Красный костёл и резиденция Президента. Минский витражист рассказал о самых крупных работах

12.10.2020 - 15:35

Новости Беларуси. Наше время давно окрестили эпохой высоких технологий. Тем сильнее среди разнообразных цифровых устройств ценится штучная работа, сообщили в программе «Минск и минчане» на СТВ.

В мастерской известного белорусского витражиста Василия Матусевича, символично расположенной неподалеку от Национального художественного музея, тайны ремесла накрывают буквально с порога.

Василий Матусевич, витражист:
Нас очень хорошо обучили, у нас шикарное образование. Я говорю о белорусских монументалистах. Когда я поступал, был конкурс 35 человек на место. Это было престижно, выбирались самые лучшие. Нас, как карандашики, затачивали. Мы реальные, классные инструменты для выполнения самых престижных и крупных заказов. А приходится делать, как правило, небольшие.

Представьте себе: 8 лет спецшколы, 4 года училища, 6 лет Академии. 18 лет чистого художественного образования. Можно было стать супермастером, даже если не иметь опыта практического, а он уже давно в наличии. Поэтому любые задачи по плечу.  

Художнику есть, где развернуться. Василий Матусевич работает в классических техниках – венецианский витраж, витраж в технике Тиффани и фьюзинг, мозаика и роспись по стеклу.  

Василий Матусевич:
Все наши сложности – это найти заказ. В Минске – музей города, он же музей Савицкого, там на двух этажах четыре пролета моих больших витражей. Давеча делал кафе «Лебяжий», там у меня тоже витраж. Красный костел – я помогал после реставрации делать большую дверь. И резиденцию Президента. 5 лет назад она строилась, нас приглашали, мы ее оформляли.

Музей Савицкого для меня – наиболее симпатичная работа. Это были очень сжатые сроки, большой объем (порядка 40 квадратных метров), он был выполнен в течение двух недель. Причем, от эскиза до полного воплощения. Дело в том, что его должны были принимать, а об изготовлении витража подзабыли. Пришлось очень быстро, в полном накале сил и срока делать. При этом он получился очень нежным, мягоньким.

На втором этаже в этом музее располагается серия живописных работ Михаила Савицкого «Лiчбы на сэрцы». Она посвящена узникам концлагерей, жертвам Великой Отечественной войны. Страшная тема. И рядом эти витражи. То есть, мне надо было очень корректно войти, чтобы, с одной стороны, не спорить с мастером, а с другой – иметь свое лицо. Мне кажется, у меня все получилось.

Его работы находятся в частных коллекциях Японии и Цейлона. Витражист из Беларуси рассказал секреты создания своих работ (читать далее).

Люди в материале: Василий Матусевич
Loading...


Это лучшие здания в мире. Мнение декана архитектурного факультета БНТУ



Новости Беларуси. Гость программы «В людях» Армен Сардаров, доктор архитектуры, профессор, рассказал о самых красивых зданиях в мире.

Вадим Щеглов, ведущий:
Для вас (как для архитектора) какие три здания или сооружения в мире вы бы назвали эталоном, чем-то сверхгениальным?

Армен Сардаров, доктор архитектуры, профессор:
Я все-таки не стал бы так однозначно, ведь восприятие меняется от времени тоже. Я дважды ездил в Барселону. Цель была совершенно простая: увидеть еще раз творение великого Гауди (Саграда Фамилия, парк Гуэль, дом Мила). То есть специально просто я ездил, тоже в книгах моих это есть все, прямо со студенческих лет для меня это было. Конечно, еще очень важен Корбюзье. Но у нашего прекрасного Лангбарда тоже прекрасные работы. Они сделаны и сейчас можно восхититься мастерством архитектора.

Вадим Щеглов:
Театр оперы и балета.

Армен Сардаров:
Есть совершенно безымянная, маленькая деревянная церквушка в какой-то нашей веске дальней. Понимаешь, что это просто великолепно, гениальная вещь. Приходишь – и здесь нужно стать на колени. Вот здесь. Причем когда тебя никто не видит. Ты понимаешь, что это действительно сотворено руками вот этого безвестного мастера. Все, и больше ничего. Я поэтому говорю: «Поезжайте, ребята, поищите, все можно найти». В перестроечный период я коллегами был приглашен в США. Конечно, тоже по Нью-Йорку ходил, видел башни-близнецы, которые, к сожалению, потом трагично, терроризм, такое уничтожение. Это действительно здорово сделано, эти акценты. К сожалению, видите, так получилось.

«Благодарен своему белорусскому паспорту». Известный архитектор рассказал, как ему удалось посетить храм в Турции – подробнее здесь