Мозаика «Октябрь» на Кальварийской, 1: знают ли ее минчане и где еще в городе можно увидеть панно?

18.10.2014 - 18:26

Мозаики. Грандиозные, величавые. Они делают минские здания особенными и запоминающимися. На Кальварийской, 1 сложно не заметить панно «Октябрь». Автор этого шедевра – Александр Кищенко.

Интересно, знают ли минчане эту мозаику?

Минчане:
Не знаю.

Дайте вспомнить. Я же 45 лет на почтамте проработала, все при мне строили.

Станция метро у нас «Фрунзенская». Но явно это не Фрунзе.

Абсолютно не знаю, честно. Но когда-то знала.

Мозаика называется «Октябрь».

Установлена в честь Октябрьской революции.

В честь советских рабочих.

Автор – Кищенко?

При мне же восстанавливали. Я живу тут уже 45 лет.

Мозаика установлена в честь Октябрьской революции.

Называется она «Октябрь».

Точно, в честь Октябрьской революции.

«Октябрь» мозаика, в 1970 году установили. Наверное, к Октябрьской революции.

Это революционная мозаика. Самое главное, что это почти копия мексиканского художника – Сикейраса. В 70-годы это был знаменитейший художник, он тоже рисовал такие революционные направления. И поэтому, когда ее сделали, я думал, что Сикейрас в Минск приехал и сделал. Потом (Интернета не было, я полистал) – это наши художники. Я не знаю, как они договаривались, но сделали под это. Революция, понятно, видно, что, перевязанные лентами, штурмуют Зимний дворец, по центру прямо. А эти идут к свободе и счастью, чего мы и добились за 70 лет. Ура.

На мозаике изображена сцена взятия Зимнего дворца. Художник использовал популярные в 70-е приемы сочетания нескольких ракурсов. Это хорошо передает динамику и пламенные эмоции и соответствует популярной в 70-е годы теме огня, сообщили в программе «Минск и минчане» на СТВ.

Панно установили в 80-ые годы, вместе со строительством здания. Сейчас объект отнесен ко второй категории списка материально-культурных ценностей Беларуси. 

Не менее известны мозаики на высотках на станции метро «Восток» (также авторства Александра Кищенко): «Город-воин», «Город науки», «Город культуры», «Город-строитель».

Панно «Беларусь партизанская» на фасаде гостиницы «Турист» – также работа Александра Михайловича. Площадь мозаики – 245 квадратных метров. Ее монтировали несколько лет.

А вспомнят ли минчане, где еще в городе можно увидеть панно?

Минчане:
Где-то есть, ближе к Немиге, по-моему.

Где-то в метро, наверное.

У нас, я не помню честно, но где-то стоят наверняка. Потому что не мог художник заработать только здесь. Ему надо было заработать еще где-то.

Не знаю. Может, в метро.

Наверное, нет.

По-моему, в районе гостиницы «Турист» что-то подобное есть.

Что-то похожее есть на «Востоке».

На «Востоке», если не ошибаюсь. Там же громадное изображение тоже.

Подобное, наверное, на станции метро «Октябрьская», мозаичное панно на самой станции. Что еще подобное? На «Востоке», на 9-этажках. По-моему, еще возле «Беларуси» где-то было.

Люди в материале: нет
Loading...


Закулисный процесс модернизации. Рассказываем важные особенности реконструкции площади Победы в Минске



Новости Беларуси. Сейчас династия Леля занята на одном из самых знаковых объектов страны – они восстанавливают трехметровое изображение ордена «Победы» на нашей знаменитой одноименной площади, сообщили в программе «Неделя» на СТВ. 

Юлия Огнева, СТВ:
Иногда мне жаль, что не я – счастливый продолжатель семейного подряда. Это такая прямо мечта – династия. Но, как знать, может быть, она начнется с меня. Как вряд ли знал наверняка реставратор Николай Леля-старший, что его дело продолжат сын и племянник.

Памятник с ритуальной площадкой и Вечным огнем был построен в 1954-м. Первый раз площадь и монумент обновляли через 30 лет после открытия, второй – вот сейчас. Завершат реконструкцию к 9 мая 2020 года – к 75-летию Великой Победы.

