Монументальная пропаганда в Минске: памятники Коласу, Купале, Казею, Горькому, Калинину и Ленину

09.04.2016 - 14:06

В 1918 году Лениным был выдвинут план монументальной пропаганды. Скульпторов обеспечили государственными заказами на городские монументы героев того времени: общественных деятелей, писателей, композиторов, ученых, артистов. Так зарождалась школа советской скульптуры.

Идея вождя восходила к сочинению итальянского философа Томмазо Кампанеллы «Город Солнца». Там предлагалось украшать городские стены фресками, которые для молодежи стали бы уроком по истории и пробуждали гражданское чувство.

В послевоенные годы в скульптуре усиливаются монументальные тенденции. Этому способствовало издание постановления правительства о сооружении памятников-бюстов дважды Героев Советского Союза и дважды Героев Социалистического Труда для последующей установки на их родине.

11 мая 1944 года школьник, активный участник партизанского движения Марат Казей попал в окружение фашистов. Сначала Марат отстреливался, но когда закончились патроны, кинул гранату, и со второй в руке шагнул в гущу врагов. Так погиб бравый пионер. Ему было всего 14 лет. В 1965 году Марату Казею посмертно присвоили звание Героя Советского Союза.

В Минске память о подвиге мальчика почтили в 1959 году. Замечательный бронзовый памятник создавали скульптор Селиханов и архитектор Волчек. Вышел живой эмоциональный портрет: перед нами последний момент жизни юного партизана. Автор изо всех сил пытался передать чувства и отважный характер мальчика. Фигура памятника гармонично сочетается с постаментом и является главным акцентом парка.

Галина Левина, архитектор, лауреат Государственной премии Республики Беларусь:
Мы видим наклонные грани пьедестала. Ни в одном памятнике мы не находим такое архитектурное решение. Здесь интересно использование гранита и разной фактуры гранита. Мы видим сам подход к памятнику, как он решен на круглой площади, тоже восходим по ступеням с трех сторон.

Напротив Ботанического сада на площади Калинина расположен памятник «всесоюзному старосте» Михаилу Ивановичу Калинину – советскому партийному деятелю, председателю Президиума Верховного Совета СССР. Память этому человеку увековечена в десятках городов постсоветского пространства. В Минске бронзовая фигура высотой почти в 5,5 метров появилась в 1978 году, авторы – скульпторы Полийчук, Глебов и архитекторы Григорьев и Невзоров.

Посмотрите: памятник возвышается на классическом постаменте в окружении невысоких ступеней, чтобы к нему можно было подойти и возложить цветы. Прямоугольный пьедестал оживляют уступы по бокам. Перед нами лаконичный портрет в полный рост. Движение, взгляд, осанка – все передает характер времени.

Галина Левина, архитектор, лауреат Государственной премии Республики Беларусь:
За ним занавес зелени, занавес посадок и дом, который тоже достаточно интересен с точки зрения использования орнамента, и отделка, которая не характерна для этой строчки проспекта Независимости. Это все тоже такой ансамбль, который дает восприятие скульптуры.

Кстати, столице Калинин запомнился несколькими визитами. Один из них пришелся на 20 июня 1919 года. Минский вокзал разбудил гудок агитпоезда. Пламенная речь Калинина звучала на Троицкой горе и в стенах театра оперы и балета.

По правую сторону от памятника начинается улица Калинина. С 60-х годов она мало изменилась. А вот идеология и художественное мышление с 1960-х по 1980-е меняется кардинально. Появляется новая цель – освободиться от штампов современности, попрощаться с помпезным изображением, показать контакт с реальной жизнью, создать приподнятый образ современности.

Здесь интересна площадь Якуба Колоса. Такое имя она получила в 1956 году, а до этого минчане знали ее как Комаровскую. К 90-летию белорусского классика в 1972 году был установлен прекрасный памятник, который выполнил друг писателя Заир Азгур. Получился внушительный монумент высотой в 8 метров.

Возле задумчивого писателя расположились герои его произведений. Справа – дед Талаш с юным разведчиком Панасом, слева – Сымон-музыка с Ганкой.

В год открытия скульптуры неподалеку были высажены молодые березы и ивы. Но деревья пришлось срубить, потому что их корни добрались до станции метрополитена. Приходя на площадь, мы участвуем в сценарии архитекторов. Этот памятник принят городом с радостью, он стал любимым местом встреч.

