Когда в Беларуси поставят на поток производство музыкальных инструментов и будут ли у нас свои Страдивари? Разговор о наболевшем с Президентом

23.09.2018 - 20:01

Новости Беларуси. Экономическая безопасность Беларуси базируется на двух китах: максимум экспорта, минимум импорта, сообщили в программе «Неделя» на СТВ.

Чтобы справиться с главной задачей, поставленной Президентом, – обеспечить повышение благосостояния населения, надо продавать за рубеж минимум 70 % произведенной продукции. И постоянно работать в направлении импортозамещения – делать у себя то, что приходится закупать.

На неделе Александру Лукашенко продемонстрировали новую продукцию, производство которой в стране освоили буквально недавно: ратраки, льдозаливочные машины, снегогенераторы, лыжи и лыжероллеры, лыжные палки.

Чем белорусская техника для зимних видов спорта лучше импортных аналогов? Президент оценил качество наших машин

Кроме того, Президенту показали музыкальные инструменты, сделанные белорусскими мастерами. Еще недавно все это приходилось закупать, пока глава государства не дал конкретное поручение: освоить у себя.

Репортаж с выставки импортозамещения – у Евгения Пустового.

«Из Беларуси, а не Белоруссии». Цимбалистка Настя Ванеева рассказала, почему исправила Галкина на программе «Лучше всех»

11-летний талант из медвежьего угла Беларуси. В Сморгони косолапых Радзивиллы танцевать учили.

А под нашу дудку (по-белорусски – дуду) не только медведь плясать может, но и ценители из Оксфорда. А теперь создатель нашей дуды замахнулся даже на скрипку.

На изготовление инструмента ушло полтора месяца. А вот на то, чтобы решиться воплотить школьную мечту – полтора десятилетия. Поверить в свои силы Александру Сурбе помог Президент. Поручение надо выполнять.

Александр Сурба, декан факультета традиционной белорусской культуры и современного искусства БГУКИ:
Министр культуры контролировал исполнение данного поручения. Ректор мне поставил четкую задачу. И мне не оставалось другого выбора, как взять и сделать этот инструмент.

Скрипка получилась, вернее, заиграла.

О дефиците инструментов узнал Президент. Александр Лукашенко постоянно встречается с молодежью и спортсменами. После таких душевных бесед на контроле у Президента самые злободневные темы.

Слушать бойкие ответы чиновников глава государства не стал. Убедиться в выполнении своих поручений решил лично.

Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь: 
Вы мне привезли то, что мы производим. Это я и без вас знаю, что мы производим. Но у нас музыканты, коллективы используют много иных инструментов помимо тех, которые здесь представлены. Так? Я вам называю: барабаны, духовые инструменты. Без них куда? Никуда. И прочие. Они должны так же производиться, но, прежде всего, ремонтироваться. И не дай Бог вы не организуете это.

Советское наследие качественное, но уже ветхое. Свои музыкальные фабрики были, но их лебединая песня прозвучала в начале 90-х. Время вновь взять высокие ноты музыкального производства.

Александр Лукашенко:
Возьмите инвентаризацию проведите, посмотрите эти инструменты. Посчитайте по минимуму, чего это будет стоить. И за три года их нужно восстановить, чтобы были, как новые. А может за два получится.

А вот с производством гармоней у нас полная гармония. Это не баян, а целый оркестр. Звучит, как восемь разных инструментов. На нем наш Виталий Воронко, растянув меха, порвал даже чопорную публику британского шоу.

Александр Лукашенко и сам баянист. Понимает, таких талантов – грех не поддержать. Настроить гитару и весь процесс от производителя до потребителя лично взялся Президент.

Задача стоит – обеспечить потенциальных музыкантов своим и доступным инструментом. А весь, что есть – отремонтировать. Это же затрагивает самые важные струны духовного развития нации.

Александр Лукашенко оценил звучание скрипки и цимбал, созданных белорусскими мастерами

Белорусский язык по мелодичности сравнивают с итальянским. Неужели и своих Страдивари не вырастим?

Александр Лукашенко:
Если мы не сделаем свою скрипку, то мы завтра не будем иметь молодежи, которая возьмет «Страдивари» в руки. Правильно? Надо учить на собственных.

Евгений Пустовой, корреспондент:
Это первая скрипка работы белорусского мастера, создана по поручению главы государства. Теперь Александр Лукашенко потребовал, чтобы все отечественные предприятия играли первую скрипку в создании спортивного инвентаря и специализированной техники. Главное, чтобы это работало не хуже зарубежных аналогов и состояло из белорусских компонентов.

Loading...


Работал с музыкальными инструментами для Гурченко и Лученка. Старейший в Беларуси настройщик рассказал о своём ремесле



Новости Беларуси. 23 февраля день рождения празднует старейший в стране настройщик клавишно-струнных инструментов, сообщили в программе «Неделя» на СТВ.

Ирина Недобоева – о тонкостях эксклюзивного мастерства.

