МАЗы на улицах Казани, роботы из Татарстана – для белорусских врачей. Об общих проектах и планах двух республик – репортаж СТВ

10.11.2019 - 22:55

Новости Беларуси. Региональное сотрудничество Беларуси и Республики Татарстан можно смело назвать образцово-показательным, сообщили в программе «Неделя» на СТВ.

Взаимопонимание – практически без слов. Товарооборот по итогам 2018 года – около 1 миллиарда 300 миллионов долларов. Мало с какими странами такая цифра. Причем не просто торговля – на авансцене кооперация.

Но останавливаться на достигнутом – себя не уважать. Тем более что есть прочный фундамент, который легко выдержит многоэтажную надстройку.

О перспективных направлениях экономического сотрудничества – из Татарстана Ксения Худолей.

1,5 тысячи километров. Именно столько в географических единицах ехать, лететь или даже шагать от Минска до Казани. Но вот парадокс: белорусско-татарские отношения куда более тесные, чем можно предположить. За годы сотрудничества в рамках Союзного государства этот российский регион стал для Беларуси по-настоящему близким партнёром.

Более 10 лет к подножию Казанского белого кремля туристов доставляет... белорусский МАЗ. Экземпляр не единичный – половина всей автобусной амуниции столицы Татарстана сошла с наших конвейеров.

Кабину красного городского лайнера Александр уже называет родной. В должности водителя, в отличие от других мужчин автодинастии Митрофановых, молодой человек всего два года. Но курсировать по Казани на пассажирских иномарках отказывается – наш МАЗ не уступает в комфорте и работоспособности.

Александр Митрофанов, водитель пассажирского автотранспортного предприятия № 2 Казани (Татарстан):
Комфортная машина и довольно-таки надежная. Тут стоит хороший двигатель, и он не выходит из строя, на линии машина работает и по комфорту, в принципе, все устраивает. На наших маршрутах можно переместиться с широкой улицы сразу на узкую, он везде помещается, поворачивать легко. Для водителя более удобное тут расположение приборов, кнопочек, удобнее сидеть – все под рукой.

Пробная партия белорусских автобусов ворвалась в казанский дорожный ритм еще в 2007-м. Тест-драйв первых 50, очевидно, прошёл успешно.

Теперь автопоставки получили статус постоянных. К тому же обслуживать наши машины в Казани научились не хуже, чем на родине.

Альберт Мухаметшин, директор пассажирского автотранспортного предприятия № 2 Казани (Татарстан):
На сегодняшний день в нашем предприятии эксплуатируется около 250 автобусов, если взять с 2007 года. Первая партия, которая в 2007 году прошла, свое отработала, прошли более миллиона километров. Показали себя с положительной стороны, в связи с чем мы приняли решение на приобретение данной марки.

Что касается взаимоотношений и ремонта – они очень удобны. В дальнейшем стоит вопрос о приобретении метробусов, то есть автобусов повышенного пассажирообъема (это «гармошка»).

Казань первой протестирует и новый экологичный МАЗ третьего поколения. Его откомандируют в столицу Татарстана сразу после завершения сертификации. Модель работает на газу, что для региона, богатого ресурсами, стратегически важно. Впрочем наша дружба урбанистическим апгрейдом не ограничивается.

Особо впечатлительным отходить от экрана не придется, это не кунсткамера и не съемки фильма ужасов. В лаборатории высоких технологий разрабатывают весьма реалистичных роботов-пациентов.

Тренажеры-симуляторы могут дышать, моргать и даже умирать от рук неопытного врача. Умные модели по винтикам собирают, программируют и испытывают сотни раз. У каждого – свои диагнозы и симптомы, но все они максимально приближены к жизни... А теперь и к Беларуси.

Ильнур Низаниев, руководитель отдела маркетинга компании-разработчика (Татарстан):
С Республикой Беларусь мы сотрудничаем уже порядка 3 лет. За этот период мы достигли договоренностей об оснащении крупных медицинских университетов, также мы провели апробацию в этих университетах, показали наши последние разработки и изобретения.

