«Мурашки по коже». В Минске показали отреставрированную версию легендарного фильма «Иди и смотри»

19.03.2018 - 23:29

Новости Беларуси. 19 марта в Беларуси дан старт масштабной памятной акции: на этой неделе исполнится 75 лет со дня одной из самых больших трагедий XX века. Речь о печальных событиях в Хатыни, сообщили в программе Новости «24 часа» на СТВ.

И именно 19 марта в Минске состоялся показ отреставрированной версии фильма «Иди и смотри». Военная драма 1985 года считается одной из самых пронзительных кинолент об ужасах Второй мировой войны на примере белорусской деревни Хатынь. В свое время зарубежному зрителю фильм показался настолько шокирующим, что во время сеансов у кинотеатров дежурили кареты скорой помощи, увозя слишком впечатлительных киноманов.

Сегодня картина входит во всевозможные списки величайших фильмов всех времен. Лента оказала серьезное влияние не только на публику, но и на признанных мастеров режиссуры. Некоторые художественные находки «Иди и смотри» использовал Стивен Спилберг.

Реставрация фильма ставит целью сохранить качество картины для современной молодежи. Удалось ли? Это знает наш корреспондент Евгений Пустовой.

Лучшее, вернее страшнее, об ужасах войны никто на языке экрана так и не сказал. Теперь картину «Иди и смотри» можно увидеть в цвете. Но восприятие то же, что и от черно-белой копии – это черные страницы истории Европы.

Александр Ефремов, режиссер, народный артист Беларуси:
Может быть, это не конкретная реальная жизненная история. Но она навсегда останется для белорусов абсолютно жизненной. Она ассоциируется не с некими фантазиями, представлениями, а с реальной конкретной жизнью. Хотя с художественной точки зрения она сделана безупречно.

Отреставрированная лента из списка «50 лучших военных фильмов всех времен» – лучшая реставрация памяти о войне. На обновление киношедевра «Мосфильму» понадобилось четыре месяца и по разным подсчетам от 50 до 80 тысяч долларов. Какой ценой картина далась ее авторам?

Владимир Поночевный, второй режиссер фильма «Иди и смотри»:
Когда за окном некий немец произнес жутчайшие совершенно слова: «Без детей выходи, без детей можно».

Евгений Крыжановский, актер второго плана фильма «Иди и смотри»:
Фашисты весело, с криками, с гармошками, с песнями идут убивать людей – мурашки по коже были у всего зрительного зала. И у меня, конечно.

Эта история о белорусском мальчишке Флёре. Он свидетель ужасов карательных экспедиций нацистов. За два дня жизнерадостный ребенок превращается в седого старика. И это не только экранизация Элема Климов и литературных ассоциаций Алеся Адамовича. Это – правда, это – Хатынь.

Артур Зельский, директор государственного мемориального комплекса «Хатынь»:
Это вот эта политика устрашения. Как они называли «акции устрашения», «акции возмездия». То есть за любого убитого немца должны быть уничтожены мирные люди, которые ни при чем.

К белорусскому мемориалу едут изо всех стран. Только в 2017 году архитектурный символ уничтоженных нацистами деревень Беларуси посетили туристы из 30 государств. А вот эти ребята не туристы – они волонтеры.

Дмитрий Воронюк, первый секретарь Минского областного комитета ОО «БРСМ»:
Такие места для нас – это ключевые объекты, которые позволяют нам быть единым народом, единой страной.

В преддверии знаковой даты – Хатынь каратели сожгли 22 марта 1943 года – молодежь столичного региона предложила свою помощь. Учитывая снежную весну, работы хватило всем.

Активисты:
Мясцовыя мемарыялы мы прыбіраем не штодзённа, но раз на месяц збіраемся. У нас ёсць і Літавіца, і іншыя мемарыялы. Хочацца ўнесці свой унёсак у рэспубліканскі. Мабыць, гэта важна – гісторыя, яна ў нас адна.

В первый раз приехала в Хатынь. И когда я только зашла сюда, только вошла и увидела этот памятник, первое, что я почувствовала – это мурашки.

Даже на каком-то интуитивном уровне даешь себе отчет, что мы должны быть благодарны тем людям, которые просто отдали жизни.

Субботники, круглые столы, презентации новых книг и научных исследований. Все для того, чтобы не забывали о том, как нацистская машина хотела выкорчевать с корнями из нашей земли народ, и о корнях миролюбивой политики Беларуси.

Говорят, с высоты прожитых лет оттеняются любые события истории. Скульптура «Непокоренный» под солнцем Хатыни свидетельствует об обратном. А кто не знает или забыл – «Иди и смотри».