Галина Левина, архитектор, лауреат Государственной премии Республики Беларусь:
Скульптура выполнена Заиром Исааковичем Азгуром, нашим известным скульптором. Здесь виден его подчерк, его рука, масштаб. Мы видим вообще, как творчески решен пьедестал, натуральный камень, который идет рваной линией, необработанный камень. Очень важно, когда появляется в таких памятниках сочетание бронзы и камня. В те времена, когда создавалось, в 70-е годы, все-таки было такое дистанционное отношение к скульптурам, это место позволяло прокатиться по складочкам пальто или пролезть под скрипкой скульптуры, но не могло позволить воспитание того времени. Тем не менее время меняется, это такой своеобразный путь познания мира для детей.

В этом же 1972 году в Минске появился и памятник выдающемуся поэту Янке Купале. Его установили к 90-летию классика в одноименном Купаловском парке. Значимая фигура требовала масштабного изображения.

Вообще, для советской скульптурной традиции была характерна гигантомания. Однако деревья, которые возвышаются над фигурой Купалы, несколько скрадывают истинную величину изваяния, в разное время года они меняют декорации и создают живописный фон для монумента.

На массивном гранитном постаменте стоит фигура Купалы во весь рост. У подножия струится родник – символ бессмертия поэта и расцветает цветок папоротника. Над памятником работали скульпторы Гумилевский, Аникейчик, Заспицкий, архитекторы Левин и Градов.

Галина Левина, архитектор, лауреат Государственной премии Республики Беларусь:
Архитекторы для скульптуры сделали такой образ пласта белорусской земли, вот эта каменная глыба, которая, когда мы подходим, фронтально видна, необработанный гранит. Художественно прорисованные линии, завершения, стыки, плоскости гранита, на которой стоит скульптура.

Поклонником творчества песняров белорусской литературы Янки Купалы и Якуба Колоса был великий русский писатель Максим Горький. В свое время его избрали почетным членом Белорусской академии наук.

Алексей Максимович Пешков скинул свое пальто и присел отдохнуть на скамейке. Его фигура, выражение лица, поворот плеч – все говорит о глубоких философских размышлениях. Бронзовая скульптура появилась здесь в 1981 году и вмиг стала достопримечательностью для детей, которые так и норовят присесть рядом с писателем. Авторы памятника – скульпторы Миско, Заспицкий, Рыженков, а также архитектор Трофимчук. Находится скульптура на видном месте – возвышается на ступенчатом постаменте.

Главный символ советского прошлого восстает на трибуне на площади Независимости. Монументальный портрет появился во время строительства Дома Правительства в 30-е годы по задумке талантливого архитектора Лангбарда. Для исполнения монумента нужен был высокий художественный уровень, и ни один из восьми проектов памятника не был принят на первом Всесоюзном конкурсе. В итоге победил совместный проект архитектора Лангбарда и скульптора Манизера. При помощи пластики воспроизведен исторический факт – выступление Владимира Ильича в Москве в 1920 году во время проводов частей Красной армии на Западный фронт.

7 ноября 1933 года состоялось торжественное открытие бронзовой скульптуры. Семиметровый минский монумент был самой высокой фигурой вождя в СССР. В первые дни фашистской оккупации города он был сброшен, распилен на части и вывезен в Германию для переплавки. После освобождения Минска памятник удалось быстро восстановить благодаря сохранившейся модели в мастерской Матвея Манизера. К празднику 1 Мая 1945 года скульптура была установлена на прежнем месте, сообщили в программе «Минск и минчане» на СТВ.

Такие они – герои советского времени. Сегодня к этим памятникам относятся по-разному, но они – свидетели эпохи, наша история и культура, память для будущих поколений.

Люди в материале: Галина Левина
Loading...


Закулисный процесс модернизации. Рассказываем важные особенности реконструкции площади Победы в Минске



Новости Беларуси. Сейчас династия Леля занята на одном из самых знаковых объектов страны – они восстанавливают трехметровое изображение ордена «Победы» на нашей знаменитой одноименной площади, сообщили в программе «Неделя» на СТВ. 

Юлия Огнева, СТВ:
Иногда мне жаль, что не я – счастливый продолжатель семейного подряда. Это такая прямо мечта – династия. Но, как знать, может быть, она начнется с меня. Как вряд ли знал наверняка реставратор Николай Леля-старший, что его дело продолжат сын и племянник.