Ну а пока работы идут полным ходом. И вот на этом самом полном ходу в реставрационный процесс внедрилась съемочная группа СТВ. Нашему оператору Дмитрию Травину позволили взобраться прямо к трехметровому ордену Победы, ну а специально для Анастасии Дехтяр сняли с сигнализации витрину в музее Великой Отечественной войны, где хранится реплика награды. И это далеко не все опорные точки сюжета. 

На прямолинейном проспекте Независимости мирного Минска – легендарный круг, площадь и возвышающийся обелиск как символ, напоминание, что на историческом пути Победа – догма, через которую нельзя напрямки. В объезд и обязательно с осознанием, что это не памятный след прошлого, а каменный остров, возведенный 65 лет назад из слез, горя, крови и невероятного примера ярой борьбы за справедливость и собственную свободу. Площадь Победы – без пафоса – сердце столицы. Пришло время поддержать его здоровье .

За ширмой, на которой написано «реконструкция», скрыт процесс глобальной модернизации. Сам монумент окутан строительными лесами.

Анастасия Дехтяр, корреспондент:
Сюда уж точно не ступала нога ни одной съемочной группы. Нам удалось пройти наверх, на ту самую 40-метровую высоту, где сияет звезда ордена «Победа».

Ну а пока – предыстория. Восстал из пепла разрушенный послевоенный Минск. Камни собраны, время облачать память в новые и вечные архитектурные формы. 50-й год.

Кстати, вот так круглая площадь выглядела тогда. Объявлен конкурс на создание памятника воинам и партизанам. Состязались более 70 авторов! Победили минские архитекторы Георгий Заборский и Владимир Король.

«Как – остается только догадываться»: малоизвестные факты о создании монумента Победы в Минске

Их проект сперва предполагал 48-метровую стелу. Но сроки поджимали, хотелось успеть к первому юбилею – 10-летию освобождения Минска, потому монумент получился ниже на 10 метров. Здесь каждый штрих – символ.

На четырех постаментах замерли в бронзовых горельефах эпизоды, на которых в миниатюре оплавленная войной Беларусь. 51 бессмертно забронзовелый образ: командиры, солдаты, партизаны, мирные люди – дети и женщины. Опоясывают обелиск четыре венка – по количеству фронтов, освобождавших Беларусь.

Монументальный ансамбль за шесть с половиной десятилетий переживал три реконструкции. В 1984-м, когда в Минске открывали метро, круглая площадь стала овальной, тогда же появился и подземный мемориальный зал. Реставрировали памятник и в 2004-м. В этот раз памятник переживает самый масштабный апгрейд за всю историю.

Гранитный ствол стелы рассматриваем вблизи: сколы, трещины, расхождение швов. Находясь у подножья, вряд ли рассмотришь такие раны.

Валерий Дудко художник-скульптор, реставратор ОАО «Белреставрации»:
Вода камень точит. И мы видим, какие процессы прошли в этот исторический период. Видим, как разошлись швы, как вода повредила блоки. Некоторые раздробились на кусочки, но основные монолиты целы. С профессиональной точки зрения реставратор выступает как хирург. Все необходимые моменты соблюдем, выдержим. Подберем необходимые материалы.

Когда создавался памятник, гранит привозили из Днепропетровска и Житомира. Сейчас планируют подобрать латки из белорусского микашевичского камня.

Вертикальный подъем по лесам, и мы на пике. Дотронуться до звезды – шанс явно не для каждого. Хотя если бы близнец ордена «Победы» появился, скажем, в мемориальном зале, на одну популярную достопримечательность в Минске стало бы больше. Звезда не потухла, а просто временно ушла с мирного небосклона. Под шатром реставраторы устроили настоящий косметический салон.

Трехметрвое изображение ордена «Победы». Венец монумента выполнен из бронзы и ломоносовской смальты. Операция-реставрация звезды происходит на месте. Мозаика очищается и обрабатывается, подбираются изношенные элементы. Буквально через неделю у бригады наступит золотое время.

Николай Леля, бригадир, художник-реставратор ОАО «Белреставрация»:
Сложность в том, что это очень большая высота, ответственность, что значимость объекта – сохранение историко-культурного наследия. У нас идет большая война с ветром. Когда будет наноситься золото, ветра не должно быть.