Обратная связь довольно положительная, что приятно для нас, как для производителей и разработчиков. Мы верим, что все контакты, которые сформированы, помогут реализовать наши планы и помочь студентам и врачам Беларуси получить оборудование последнего класса, чтобы обучиться и реально применять свои навыки при работе с пациентами, то есть с нами, с живыми людьми.

Право на «медицинскую ошибку» – удовольствие недешевое. Однако американские, японские или немецкие модели обойдутся в два-три раза дороже казанских аналогов. Поэтому для белорусских медиков подобное приобретение – профессиональная находка, не бьющая по карману.

Еще о «высоком», а точнее о высокотехнологичном сельском хозяйстве. Отрасль небезразлична, как говорится, и вашим, и нашим, а потому совместные разработки переоценить невозможно.

Уже к следующему агросезону у белорусских и российских фермеров может появиться инновационное средство защиты растений.

Лилия Абашева, руководитель отдела маркетинга компании-резидента технополиса «Химград»:
На выставке «Золотая осень», которая проходила в октябре в Москве, была заключена предварительная договоренность с белорусским производителем химических средств защиты растений (один из ведущих производителей в мире). Надеемся, что совместная деятельность с этим производителем будет очень эффективна в рамках интегрированной защиты растений, которую пропагандирует наша компания.

Белорусско-татарское средство станет симбиозом научных знаний. От Беларуси возьмет приставку «хим», проверенную годами и полями, от Татарстана позаимствует тренд «био».

Готовы коллеги предложить и чудо-агрегат, который быстро и качественно распылит новинку. Агродрон способен поднять в воздух до 400 килограммов удобрений.

Роман Денисов, руководитель проектов компании-резидента Технополиса «Химград»:
Изначально позиционировался как летающий мотоцикл, потом идея эволюционировала до летающей универсальной платформы. Так она и начала развиваться. Мы можем как в жаркое время, летом, эксплуатировать аппарат, так и в более холодное – за счет особенностей нашей конструкции. Продажи – это 2020 год. Конкурентные преимущества – то, что мы летаем на бензине, легко доступное топливо; поднимаем большой груз и по эксплуатации наше изделие больших сложностей не будет вызывать после цикла обучения операторов.

Войдет ли беспилотник в белорусский сельхозарсенал – покажет время. Но уже сейчас понятно, что речь идет не о спросе и предложении, не о суммах и достижениях, а о важном для союзного «Вместе».

Именно под таким девизом Беларусь и Татарстан робко начинали «дружить» и уверенно укрепляли связи после. Сегодня совместные планы на будущее если не грандиозные, то весьма внушительные.

Альберт Каримов, заместитель премьер-министра – министр промышленности и торговли Татарстана:
Мы видим очень много точек соприкосновения, которые есть у нас в машиностроительном комплексе, в химическом. Мы постарались эти направления сохранить, развить и увеличивать торгово-экономический оборот, который по итогам 2018 года у нас превысил 1 миллиард 200 миллионов долларов. Для нас это является важным направлением с точки зрения перспективы, потому что мы видим ряд новых, интересных проектов в машиностроительной отрасли, двигателестроении, в производстве сельскохозяйственной техники, в том числе в газомоторном исполнении, во взаимных поставках пищевой продукции, а также в сфере IT.

Татарстан остается одним из главных экономических партнеров среди российских регионов. Почти половина белорусского экспорта приходится на промышленную продукцию, в качестве которой больше не приходится убеждать. Поэтому сохранить товарооборот на уровне не ниже миллиарда долларов – задача вполне реальная. Это если в конкретных цифрах и если «про деньги». Но, кажется, наш общий путь гораздо длиннее и интереснее.