Как и большинство настройщиков, Леонид Макаревич пришел в профессию как музыкант. Баянист-профессионал, преподаватель в детской музыкальной школе о том, чтобы настраивать клавишные инструменты, даже не думал. Но как не взять в руки настроечный ключ, если в доме стоит фортепьяно, на котором играет жена, тоже музыкант?

Леонид Макаревич, настройщик музыкальных инструментов:
Когда занялся настройкой, я почувствовал в себе какую-то новую отдушину. Мне настолько нравится эта работа, что я могу часами заниматься, пока усталость физическая не придет. Нравится эта работа очень.

Ремесло настройщика настолько редкое, что его впору вносить в Красную книгу исчезающих профессий. Леонид научился быстро, все слагаемые успеха сошлись: абсолютный слух, терпение, технические умения. И в это ремесло профессиональный музыкант ушел с головой.

Татьяна Макаревич:
Вот я ему и говорю, что таких больше нет. Но он стесняется это признать, скромничает. Здесь надо иметь хороший слух  раз, иметь обязательно музыкальную подготовку  два, потому что у человека с улицы это не получится. И, в-третьих, очень надо усердия много приложить. У него этого хватило.

В Глусской школе искусств, где всю жизнь проработали Макаревичи, 24 пианино и 4 рояля. За качество звучания всецело отвечает Леонид.

Струна колеблется, а вот этих колебаний не должно быть.

Фортепианных дел мастера занимаются не только настройкой, но и реставрацией инструментов. Механизмы капризные – боятся сырости, жары и сквозняков.

Ирина Недобоева, корреспондент:
88 клавиш у рояля, столько же молоточков и 71 демпфер. Вот эти черные штуки и есть те самые глушители струн. То есть клавиша задает сигнал молоточку, тот запускает струну и получается звук. И вот, когда наступает черед следующей клавиши, звук предыдущей и должен подавить вот этот самый демпфер. Это целая наука.

Порой ремонт инструмента растягивается на недели. И это, шутит Леонид, уже не лечение, а реанимация. Цель – выполнить все безупречно.

Леонид Макаревич:
Я ловлю себя на том, что это мне немножко мешает. Если я не сделаю даже последние ноты, не настрою в дисканте, мне не по себе.

Леониду довелось настраивать инструменты для Лядовой, Гурченко, Иванова и Лученка. Всегда получал благодарность от исполнителей. Ремесло настройщиков востребовано, и далеко не каждая школа в Беларуси имеет в штате такого специалиста. Потому и отношение к хирургу музыкальных инструментов соответствующее.

Оксана Мельник, директор Глусской детской школы искусств:
В наше время редко у кого есть настройщик, который именно работает при школе. Я не представляю, как живут эти школы. Просто у нас есть такой специалист, и мы живем хорошо. Мы его очень бережем, как хрустальную вазу, чтобы он только с нами работал, всегда оставался и следил за нашими инструментами.

В Глуске мастера знают в каждой семье, где есть фортепиано. Он всегда готов помочь.

В семье Баскауловых из шести детей двое играют на пианино. Полный апгрейд пианино для семьи Баскауловых Леонид сделал два месяца назад. Никто из домочадцев и подумать не мог, что этот старенький инструмент можно реанимировать.

Евгений Баскаулов:
Человек делает от души. То есть он каждой мелочи уделяет внимание. Мы уже сделали капитальный ремонт инструменту, и инструмент зазвучал совсем по-другому.

40 пианино и 12 роялей, до республиканского конкурса пианистов чуть больше месяца в Бобруйской школе искусств, где и будет проходить музыкальный форум, уже почти опустили руки.

Ольга Василевская, заведующая фортепианным отделением Бобруйской детской школы искусств № 2:
И у нас какая сложилась ситуация: инструменты в ужасном состоянии. Необходимость в настройке такая, что просто мы не знали, как проводить. И вот, ну не знаю, наверное, случилось какое-то чудо, и появился, я не побоюсь этого слова, волшебник. Настроен инструмент – звучит все.

Настроить даже «мертвый» рояль для Леонида не составляет никакого труда. А вот «подшаманить» свой старенький инструмент сам не берется, просит коллегу. Профессия у них хоть и общая, но специализация все же у каждого своя.

Василий Проявенко, настройщик музыкальных инструментов:
Сейчас у нас играет два голоса, нам надо по одному голосу определить именно какой.

Лучший оценщик работы настройщикахозяин инструмента.

Александр Масейчук, баянист:
Вот я играю вторую фразу. Видите, его хватило. И приятно самому играть. Без настройщика, особенно людям с абсолютным слухом, очень тяжело.

Профессиональный праздник – Международный день настройщиков фортепиано – мастера отметят 4 апреля. 23 февраля, помимо Дня защитников отечества, Леонид Макаревич празднует еще и день рождения. Оставаться бодрым в свои 74, уверяет, помогает любимое дело. Не до отдыха, когда такая востребованность.

Леонид Макаревич:
Это немножко отвлекает иногда от грустных мыслей. И настолько приятно, что тебя еще помнят в коллективе, приглашают и еще дают возможность поработать, именно заняться любимым делом.