Для Николая Николаевича это уже вторая реконструкция звезды. Уникальное ремесло позолотчика бригадир перенял у своего отца – известного реставратора Николая Кузьмича Леля. В семейном архиве сохранились кадры тридцатилетней давности: мастера впервые прикасаются к архитектурной реликвии.

На том же месте, но уже в другой компании. Эксклюзивное мастерство стало действительно семейной ценностью. Профессиональные секреты передаются от поколения к поколению. Теперь наверху трудится настоящий семейный подряд. Сын Николая Николаевича и племянник – тоже реставраторы-позолотчики.

Для придания драгоценного лоска звезде в этот раз уйдет 44 грамма золота. Дорогого стоит во всех смыслах и настоящий орден Победы. Хоть на производство высшей военной награды СССР ушло всего 2 грамма золота, зато материальная ценность роскоши в другом.

Татьяна Политыко, заместитель начальника научно-просветительского отдела музея Великой Отечественной войны:
На каждый орден выделялось 80 мелких-мелких бриллиантов, хотя использовались только 74. Тогда это называлось «с учетом порчи». Награждений было 20. Но одно недействительно на сегодняшний день, потому что последний орден в 1978 году был вручен Брежневу. Когда пришел к власти Горбачев, этот орден был аннулирован.

Единственный белорус-кавалер ордена Победы – генерал Алексей Антонов. Родился знаменитый военачальник в Гродно. Сейчас его именем названы в родном городе улица и школа.

Алла Северинова, руководитель Музея Великой Отечественной войны СШ № 11 имени генерала армии А. И. Антонова:
За годы Великой Отечественной войны он разработал более 20 операций. Был единственным генералом армии, который был награжден орденом Победы.

Дар стратега Антонова раскрылся и во время подготовки к освобождению Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Операция «Багартион» стала верхом полководческого искусства нашего земляка. С формулировкой: «За планирование боевых операций и координацию действий фронтов» в июне 1945-го орден Победы и засиял на торжественном кителе Антонова.

Ради того, чтобы взглянуть на орден вблизи, нас специально впустили в Музей Великой Отечественной раньше посетителей и сняли с витрины сигнализацию.

Анастасия Дехтяр:
Производство оригинала оценивалось в 250 тысяч долларов. Но это лишь, как модно сейчас гворить, реплика. Настоящего ордена Победы в Беларуси нет. Хотя нет, есть – в сердце Минска.

Оригиналы ордена советских военачальников после смерти обладателей возвращались государству. Сейчас они в запасниках музеев Московского Кремля и Вооруженных Сил, и лишь копии наград выставлены на обозрение. Еще бы: на черном рынке реликвия оценивается в 10 миллионов долларов (редкость и драгоценность играют свою роль). Такая слава и криминальная история бросили тень и на звезду минской площади Победы. По слухам, во время реконструкции в 2004-м злоумышленники ночью забрались по строительным лесам и похитили два максибриллианта. Вот только вряд ли от этого они смогли обогатится…

Имитация бриллиантов – всего таких около 200 – единственные элементы звезды, которые обновляют в мастерских. Алмазы были сделаны по спецзаказу на стеклозаводе «Неман». Годы им нипочем, а вот время оставляет налет.

Николай Белаец на стройплощадке буквально на разрыв. То, что он руководит здесь всеми процессами, выдает стопка чертежей и документов под мышкой. За 20 лет, что в профессии, это, пожалуй, самый сложный объект: историческая ценность связана с динамикой современности, да и моральная ответственность высока.

Николай Белаец, начальник участка СУ-19:
Все вскрывается и принимается решение. Сложность в том, что делать нужно очень быстро. Площадь Победы  символ для всей Беларуси, и надо сделать хорошо, чтобы осталось на долгие-долгие годы.

Капитальная реконструкция площади – за этим скрывается работа, которую вряд ли смогут оценить обыватели, ведь облик исторический центр не поменяет. Разве что в заснеженную зиму электроподогрев гранитной площадки растопит осадки и продлит срок эксплуатации покрытия. Новое освещение, чугунная чаша для вечного огня, в нижнем зале появится панно с мультимедийными экранами. Такой ненавязчивый микс прошлого и настоящего. А как иначе? Именно так память живет.