюды і ў клуб.

Самым «аппетитным» типом конструктивистских зданий были фабрики-кухни. Их массово строили по всему Советскому Союзу. С 1936 года за Красным костелом начал витать аромат. В огромном сооружении общепита архитектора Грубера разместилось 3 обеденных зала и 9 кулинарных цехов.

От овощного супа до ванильного мороженого. Здесь могли удивить даже гурманов. Часто в вип-зале обедали чиновники соседнего дома-коммуны – Дома Правительства.

Кроме того, на фабрике можно было тщательно продумать свой рацион – здесь принимал диетолог. Уже в 30-е годы вся техника столовой была механизирована, кухня славилась профессиональными поварами, выпускали по 30 тысяч порций в день. Фабрики-кухни – отличный пример не столько эстетической, сколько социальной ценности конструктивизма.

Александра Володина, историк, экскурсовод:
Ідэя была ў тым, каб вырваць чалавека з сям’і, паступова разбураць вось гэтыя сямейныя сувязі, каб чалавек жыў разам у калектыве. Каб жанчыны не сядзелі дома, а таксама хадзілі на работу, менавіта 8 сакавіка 1930 года адбылася закладка нашай мінскай фабрыкі-кухні. Сабраўся велізарны міцінг працоўных.

Ощущение легкости и оптимизма, криволинейный фасад, огромные стеклянные пространства, ступенчатые перепады высот – выразительные черты конструктивизма на лицо.

На плоской крыше хотели в свое время построить кафе для рабочих, сообщили в программе «Минск и мичане».

Полукруглый застекленный фасад – визитка фабрики-кухни.

Александра Володина, историк, экскурсовод:
У зале, які знаходзіўся тут, праводзіліся нават балі. Гэты будынак настолькі лёгкі, у ім настолькі шмат шкла, весь празрысты, што ён нагадвае альбо паравоз, альбо карабель, які імчыць нас у светлую будучыню, як верылі ў 20-30-я гады ў Саветскім Саюзе.

В студенческом городке главного вуза страны также сохранился памятник конструктивизма. Здание географического факультета по проекту архитекторов Лаврова и Запорожца было возведено в 1931 году. Огромные квадратные окна – словно на чистом полотне. Внешнее пространство сливается воедино с внутренним, солнце заполняет все комнаты факультета.

Кроме того, на языке конструктивизма здесь отчетливо читается принцип павильонов. Несколько разных по высоте помещений создают наряд одного здания. Плюс у каждого павильона своя функция. Все это – почерк конструктивизма.

Александра Володина, историк, экскурсовод:
Эскізы для унутранных інтер'ераў выконваў сам Казімір Малевіч. Нажаль, пад час Другой сустветная вайны яны не захаваліся, уся драўляная частка унутранага інтэр’ера была парушана.

Прогуливаясь по проспекту Независимости в сторону московского автовокзала, невозможно не заметить возвышающееся желтое здание с яркими сферами. Обсерватория Гидрометеоцентра – одно из самых привлекательных творений конструктивизма в Минске. Искусство геометричных форм здесь особенно изящно.

Оригинальное здание было спроектировано нашим талантливым земляком Иваном Володько. Он учился у лидера рационалистов Николая Ладовского. Первоначально здание было ярко-золотого цвета – конструктивисты любили игру с палитрой металлов. Неслучайно обсерватория связана с небесными светилами.

Александра Володина, историк, экскурсовод:
Балкон, які вы бачыце, зашклёная лоджыя – гэта цалкам балкон, які звёрнуты для назірання за сонцам. Гэты будынак складзены быццам як дзіцячы канструктар з асобных блокаў. Бачым паралілепіпеды, бачым квадрацікі, бачым гэтыя зубчыкі зверху. Усе роўна гэта строгая жорсткая форма.

Здание бывшей Национальной библиотеки («Ленинки») – чистой воды конструктивизм. Интересно, что ранее литературный центр на Красноармейской был антрацитового цвета и сверкал как металл. До середины 50-х годов на лестнице библиотеки стояли скульптуры беседующих вождей.

Памятников конструктивизма в городе сохранилось немало. Удивительно то, что стиль, когда-то превративший Минск в столицу, не стареет до сих пор и остается одной из главных доминат в архитектурной палитре города. Ведь искусство чистой формы, простота и гармония – признак хорошего вкуса.

Новости по теме
‡агрузка...