Loading...


Игорь Луцкий: Поскольку события, описываемые в киноленте, происходили на территории Минской области, мы сумели договориться, чтобы кинолента была показана на СТВ



Отреставрированная военная драма режиссера Элема Климова «Иди и смотри» будет показана завтра, 22 марта, на телеканале СТВ. Генеральный директор ЗАО «Столичное телевидение» Игорь Луцкий рассказал «СБ», что разрешение на безвозмездное использование художественного фильма получено от киноконцерна «Мосфильм».

Игорь Луцкий, генеральный директор ЗАО «Столичное телевидение»:
Таким образом, телезрители могут посмотреть киноленту на нашем телеканале 22 марта в 20.35, сразу после специального репортажа о хатынской трагедии. 

Напомним, что премьерный показ обновленного художественного фильма по сценарию Алеся Адамовича состоялся 19 марта в Доме кино в Минске. Отвечая на вопрос о том, почему первоочередного права ее показа на белорусском телевидении удостоился именно телеканал СТВ, Игорь Луцкий ответил, что никакого секрета здесь нет: 

Игорь Луцкий:
Изначально картина снималась двумя кинокомпаниями – «Беларусьфильм» и «Мосфильм». Поскольку события, описываемые в киноленте, происходили на территории Минской области, мы сумели договориться, чтобы кинолента была показана на СТВ.

Как свидетельство войны и как мольбу о мире создавал свой фильм режиссер. Основой стала проза Алеся Адамовича («Хатынская повесть», «Каратели», «Партизаны»). Но первопричиной было желание сказать ту правду о человеке на войне, которой прежде не было в кино. Несмотря на невероятные трудности, препоны, запреты, режиссеру это удалось. Иначе как объяснить то, что «Иди и смотри» до сих пор входит в «50 лучших фильмов о войне всех времен и народов», что картине в сентябре минувшего года зрители Венецианского фестиваля аплодировали стоя, что на том кинофоруме она была удостоена приза «Венецианская классика»?

Сегодня трудно представить, но сценарий долго не утверждался, а сцена, где главные герои продираются через топкое болото, была воспринята как «пропаганда эстетики грязи»; в раздавленном муравейнике увидели «уподобление нашего народа муравьям», в гибели коровы на ночном поле – «натурализм» и «смакование», в сцене сожжения деревни  «отсутствие размаха партизанского движения», а в отказе главного героя подростка Флеры выстрелить в фотографию с Гитлером-младенцем  «всепрощенчество, абстрактный гуманизм и неклассовый подход».

Элем Климов создал не просто и не только фильм о войне. Следуя документальной правде конкретного трагического события, свидетельствам очевидцев, ему удалось возвыситься до звучания высокой притчи о Добре и Зле, вывести все события в метафизическую перспективу ада. Для документальной точности он сделал ставку не на актеров, а на непрофессионалов, способных непосредственно передать личные переживания в предложенных трагических обстоятельствах. Например, сожженного заживо старосту деревни сыграл местный деревенский житель Казимир Рабецкий, реально находившийся в той же деревне во время трагедии. Предсмертный монолог его героя был снят без запинок и необходимости переозвучания. Позже сам режиссер назовет это актерским подвигом. Исполнителем роли Флеры был назначен 15–летний ученик из сибирской глубинки Алексей Кравченко, позже ставший знаменитым актером. Обострив зрительское восприятие «сверхреальностью» (термин Климова и Адамовича), режиссер в то же время заполнил ленту таким количеством метафор, образных деталей, которые визуально подчеркивали замкнутое пространство того, где жизнь невозможна: топкое болото, на котором пытаются уцелеть выбежавшие из деревни люди; зыбучий песок, набитый трупами; каратели на мотоциклах из серой мглы – как всадники Апокалипсиса; игривый лемур на плече командира айнзацгруппы, будничным тоном отдающего приказ на уничтожение деревни. Вообще все каратели даны преимущественно на общих и дальних планах с пластикой и поведением инфернальных существ. В течение всей картины не явно, но ощутимо фоном идет напряженный гул, будто сама земля встревожена и напряжена, готовая разверзнуться от творящегося злодеяния. Весь фильм – как напоминание о тех самых печатях, за снятием которых отверзаются бездны страданий. Ведь и название – из библейской притчи об Апокалипсисе: «И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос... говорящий: «Иди и смотри».

Этот фильм – и великая метафора гуманизма, передающая беспрецедентное терпение, непобедимое благородство, ту внутреннюю силу, которая сохраняет человеческое, несмотря ни на что, и которая способна победить неодолимое.

Автор: Людмила САЕНКОВА