Ксения Худолей, корреспондент:
Будь то экономическое партнёрство, общее культурное наследие или совместный промышленный апгрейд, связующие нити между Беларусью и Татарстаном становятся всё прочнее. И на этом полотне дружбы виднеется общая для республик цветовая гамма белый, зелёный, красный. И хочется думать, что этот триколор – не просто совпадение.

Loading...


Новые перспективы в отношениях двух стран. Что обсуждали на встрече Александра Лукашенко с российскими губернаторами?



Новости Беларуси. Тысячи межрегиональных нитей, как известно, основа белорусско-российских отношений. Не раз время проверяло их на прочность. Вызовы 2020 года – случай особый. Но это, похоже, лишь укрепляет союзный тандем, сообщили в программе «Неделя» на СТВ.

28 сентября – важнейшее событие – Форум регионов, уже седьмой по счету. Без традиционных рукопожатий – эпидобстановка диктует новый формат – дистанционный. Но это не помешало подойти к Форуму с детальной повесткой.

Игорь Позняк, СТВ:
Серия встреч Александра Лукашенко с российскими губернаторами на неделе тому подтверждение. Причем география широчайшая – от Ленинградской области и весьма любопытного проекта совместного порта на Балтике до Дальнего Востока, где заинтересовались могилевскими лифтами.

Евгений Пустовой оценил масштаб.

Беларусь и Россия на пороге нового сотрудничества. А на пороге офиса белорусского предприятия губернаторы двух российских областей – Ленинградской и Иркутской. Встреча на МАЗе спонтанна. Одна делегация уезжает, другая только что прибыла. Повестка насыщена. Губернатор Ленинградской области даже интервью смог дать только в дороге.

Александр Дрозденко, губернатор Ленинградской области России:
Мы очень активно поработали в здании правительства и обсудили все вопросы, все проблемы – а у нас, кстати, были и проблемные вопросы – немножко даже поспорили, но это абсолютно нормально. Конечно, нас всех зарядила на позитивное настроение встреча с Президентом.

На неделе случилось настоящее паломничество руководителей российских регионов в Беларусь. Поводов достаточно. Во-первых, поздравить белорусского лидера с победой.

Слова, адресованные каждому гражданину. Главные моменты инаугурации Президента Беларуси в одном видео

Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь:
Привет, дорогой. Поздравляю тебя, молодец, наблюдал.

Визиты официальные, но обстановка непринужденная. У недавно избранного иркутского губернатора огромная электоральная поддержка.

Александр Лукашенко:
Процент у вас бешеный. Хорошо, что вы подальше от Запада, так бы у вас тоже «цветную революцию» устроили из-за больших процентов на выборах.

Руководитель Ленинградского региона тоже достойно выдержал выборный марафон. Недавно переизбран. Еще не успел снять с руки синий браслет.

Александр Дрозденко:
Это от выборов осталось – Ленинградская область, команда 47. Браслеты надевали все, кто поддерживал нашу команду – вступали в команду 47. Знаете, был такой порыв команда 47.

Тезки, да еще и биографии похожи. Оба начинали с АПК. Поэтому улыбки на лицах, поэтому настроение приподнятое.

Александр Лукашенко:
Наконец-то ты заглянул в Минск. Приветствую.

В позитивном ключе и переговоры. Александр Лукашенко подчеркивает: северная столица всегда тепло относилась к Беларуси.

О белорусско-российских отношениях, об отмене роуминга и возобновлении транспортного сообщения. Рассказывает Дмитрий Мезенцев

Встреча недолгая, но продуктивная. Северный регион словно потребительский пылесос для белорусских товаров.

В городе на Неве и Ленобласти основательно занялись очисткой воды, и тут как нельзя кстати подходит научная разработка нашей Академии наук. Развивают рыболовство и сразу запускают удочку – а не подойдут ли белорусские корма? Подойдут. Наша БНБК производит корма с уникальными харатеристиками.

