Мода была неразрывно связана с архитектурой. Как выглядели улицы Минска в XIX веке

14.10.2020 - 09:57

Новости Беларуси. Губернский Минск XIX века. Время Наполеоновских войн, таинственных масонов и классических шедевров, сообщили в программе «Минск и минчане» на СТВ. Именно этот элегантный стиль, воспетый архитектурой Древней Греции и Рима, начинает диктовать свои условия.

Александра Володина, кандидат исторических наук, экскурсовод:
Напрыканцы XVIII стагоддзя барока, якое ўжо трансфармавалася ў ракако, стала занадта вытанчаным, занадта салодкім. І да нас на тэрыторыю Беларусі прыходзіць эстэтыка эпохі Асветніцтва, калі ідэальную структуру светапогляду, уладкавання свету бачаць у прастаце, ва ўпарадкаванасці, у роўных, абсалютна сціплых рысах. Без лішняга дэкору, без выкручастасці.

По всей Российской империи начинается глобальная перестройка. Вдохнуть новую жизнь в тогда деревянный Минск приезжает опытный архитектор Федор Крамер. В 1797-м, по указу Павла I, вице-губернатор Захарий Корнеев поручает ему модернизацию. Влияние того генплана минчане ощущают и сегодня. Уже после войны архитекторы взяли его за основу.

Александра Володина:
Галоўным дасягненнем класіцысцкай архітэктуры было знясенне гарадскіх валоў, старажытных, сярэднявечных, якія абмяжоўвалі горад. І пракладанне сучаснага праспекта Незалежнасці, тады – вуліцы, якая насіла нясціплую назву Захар’еўская (у гонар першага губернатара горада Мінска Захара Карнеева). Дзякуючы гэтаму праекту Мінск атрымаў магчымасць развівацца, прамую сетку вуліц, якой карыстаемся і сёння.

Интересно, что мода в XIX веке была неразрывно связана с архитектурой. С легкой руки первой жены Наполеона – Жозефины, талия на роскошных платьях поднимается вверх, а идеальным считался силуэт, который приближен к колонне. Такой же прямой и стройный. Чтобы визуально вытянуть силуэт, дамы носили шали.

Александра Володина:
Ратуша, якая была перабудавана некалькі разоў галоўнымі архітэктарамі горада, першы – Фёдар Крамер, была выканана ў стылі новым, прагрэсіўным, модным па ўсёй Еўропе, класіцызму: гэта былі калонны і трохвугольны франтон, што павінна было нас адносіць, напрыклад, да Парфенона.

Напротив Ратуши – живая легенда. Мужской базилианский монастырь XVII века в XIX стал элитной мужской гимназией. В этих стенах получили путевку в жизнь поэт Томаш Зан, археолог Юстас Тышкевич, композитор Станислав Монюшко и многие другие.

Именно здесь в 1812-м французы обустроили госпиталь для солдат. Из-за жуткого запаха учебный год никак не мог начаться. А в 1835-м гимназию уничтожил пожар. Реконструкция добавила 3-й этаж и изысканную классическую отделку, а внутри заработала служба а-ля «Одно окно».

Люди в материале: Александра Володина
Loading...


Музей истории театральной культуры и дом масонов. Какие здания в центре Минска сохранились еще с XIX века



Новости Беларуси. Держим путь из Верхнего города в Музыкальный переулок. Здесь также притаилась звезда классической эпохи – музей истории театральной и музыкальной культуры, сообщили в программе «Минск и минчане» на СТВ. В XIX веке здесь жил Траян Ключинский. Впервые постройка появилась на карте города в 1817 году. Автором проекта был минский архитектор Михаил Чеховский. Оригинальный дом на холме славился своими квартирантами.

Александра Володина, кандидат исторических наук, экскурсовод:
У ім звычайна здаваліся кватэры ў наём, як даходны дом. І адным з гасцей, гаспадароў гэтага дома доўгі перыяд была сям'я Чэслава Манюшкі, родзічаў Ваньковіча і бацькі знакамітага кампазітара Станіслава Манюшкі. Чэслаў Манюшка, як і Валенцій Ваньковіч, быў выдатным мастаком, захаваўся цэлы альбом яго чарнавых накідаў, у тым ліку, які выяўляе панараму Мінска, з боку ракі Свіслач. Цэнтральнае месца у гэтай панараме займае якраз дом.

Именно это место окрестили домом масонов. Но, скорее всего, он был за углом. Сейчас на Интернациональной, 33а находится дом-музей рода Ваньковичей. А были времена, когда пол был из белого мрамора, стены – черными, в нишах располагались псевдоокна, все для того, чтобы прохожие не смогли узнать о посиделках масонской ложи.

Охваченные идеями Великой французской революции, они проповедовали принципы всеобщего равенства и братства, помогали малоимущим и стремились нести просвещение в массы. Но независимые взгляды интеллигентов пришлись не по вкусу в Российской империи. Между тем, шедевр классики дожил и до наших дней. Один из немногих примеров городской шляхетной усадьбы.

Александра Володина:
Сядзіба па праекту мінскага архитэктара Фёдара Крамера ўзнікае на грошы вядомага масона, князя Ануфрыя Друцкага-Любецкага. За ім у гэтым будынку пражываў, уласна кажучы, галоўны масон Мінска Ян Ходзька. Менавіта па яго прапанове, пад яго кіраўніцтвам у 1816 годзе ў Мінску была заснавана масонская ложа, якая атрымала назву «Паўночны факел».

У адной з калекцый была знойдзена толькі чаша, спецыяльная для збору сродкаў, паднос для рытуальнай ежы. Гэты дом, ужо пасля сканчэння гісторыі масонаў, пераходзіць да дзядзькі Валенція Ваньковіча – Эдуарада Ваньковіча, які быў жанаты на Міхаліне Манюшка.

Интересно, что стены усадьбы были покрыты картинами, а фасад изначально был зеленый. Здесь собиралась элита города и устраивались музыкальные салоны.