Это элементарная выгода: гендиректор института машиностроения НАН об электромобилях

31.08.2017 - 20:27

Новости Беларуси. Производство электрокара должно стать следующим шагом в белорусском машиностроении. 31 августа такую задачу перед учеными и промышленниками поставил глава государства, сообщили в программе Новости «24 часа» на СТВ.

Видеофакт: первый белорусский электромобиль презентован в Минске

Буквально на прошлой неделе наши разработчики продемонстрировали опытный образец. Президент отметил, что лично с ним ознакомился. Но это лишь начало пути. 

Екатерина Жилянина, СТВ:
В Беларуси в настоящее время около трех миллионов машин, доля электромобилей пока слишком незначительна. В Европе по этому показателю лидирует Норвегия: считается, что каждая третья купленная там машина – электрокар. Для того, чтобы белорусам не отставать от скорости мирового потока, разработчики создали свой опытный образец.

На базе этого образца и создадут белорусский электрокар. Разработчики уверяют: для того, чтобы пересадить белорусов на электромобили, нужно, во-первых, создать инфраструктуру – от сервисов до заправок, во-вторых, сделать нашу разработку доступной. Поэтому предлагают двигаться в трех направлениях: создать машину эконом-класса, затем модели среднего ценового сегмента, и, наконец, премиум. Ориентировочная стоимость (для сравнения с мировыми производителями в долларовом эквиваленте) – первый вариант 10-14 тысяч, второй уже в районе 20, выше – суперкар.

Александр Белевич, директор научно-инжинирингового центра Объединенного института машиностроения НАН Беларуси:
Наша задача, все-таки первая задача – это локализовать производство компанентов для электромобиля Geely. Ну а задача следующего этапа будет создавать топовые версии электромобилей, близкие к Tesla.

31 августа о белорусском будущем электрокаров говорили у Президента. Оно и понятно – это не только мировой тренд, экология, но еще и экономика. Для страны, где строится АЭС, то есть электроэнергии будет в достатке, и вовсе шаг стратегический. Александр Лукашенко признается: протестировал Tesla, сравнил с другими. И сегодня показал разработчикам, на что ориентироваться и к чему стремиться.

Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь:
Tesla создала прекрасный электромобиль. Во-первых, скорость набирает, что все наши немецкие тестируемые автомобили на двигателях внутреннего сгорания остались мгновенно позади и догнать не смогли. Стартует он, как космический корабль, и еще мощнее. За 2,5 секунды – 100 км. Но меня интересовало, как он держит дорогу, – идеально. Идеально держит дорогу. Я вам раскрываю все карты личные. Это мое хобби – автомобили – с давних-давних времен, я слежу за развитием этой отрасли.

И коль мы создали свой автомобиль, а Geely будет хороший автомобиль с двигателем внутреннего сгорания. Это первая ступень, можно сказать, уже вчерашнего дня. Нам нужен электромобиль. Может быть, на том заводе, может быть, отдельно. Будете вы с американцами, с немцами его создавать, с англичанами – ваше дело. Вы должны мне в ближайшее время внести предложение. Вы создали свой фактически опытный образец. Я с ним внимательно познакомился. Ваши обещания меня вдохновляют и, с другой стороны, настораживают. Если мы можем создать и батарею, если мы можем создать лучшую в мире, почему мы не создаем? Что для этого надо? Люди, деньги, компетенция и прочее? Немедленно надо это реализовывать.

Цель сегодняшнего разговора. Я вам показал автомобиль. Хотите еще на нем проехать – пожалуйста, езжайте. Хороший человек нам представил этот автомобиль для тестирования. Мы должны посмотреть. Посмотрите – когда вам надо, я пришлю вам автомобиль. Изучите, посмотрите. Это лучшее, что есть. У них очередь уже на три года вперед, на эти автомобили. Это будущее, мы не можем отстать. Мы не можем при нашей компетенции, при науке такой плестись в хвосте. Вроде, все умеем – кто-то у нас заберет, что-то сделает. Давайте мы это сделаем и перестанем говорить о том, что для этого нет денег.

Вот он, тот самый суперкар Tesla. Александр Лукашенко предлагает разработчикам протестировать – для этого автомобиль и передали нашему Президенту. Машина, на которую сегодня ориентируется весь мировой автопром. Ведущие марки наперебой заявляют об обновлении линейки гибридами и электромобилями. Не мудрено: Индия, Великобритания, Германия, Норвегия – все больше стран ставят перед собой задачу отказаться в будущем от машин с двигателями внутреннего сгорания. Разбежка от постановки цели до реализации, конечно, в десятилетия. Кто-то к 2030, кто-то к 2050, но доля таких машин в мире постоянно растет. В Нидерландах и Бельгии уже до 5 %, в Китае продажи электромобилей выросли в последнее время почти на 50 %. Есть аргументы, которые и белорусов, уверены разработчики, заставят пересесть на электрокар.

Сергей Поддубко, генеральный директор государственного научного учреждения «Объединенный институт машиностроения Национальной академии наук Беларуси»:
Это элементарная выгода. Во-первых, стоимость поездки: уже подсчитано, 100 километров на электрокаре – это наших 2-3 рубля, максимум. На бензине в 2-3 раза дороже. Электрокары практически не нуждаются в обслуживании: там нет двигателей внутреннего сгорания, нет замены масел. В третьих, масса. Масса электромобиля в целом, привода, она в несколько раз ниже ДВС. И поэтому эта стоимость – это затраты. Экология: вы знаете, что электротранспорт практически не выделяет никаких вредных веществ. Еще не забывайте про КПД: КПД электродвигателя, электропривода до 90 % доходит.  