Александр Дрозденко:
Мы сегодня третьи в России по производству форели. По птицеводству мы сегодня № 1 – по производству яиц кур, и не только в России, но и в Европе. А это тоже сложные корма с аминокислотами. Сейчас в Беларуси начинают их производить. Мы, например, все комбикорма для рыбы покупали до недавнего времени в Норвегии – все-таки с учетом курса это цена совершенно другая, чем мы можем покупать в Беларуси. Конечно, эта тема, эта ниша для нас абсолютно новая. Обязательно этим преимуществом воспользуемся.

Переезжать делегации Ленинградской области приходилось давольно часто. Обязательная остановка – у монумента Победы.

Делегация Ленинградской области России находится в Минске

Кстати, на Невском в Петербурге тоже похожий памятник. Тоже круговое движение вокруг него. Именно тема Великой Победы нас особенно объединяет. Оккупация в Ленинградской области, как и в Беларуси, длилась четыре года. Может поэтому близки друг другу? И сейчас готовы подставить плечо друг другу, когда другие подставляют подножку.

Александр Лукашенко: «Мы можем с ленинградцами скооперироваться и построить свой причал, скажем так, свой порт»

Вообще, в Ленинградской области есть аж 20 видов терминалов под любые грузы: от нефтепродуктов до удобрений. Сейчас в Усть-Луга строют еще три новых. Присоединяйтесь – предлагает губернатор. Вот она, настоящая промышленная интеграция и бизнес-сотрудничество. О чем Президент Беларуси постоянно говорил на евразийских саммитах и союзных форумах.

До губернаторов дошло. Глава Ленобласти вторит давнему предложению белорусского лидера.

Александр Дрозденко:
Часть интересных комплектующих и даже механизмов делаем в России, часть делается в Беларуси. Но почему-то мы начинаем конкурировать вместо того, чтобы сделать еще более конкурентоспособную технику, которая была бы востребована не только между двумя странами, но и на мировом рынке. Даже сейчас на МАЗе мы немножко поспорили по тому, как производить автобусы на газовом топливе, потому что Российская Федерация дает очень серьезную дотацию российским производителям автобусов на газу. И уже на старте из-за этого цена более привлекательная, чем у МАЗа.

Ленинградцы для нашей техники создали такие же условия, как и для российской – покупки МАЗов и «Беларусов» субсидируют из бюджета. В итоге запросы стремительно растут. За 9 месяцев 2020 года больше, чем за весь 2019-й. На этот раз показали новейшие образцы автобусов – линейку современной грузовой техники: от коммунальной до офиса на колесах.

А в Иркутске после такой экскурсии задумались о большом СТО для грузовиков и тракторов из Беларуси. Оперативность важна. Ведь в Сибири июнь – еще не лето, а июль – уже не лето.

Игорь Кобзев, губернатор Иркутской области России:
Это серьезное будет предприятие, с хорошими подходами. Сегодня все должны понимать, что обслуживание, технический или капитальный ремонт  должно происходить быстро. И от этого многое зависит. У нас лето короткое, зима длинная. Я думаю, мы найдем все точки, чтобы эту площадку построить на территории Иркутской области.

Александр Лукашенко всегда лично встречается с российскими губернаторами. Именно региональная интеграция не дала засохнуть союзному дереву, когда Москву обхаживали Берлин и Вашингтон. Тогда Минск стал интеграционным собирателем русских земель.

Александр Лукашенко – губернатору Иркутской области: Очень много решено вопросов, кое-где нужно просто встряхнуться

Надо четко понимать: наша промышленность интегрирована в российский рынок, на Западе свои грузовики и интересы. А некоторые регионы союзной России по территории, как Старая Европа. Например, Иркутская область – это пять Франций. До Франции в три раза ближе. Но ментально дальше. И могилевские лифты могут поднять товарооборот с сибирскими регионами, а не со странами среди Пиреней и Альп.

Александр Лукашенко: чего мы все время страдаем по поводу этих санкций?

Сибиряки не отдыхали даже в выходные. Одно слово – сибиряки. Приехали возвращать товарооборот 2019 года. В 2020-м, говорят, просел из-за короновируса, но карантин здесь – не панацея. Поэтому в составе делегации почти все руководство региона.