Памятник с ритуальной площадкой и Вечным огнем был построен в 1954-м. Первый раз площадь и монумент обновляли через 30 лет после открытия, второй – вот сейчас. Завершат реконструкцию к 9 мая 2020 года – к 75-летию Великой Победы.

Ну а пока работы идут полным ходом. И вот на этом самом полном ходу в реставрационный процесс внедрилась съемочная группа СТВ. Нашему оператору Дмитрию Травину позволили взобраться прямо к трехметровому ордену Победы, ну а специально для Анастасии Дехтяр сняли с сигнализации витрину в музее Великой Отечественной войны, где хранится реплика награды. И это далеко не все опорные точки сюжета. 

На прямолинейном проспекте Независимости мирного Минска – легендарный круг, площадь и возвышающийся обелиск как символ, напоминание, что на историческом пути Победа – догма, через которую нельзя напрямки. В объезд и обязательно с осознанием, что это не памятный след прошлого, а каменный остров, возведенный 65 лет назад из слез, горя, крови и невероятного примера ярой борьбы за справедливость и собственную свободу. Площадь Победы – без пафоса – сердце столицы. Пришло время поддержать его здоровье .

За ширмой, на которой написано «реконструкция», скрыт процесс глобальной модернизации. Сам монумент окутан строительными лесами.

Анастасия Дехтяр, корреспондент:
Сюда уж точно не ступала нога ни одной съемочной группы. Нам удалось пройти наверх, на ту самую 40-метровую высоту, где сияет звезда ордена «Победа».

Ну а пока – предыстория. Восстал из пепла разрушенный послевоенный Минск. Камни собраны, время облачать память в новые и вечные архитектурные формы. 50-й год.

Кстати, вот так круглая площадь выглядела тогда. Объявлен конкурс на создание памятника воинам и партизанам. Состязались более 70 авторов! Победили минские архитекторы Георгий Заборский и Владимир Король.

«Как – остается только догадываться»: малоизвестные факты о создании монумента Победы в Минске

Их проект сперва предполагал 48-метровую стелу. Но сроки поджимали, хотелось успеть к первому юбилею – 10-летию освобождения Минска, потому монумент получился ниже на 10 метров. Здесь каждый штрих – символ.

На четырех постаментах замерли в бронзовых горельефах эпизоды, на которых в миниатюре оплавленная войной Беларусь. 51 бессмертно забронзовелый образ: командиры, солдаты, партизаны, мирные люди – дети и женщины. Опоясывают обелиск четыре венка – по количеству фронтов, освобождавших Беларусь.

Монументальный ансамбль за шесть с половиной десятилетий переживал три реконструкции. В 1984-м, когда в Минске открывали метро, круглая площадь стала овальной, тогда же появился и подземный мемориальный зал. Реставрировали памятник и в 2004-м. В этот раз памятник переживает самый масштабный апгрейд за всю историю.

Гранитный ствол стелы рассматриваем вблизи: сколы, трещины, расхождение швов. Находясь у подножья, вряд ли рассмотришь такие раны.

Валерий Дудко художник-скульптор, реставратор ОАО «Белреставрации»:
Вода камень точит. И мы видим, какие процессы прошли в этот исторический период. Видим, как разошлись швы, как вода повредила блоки. Некоторые раздробились на кусочки, но основные монолиты целы. С профессиональной точки зрения реставратор выступает как хирург. Все необходимые моменты соблюдем, выдержим. Подберем необходимые материалы.

Когда создавался памятник, гранит привозили из Днепропетровска и Житомира. Сейчас планируют подобрать латки из белорусского микашевичского камня.

Вертикальный подъем по лесам, и мы на пике. Дотронуться до звезды – шанс явно не для каждого. Хотя если бы близнец ордена «Победы» появился, скажем, в мемориальном зале, на одну популярную достопримечательность в Минске стало бы больше. Звезда не потухла, а просто временно ушла с мирного небосклона. Под шатром реставраторы устроили настоящий косметический салон.

Трехметрвое изображение ордена «Победы». Венец монумента выполнен из бронзы и ломоносовской смальты. Операция-реставрация звезды происходит на месте. Мозаика очищается и обрабатывается, подбираются изношенные элементы. Буквально через неделю у бригады наступит золотое время.

