Экслибрисы Радзивилла и Николая II. Выставка «Книжный знак» открылась в Минске

06.08.2019 - 21:25

Новости Беларуси. В Национальном художественном музее Беларуси открылась выставка «Книжный знак», сообщили в программе Новости «24 часа» на СТВ.

Гербовые, вензелевые и художественные – всего в экспозиции более 30 экспонатов из нескольких графических коллекций музея. Экслибрис – фирменный знак, который ставили на странице книги. Это могло быть изображение или инициалы владельца. Сегодня такие художественные штампы часто имеют гораздо большую ценность, чем сама книга.

Екатерина Дасько, младший научный сотрудник Национального художественного музея Беларуси:
Здесь еще ценна надпись сверху. Почему-то именно этот экслибрис был подписан карандашом в какой-то момент его бытования. Интересно, зачем он был так подписан, с чем это было связано, какие-то сведения.

Иногда какие-то маленькие знаки, указанные на экслибрисе – допустим, украшения или какие-то штришки – помогают понять историю жизни человека гораздо больше, чем кажется с первого взгляда.

На выставке есть и примеры современного белорусского экслибриса. Разные композиции и манера исполнения, но высочайший художественный уровень и виртуозная техника печатной графики. Выставка продлится до 15 сентября.

Люди в материале: Екатерина Дасько
Loading...


«Собаки, табуретки. Каждый прочитает по-своему. Многие не видят того, что я сам хотел показать». Что посмотреть в Центре современного искусства?



Национальный центр современных искусств объединил в одном творческом пространстве абстракцию и экспрессионизм. Корреспонденты программы «Минск и минчане» посетили экспозицию.

В просторном зале на первом этаже уже основательно прописались изделия из керамики – дело рук мастеров 16-го Международного пленэра «Арт-Жыжаль». Раз в два года художники из разных уголков мира собираются на Бобруйщине, чтобы создать произведения искусства из мастерства, фантазии и огня.

Михаил Мирошников, заведующий выставочным отделом НЦСИ:
Техники, в которых исполнены работы, это, в первую очередь, японское раку. Сам пленэр «Арт-Жыжаль» появился уже в далеком 2003 году. Благодаря одному бобруйскому энтузиасту, ведущему керамисту Беларуси Валерию Колтыгину.

На выставке «Искусство живого огня» представлены экспонаты в широчайшем диапазоне пластических свойств глины. Фактура и цвет делают каждое керамическое произведение уникальным. Энергия огня, земли, воздуха и воды рождают предметы, требующие неторопливого созерцания и философского взгляда на мир.

Михаил Мирошников:
Здесь мы видим работы гостей из России: «Илья Муромца, Добрыню и Поповича» – Дарьи Бердник. Рядом декоративное панно Максима Колтыгина.

Живопись Валентина Нуднова – эксперимент. Полотна пропитаны яркой индивидуальностью и при этом есть четко выстроенная концепция. Автор вдохновляется личными прожитыми мгновениями, а после в абстрактной форме делится эмоциями со зрителем. В извечном споре о главенстве формы или содержания художник безоговорочно отдает предпочтение форме.

Валентин Нуднов, художник:
Я считаю, что форма в искусстве – это главенствующая деталь. Если есть законченность формы выражения, в этом и есть смысл создания произведения. Человек сразу воспринимает работу каким-то пятном, которое воздействует на него или не воздействует своей законченной гармонической структурой.

В своих исканиях Валентин Нуднов невероятно искренен и серьезен. В каждой работе чувствуются напряжение и особая внутренняя энергия. Создается впечатление, будто попадаешь в параллельный мир, где стерты границы времени и пространства.

Валентин Нуднов:
Для художника конвейер – это противопоказано и противоестественно. Мое отношение к этому механическому процессу выразилось в этой работе. Просматриваются конкретные персонажи, собаки, табуретки. Каждый прочитает по-своему. Многие не видят здесь того, что я сам хотел бы показать.

Мастер кисти Василий Ясюк передает свои мысли и образы с помощью масляных красок в технике «алла прима» – в один присест. Это особое состояние, импульс из души и сердца, который помогает буквально вылить впечатления на холст.

Василий Ясюк, художник:
Очень сложно сказать какая из них любимая, любимые все. Просто они все по-разному интересны. «Капитолий», который я не закончил в один присест, потому что надвигалась гроза, это видно по состоянию, начало темнеть, а там это состояние очень быстро меняется.

Экспозиция уже успела побывать во многих европейских городах и даже в Америке. На полотнах запечатлены пейзажи Голландии, Меконга, Минска и малой родины художника – Витебщины. Нам, белорусам, автор хотел показать архитектуру Запада, а иностранным посетителям – широту белорусской души и красоту родных просторов.

Василий Ясюк:
Родина всегда вдохновляет. Я вырос в деревне, и мой творческий диплом в академии был посвящен деревне. Для меня эта тема близка.

Постоянная коллекция центра насчитывает около пяти тысяч художественных произведений. Сотни живописцев, графиков и скульпторов вписали свое имя в историю отечественного современного искусства.

Сергей Криштапович, директор НЦСИ:
Мы не делаем принципиального выбора: соответствует концепции этого времени или же не соответствует. Если ты работаешь в этом времени, если ты являешься современником, то твое творческое кредо, абсолютно вопрос личного выбора. Как ты проявляешь свой талант, в какой пластике, в какой форме. Поэтому мы и создаем проекты, в которых принимают участие художники абсолютно разноплановые.

Какие еще интересные экспонаты найдут прописку в залах храма современного искусства, пока остается загадкой. А вот экспозиция керамики, лиричные пейзажи Василия Ясюка и прагматизм Валентина Нуднова будут радовать посетителей до самой зимы.