Посещение промышленных брендов и пищевых заводов известных марок. Даже встречи с белорусскими коллегами. Брестскому губернатору дарят 30 саженцев кедра. Это для Аллеи дружбы между городами-побратимами. Через несколько месяцев ее откроют. А вот восстанавливать всю тайгу хотят по сценарию белорусских лесоводов.

Евгений Пустовой, корреспондент СТВ:
Это крупнейший селекционный центр Беларуси. Сюда не случайно пригласили Иркутскую делегацию, ведь Иркутская область – это Сибирь. А Сибирь – это прежде всего Байкал и тайга. И если молочным рекам белорусской продукции до этого дальнего региона России будет добраться сложно, то лесовосстановление – проект, который устраивает всех.

Леса необъятной Сибири горят. Может, еще и опыт белорусских лесников-огнеборцев пригодится. В общем, лесная отрасль Беларуси приятно удивила делегацию из Иркутска. Поэтому их региональный министр леса решил остаться у нас на несколько дней. А что касается интеграционных корней, то они переплетены еще с позапрошлого века. С тех времен в Сибири целые белорусские деревни есть. Кожемяко – тоже фамилия с белорусским акцентом.

Александр Лукашенко:
Живой и не изменился. Привет, дорогой.

Олег Кожемяко – давний и проверенный друг белорусского Президента. Когда руководил Сахалинской областью, в 16 раз вырос экспорт белорусской техники. Еще на острове белорусы построили крупную молочно-товарную ферму и агрогородок. В Амурском крае при губернаторстве Кожемяко создали сборочное производство наших комбайнов. А сейчас там один из масштабных проектов России XXI века – космодром «Восточный».

Хотя Олег Кожемяко уже два года как губернатор Приморского края, но может замолвить словечко за белорусских строителей – интересуются журналисты.

Олег Кожемяко, губернатор Приморского края России:
У белорусских строителей за счет того, что сохранены именно строительные организации государственного уровня, это является уже маркой определенной, брендом. Поэтому их применение, думаю, на строительстве космодрома «Восточный» по решению президентов – это будет хороший шаг вперед, который подтянет наших строителей на какой-то определенный, новый уровень уже высоких технологий.

В общем, словечко замолвите при случае?

Конечно.

Приморье – это край, где встречаются океан и тайга. Неплохо и официальный визит Президента организовать. Есть экономический интерес. Есть известная фраза: от Бреста до Владивостока. Сейчас она приобретает еще более конкретные интеграционные очертания. 10 тысяч километров – не расстояние для белорусской техники и белорусских технологий.

Александр Лукашенко: не кланяться ни на Запад, ни на Восток, завозя продукты

В десяточку и наша молочка. Как только в Instagram Олег Кожемяко сделал пост, мол, «я в Беларуси, приехал наладить более тесные связи», жители Приморья поддержали губернатора лайками и комментариями.

А вот губернатор Пскова и без соцсетей хорошо знаком с качеством наших продуктов. Правда, для него ближе сгущенка из Глубокого. Псковская и Витебская области граничат. А когда в доме праздник «Дожинки», грех не позвать хороших соседей.

Михаил Ведерников, губернатор Псковской области России:
Важно развивать свои регионы, свои страны, но мы в одном Союзном государстве. Наверное, более надежных партнеров и более надежных и верных соседей найти сложно. Поэтому мы и вчера об этом тоже говорили с председателем вашего областного парламента, что, наверное, есть смысл посмотреть, где есть те сферы, которые еще недостаточно развиты в Республике Беларусь, в частности в Витебской области, где не дорабатываем мы у себя, в Псковской области. Понятно, что мы будем делать все для того, чтобы эти направления подтянуть.

Праздничная ярмарка тоже может поспособствовать новым контрактам. Но серьезные переговоры начнутся 28 сентября. Что называется, регионы – вам слово.