Для того, чтобы пересадить страну на электромобили, разработать и даже произвести недостаточно. Понятно сервис, понятно заправки. Стране нужны конструкторы соответствующей компетенции и специализации. Кадры. Задача от вузов до Академии наук. Утилизация батарей. И, разумеется, применять электродвители и электроприводы будут не только для автомобилей. Скутеры, велосипеды, мотоциклы. Производство в стране есть, значит, нужно адаптировать к современным технологиям. В ближайшее время в Беларуси будет представлена целая программа развития электроприводной техники.

Виталий Вовк, министр промышленности Республики Беларусь:
Электропривод у нас в стране уже давно есть – это и те же троллейбусы Белкоммунмаша, электробусы, это БелАЗы, это гибриды. Поэтому тема большая, и поставлена задача заняться ей серьезно, очень серьезно. Комплексно.

Разгон Tesla 100 километров за 2,5 секунды. Рекорд пробега без подзарядки – 900 километров (а скорость зарядки современных электромобилей в мире уже довели до 20 минут). Разумеется, белорусский опытный образец пока имеет куда более скромные показатели. Пробег до 150, разгонять пока пробовали чуть более 100. Над улучшением характеристик еще работают. Но зато есть у нас свои собственные, эксклюзивные технологии.

Владимир Гусаков, председатель президиума Национальной академии наук Беларуси:
По суперконденсатору это будет наше решение. Другую здесь закладываем и конструкцию, и мысль научную. Есть и еще решения по кузову, по ходовой части, по переключению, по накоплению, по передаче, которых в мире пока нет.

О создании белорусского электромобиля Президент говорил не раз. Задачу ставил и посещая предприятия машиностроительной отрасли, и на Всебелорусском народном собрании, и во время апрельской встречи с учеными. Сегодня это не просто мода, это необходимость. Перспектива, которая станет реальностью уже в самое в ближайшее время. Пока в мире доля электромобилей среди новых машин составляет чуть более 1 %, и Беларусь должна внести вклад. Причем не только как часть сообщества передовых автолюбителей, но и как производитель современного и доступного электрокара.

Loading...


«Если посмотреть сбоку, то мы видим силуэт, напоминающий зубра». Какую технику показывали на выставке «Судьба гигантов»?



Новости Беларуси. На Октябрьской площади в Минске было на что посмотреть. Здесь и новинки производства, электробусы, электромобили, опытные и серийные образцы, а также первые модели, которые сошли с конвейеров наших заводов в еще послевоенные годы,  сообщили в программе «Неделя» на СТВ. Селфи на фоне этих раритетов на выходных были самыми популярными в сети.

Здесь же и машины наших гонщиков – грузовики – участники ралли «Дакар». Эти тяжеловесы сделаны на Минском автозаводе, с конвейера которого в последние годы сошло немало новинок.

Тест-драйв от Камилы Шах.

Сергей Вязович о МАЗах для ралли: «Кабины используются полностью от серийного автомобиля»

Стаж участия МАЗ в ралли – 10 лет. А заводу – 76. Краткое изложение своей истории он представил на выставке «Судьба гигантов».

Камилла Шах, корреспондент:
МАЗ-205 впервые сошел с конвейера в ноябре 1947 года. С него начинается и первый экспортный опыт завода. Самосвалы отправляли в дар польскому народу на восстановление Варшавы. Но это уже в далеком прошлом.

А вот – ближайшее будущее. Электробус МАЗ 303Е10. Пока он собран в единственном экземпляре, проходит сертификацию. И если испытания пройдут успешно, то в 2021 году он появится на улицах городов. Будем надеяться, не только белорусских.

А пока выставка – единственная возможность для будущих пассажиров оценить транспорт будущего.

Низкий пол, больше места для колясок, тёплые кнопки. Оценили комфорт электробуса, который будет ездить по Минску

Так выглядит третье поколение городских автобусов.

Ночной подзарядки, когда и нагрузка на сеть не так велика, и тарифы ниже, хватит почти на 300 километров пути.

Олег Смолянко, заместитель начальника управления «МАЗ»:
Этот автобус претерпел существенные изменения, как в экстерьере, так и в интерьере, а также в конструкции. Если посмотреть на него сбоку, то мы видим силуэт, напоминающий зубра. Если посмотреть в анфас, он напоминает туристический автобус. Салон стал более просторным, используются новые материалы. Много новых систем, таких как датчики дождя, датчики света, USB-подзарядки в салоне, электронная система торможения.

На фоне этих машин фотографируются чаще. Что за новинки представил БелАЗ и какой самосвал попал в Книгу рекордов Гиннесса?

Но МАЗ – это не только пассажирский транспорт. Грузовики, прицепы, спецтехника... Вся продукция соответствует экологическим классам от Евро-3 до Евро-6. Впечатляют и цифры. За годы работы с конвейера сошли более 2 миллионов единиц техники.

Добиться таких результатов невозможно было бы без экспорта. Сегодня МАЗ знают на всех континентах. Более 50 стран мира уже пользуются продукцией завода. Работают и совместные производства.

Владимир Янушко, заместитель коммерческого директора директор по маркетингу «МАЗ»:
В прошлом году было произведено около 11 тысяч единиц техники, из которых в Республике Беларусь реализовано немногим более 3 тысяч. Все остальные реализованы на экспорт, за рубеж. Ключевыми рынками для нас сегодня являются Российская Федерация и Украина. Но страны СНГ, страны так называемой «дальней дуги» для нас сегодня тоже очень важны.

От легендарных бескапотников МАЗ до электробусов. Владимир Янушко рассказал о выставке техники в центре Минска

Выдерживать жесткую конкуренцию на мировом рынке МАЗу помогает высокое качество техники, современный дизайн и безупречные характеристики. А цель всегда одна – оправдывать растущие потребности клиентов, будь то пассажиры, водители или гонщики.