Художник Роман Федосенко написал первую картину всего 5 лет назад, а сегодня его пейзажи вдохновляют минчан

18.10.2013 - 12:11

Новости Минска. Городской пейзаж улицы Володарского. Фасады домов конца 19 века яркими пятнами отражаются в лужах. Солнечные блики причудливо рассыпались по полотну. Именно таким видит этот уголок Минска художник Роман Федосенко. 

Роман Федосенко, художник:
На этом фасаде реклама «Русский театр драмы». Мы часто в период нашего знакомства, это было 17 лет назад, ходили сюда с женой. Эти театральные настроения, эти воспоминания мне передались, и я решил этот летний город после летнего дождя, город, как умытый.

Солнечная улица Ульяновская. Простор синего неба словно  даёт нам возможность  надышаться городом, почувствовать атмосферу уютного Минска.

Роман Федосенко, художник:
Здесь магазин, была остановка, на которой я встречал свою будущую жену, когда мы с ней познакомились, она приезжала на троллейбусе, а я здесь стоял встречал.

Каждый уголок родного города окунает художника в эйфорию прошлого. Например, чувством влюблённости и молодости наполнена для Романа Федосенко улица к Оперному театру.  Здесь художник часто любил прогуливаться со своей будущей женой. 

Роман Федосенко, художник:
Эти все места, минские пейзажи, они не просто так, пришел, посмотрел, и мне понравилось. Это всё связано со мной, с моей семьёй, с моими родными. Где-то мы гуляли вместе...

Заснеженный Александровский сквер, старинные домики Верхнего города,  отражённые в летней глади Свислочи, заполненный звонким смехом каток на Октябрьской площади. Для Романа Федосенко эти сюжеты любимы с детства.

Любит художник пофантазировать и на тему того, каким был город несколько столетий назад. Шум карет и повозок доносится до нас с привокзальной площади…

Окунаясь в городской романтизм Романа Федосенко, сложно поверить, что первую свою работу он написал всего 5 лет назад. Правда, любовь к искусству у художника появилась ещё в детстве. С удивительным миром красок Романа познакомила сестра.

Роман Федосенко предпочитает экспериментировать. Правда, вдохновляют его художники академической  школы — романтические портреты Юрия Кротова и Александра Аверина. Любит художник работать и  мастихином. Красный костёл, Ратуша --  экспрессия красок ночного города.

Барышни в изысканных шляпках и  роскошных платьях. Кажется, что женские образы Романа Федосенко  сошли со страниц русской классической литературы 19 столетия.  В одной девушке видишь образ  юной Натальи Ростовой, кокетливая улыбка другой напоминает о роковой Анне Карениной.

Под мелодичные строчки Амара Хаяма в доме у художника поселился старик Хоттабыч.

Любителям драйва и острых ощущений - мотоживопись. В творчестве художника мотоциклы, пожалуй, самые любимые модели. А в гараже своя коллекция мототехники.

Роман Федосенко, художник:
«На треке». Скорость, все в движении,  динамика движения меня очень привлекает. Ветер в лицо...Это воспоминание мое, мои впечатления, мне  постоянно хочется тысячу раз это чувствовать.

Сюжеты своих работ Роман Федосенко часто придумывает, а иногда привозит из путешествий. Однако  главным источником вдохновения для художника навсегда остается любимый город, сообщили в программе «Минск и минчане» на СТВ.

Люди в материале: Роман Федосенко
Loading...


Рисунки на камнях карандашом из бараньего жира. Как делают литографии



Литографическая мастерская находится в центре Минска. Показываем в программе  «Минск и минчане», как мастера кисти сохраняют и старинные станки, и секреты технологии печатного дела. Своя история здесь у каждой детали.

Светлана Петушкова, куратор Белорусского Дома Графики, мастер-печатник:
В этой мастерской работали классики белорусской графики. Такие, как Кашкуревич, Поплавский, Басалыга. Мы продолжаем традиции, мы сохраняем историю.

Камни известняка расставлены в мастерской, словно книги в библиотеке. На них художники и наносят рисунки для будущей литографии.