Николай Леля, бригадир, художник-реставратор ОАО «Белреставрация»:
Сложность в том, что это очень большая высота, ответственность, что значимость объекта – сохранение историко-культурного наследия. У нас идет большая война с ветром. Когда будет наноситься золото, ветра не должно быть.

Для Николая Николаевича это уже вторая реконструкция звезды. Уникальное ремесло позолотчика бригадир перенял у своего отца – известного реставратора Николая Кузьмича Леля. В семейном архиве сохранились кадры тридцатилетней давности: мастера впервые прикасаются к архитектурной реликвии.

На том же месте, но уже в другой компании. Эксклюзивное мастерство стало действительно семейной ценностью. Профессиональные секреты передаются от поколения к поколению. Теперь наверху трудится настоящий семейный подряд. Сын Николая Николаевича и племянник – тоже реставраторы-позолотчики.

Для придания драгоценного лоска звезде в этот раз уйдет 44 грамма золота. Дорогого стоит во всех смыслах и настоящий орден Победы. Хоть на производство высшей военной награды СССР ушло всего 2 грамма золота, зато материальная ценность роскоши в другом.

Татьяна Политыко, заместитель начальника научно-просветительского отдела музея Великой Отечественной войны:
На каждый орден выделялось 80 мелких-мелких бриллиантов, хотя использовались только 74. Тогда это называлось «с учетом порчи». Награждений было 20. Но одно недействительно на сегодняшний день, потому что последний орден в 1978 году был вручен Брежневу. Когда пришел к власти Горбачев, этот орден был аннулирован.

Единственный белорус-кавалер ордена Победы – генерал Алексей Антонов. Родился знаменитый военачальник в Гродно. Сейчас его именем названы в родном городе улица и школа.

Алла Северинова, руководитель Музея Великой Отечественной войны СШ № 11 имени генерала армии А. И. Антонова:
За годы Великой Отечественной войны он разработал более 20 операций. Был единственным генералом армии, который был награжден орденом Победы.

Дар стратега Антонова раскрылся и во время подготовки к освобождению Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Операция «Багартион» стала верхом полководческого искусства нашего земляка. С формулировкой: «За планирование боевых операций и координацию действий фронтов» в июне 1945-го орден Победы и засиял на торжественном кителе Антонова.

Ради того, чтобы взглянуть на орден вблизи, нас специально впустили в Музей Великой Отечественной раньше посетителей и сняли с витрины сигнализацию.

Анастасия Дехтяр:
Производство оригинала оценивалось в 250 тысяч долларов. Но это лишь, как модно сейчас гворить, реплика. Настоящего ордена Победы в Беларуси нет. Хотя нет, есть – в сердце Минска.

Оригиналы ордена советских военачальников после смерти обладателей возвращались государству. Сейчас они в запасниках музеев Московского Кремля и Вооруженных Сил, и лишь копии наград выставлены на обозрение. Еще бы: на черном рынке реликвия оценивается в 10 миллионов долларов (редкость и драгоценность играют свою роль). Такая слава и криминальная история бросили тень и на звезду минской площади Победы. По слухам, во время реконструкции в 2004-м злоумышленники ночью забрались по строительным лесам и похитили два максибриллианта. Вот только вряд ли от этого они смогли обогатится…

Имитация бриллиантов – всего таких около 200 – единственные элементы звезды, которые обновляют в мастерских. Алмазы были сделаны по спецзаказу на стеклозаводе «Неман». Годы им нипочем, а вот время оставляет налет.

Николай Белаец на стройплощадке буквально на разрыв. То, что он руководит здесь всеми процессами, выдает стопка чертежей и документов под мышкой. За 20 лет, что в профессии, это, пожалуй, самый сложный объект: историческая ценность связана с динамикой современности, да и моральная ответственность высока.

Николай Белаец, начальник участка СУ-19:
Все вскрывается и принимается решение. Сложность в том, что делать нужно очень быстро. Площадь Победы  символ для всей Беларуси, и надо сделать хорошо, чтобы осталось на долгие-долгие годы.

Капитальная реконструкция площади – за этим скрывается работа, которую вряд ли смогут оценить обыватели, ведь облик исторический центр не поменяет. Разве что в заснеженную зиму электроподогрев гранитной площадки растопит осадки и продлит срок эксплуатации покрытия. Новое освещение, чугунная чаша для вечного огня, в нижнем зале появится панно с мультимедийными экранами. Такой ненавязчивый микс прошлого и настоящего. А как иначе? Именно так память живет.