На этом, например, сохранилась этикетка советской ликерной фабрики. Современные мастера работают карандашом, мелками и тушью. Процесс кропотливый, долгий и лучше не ошибаться. Неверный штрих резинкой не сотрешь – придется убирать при помощи гравировки специальной иглой.

Фестиваль Art is как эксперимент в белорусском искусстве. Техники создания картин показали в Минске

Екатерина Краева, художник:
Рисую карандашом, который создается в литографской мастерской на основе бараньего жира. Возможностей масса. Можно заливать мягкими переходами плавными, можно задавать четкие линии, комбинировать с типографской тушью.

Художницу Анну Редько этот вид искусства привлекает возможностью прикоснуться к древним камням. Девушка создает серию работ к «Алисе в стране чудес».

Анна Редько, художник-иллюстратор:
Я делаю двенадцать иллюстраций к каждой главе произведения. Сейчас готовы пять работ. Одна зависла в Питере, я ее нарисовала, но еще не успела отпечатать. Одна из последних работ – такая Алиса к четвертой главе «Билль вылетает в трубу».

Технологию литографии в конце XIX века изобрел актер и литератор из Богемии Алоиз Зенефельдер. Камень с рисунком смачивается водой, с помощью валика наносится краска. Затем посредством специального пресса рисунок с камня переносится на бумагу. Если мастер имеет дело с многоцветной литографией, то каждый раз используется новый камень.

Светлана Петушкова:
За один раз мы можем напечатать только один цвет. Здесь мы видим работу, выполненную в четыре цвета: черный, синий, оранжевый и желтая плашка. Для каждого нового цвета мы готовим камень заново. Сначала рисуем черный – печатаем. Потом мы шлифуем камень и рисуем следующий цвет – печатаем. И так каждый раз.

Здесь есть работа, которая у нас в процессе: черный цвет уже напечатан, но она будет многоцветная в четыре цвета. И вот второй цвет уже изображен на камне, пока мы его еще не перенесли.

Выставка пяти времён. Пять войн в фотографиях и литографиях можно увидеть в музее Якуба Коласа в Минске

Тот же самый лист бумаги нужно будет опять помещать под пресс. Сделать это необходимо очень точно, чтобы литографский оттиск был нужного качества. Александрина Вишневски печатает сегодня свою первую работу в технике литография.

Александрина Вишневски, художник:
Я люблю изображать что-то мифологическое и даже религиозное. Эта работа близка людям, которые задумываются над тем, что делают и что их ждет в будущем. Художникам, в принципе. Интересно попробовать старые техники, которыми пользовались в прошлом, потому что мы вдохновляемся их работами и хотим досконально узнать, как это все происходило.

Старинную технологию активно используют и в новом тысячелетии. К слову, Белорусский дом графики – единственное место в стране, где художники могут окунуться в мир литографии: узнать секреты технологий высокой печати и оставить свой след на камнях.

Светлана Петушкова не только создает образные сюжеты, но и вдыхает в них жизнь: управляется с каменными холстами и старинным печатным станком на раз-два.

Сегодня наиболее востребована техника создания графики офорт. В этом случае гравюра исполняется на металлической пластинке. На подготовленный лист цинка, меди или латуни художник наносит будущий шедевр. После ее погружают в кислотную среду, несколько минут – и клише готово.

Виктор Савченко, художник-график:
Офорт – техника достаточно древняя. В 17 веке в Голландии была придумана. На медных пластинах гравировали, потом специальными иголками рисовали и травили. Не все могли купить картины, это было очень дорогое удовольствие. А гравюру могли позволить себе.

Акватинта, сухая игла, травленый штрих – эти техники офорта позволяют изобразить богатые тональные и фактурные эффекты. Бумага должна быть влажной.

Виктор Савченко:
Процесс здесь нельзя прерывать, потому что бумага высыхает, краски высыхают. Это все нужно делать в определенном ритме, нельзя останавливаться.

На специальном станке под давлением за несколько секунд на бумаге появляется готовая картина. В свое время в этой технике творили Рембрандт, Дали и Пикассо.

А белорусские художники подтвердили: литография – искусство, которое не подчиняется законам времени.