Красный костёл и резиденция Президента. Минский витражист рассказал о самых крупных работах

12.10.2020 - 15:35

Новости Беларуси. Наше время давно окрестили эпохой высоких технологий. Тем сильнее среди разнообразных цифровых устройств ценится штучная работа, сообщили в программе «Минск и минчане» на СТВ.

В мастерской известного белорусского витражиста Василия Матусевича, символично расположенной неподалеку от Национального художественного музея, тайны ремесла накрывают буквально с порога.

Василий Матусевич, витражист:
Нас очень хорошо обучили, у нас шикарное образование. Я говорю о белорусских монументалистах. Когда я поступал, был конкурс 35 человек на место. Это было престижно, выбирались самые лучшие. Нас, как карандашики, затачивали. Мы реальные, классные инструменты для выполнения самых престижных и крупных заказов. А приходится делать, как правило, небольшие.

Представьте себе: 8 лет спецшколы, 4 года училища, 6 лет Академии. 18 лет чистого художественного образования. Можно было стать супермастером, даже если не иметь опыта практического, а он уже давно в наличии. Поэтому любые задачи по плечу.  

Художнику есть, где развернуться. Василий Матусевич работает в классических техниках – венецианский витраж, витраж в технике Тиффани и фьюзинг, мозаика и роспись по стеклу.  

Василий Матусевич:
Все наши сложности – это найти заказ. В Минске – музей города, он же музей Савицкого, там на двух этажах четыре пролета моих больших витражей. Давеча делал кафе «Лебяжий», там у меня тоже витраж. Красный костел – я помогал после реставрации делать большую дверь. И резиденцию Президента. 5 лет назад она строилась, нас приглашали, мы ее оформляли.

Музей Савицкого для меня – наиболее симпатичная работа. Это были очень сжатые сроки, большой объем (порядка 40 квадратных метров), он был выполнен в течение двух недель. Причем, от эскиза до полного воплощения. Дело в том, что его должны были принимать, а об изготовлении витража подзабыли. Пришлось очень быстро, в полном накале сил и срока делать. При этом он получился очень нежным, мягоньким.

На втором этаже в этом музее располагается серия живописных работ Михаила Савицкого «Лiчбы на сэрцы». Она посвящена узникам концлагерей, жертвам Великой Отечественной войны. Страшная тема. И рядом эти витражи. То есть, мне надо было очень корректно войти, чтобы, с одной стороны, не спорить с мастером, а с другой – иметь свое лицо. Мне кажется, у меня все получилось.

Его работы находятся в частных коллекциях Японии и Цейлона. Витражист из Беларуси рассказал секреты создания своих работ (читать далее).

Люди в материале: Василий Матусевич
Loading...


Музей истории театральной культуры и дом масонов. Какие здания в центре Минска сохранились еще с XIX века



Новости Беларуси. Держим путь из Верхнего города в Музыкальный переулок. Здесь также притаилась звезда классической эпохи – музей истории театральной и музыкальной культуры, сообщили в программе «Минск и минчане» на СТВ. В XIX веке здесь жил Траян Ключинский. Впервые постройка появилась на карте города в 1817 году. Автором проекта был минский архитектор Михаил Чеховский. Оригинальный дом на холме славился своими квартирантами.

Александра Володина, кандидат исторических наук, экскурсовод:
У ім звычайна здаваліся кватэры ў наём, як даходны дом. І адным з гасцей, гаспадароў гэтага дома доўгі перыяд была сям'я Чэслава Манюшкі, родзічаў Ваньковіча і бацькі знакамітага кампазітара Станіслава Манюшкі. Чэслаў Манюшка, як і Валенцій Ваньковіч, быў выдатным мастаком, захаваўся цэлы альбом яго чарнавых накідаў, у тым ліку, які выяўляе панараму Мінска, з боку ракі Свіслач. Цэнтральнае месца у гэтай панараме займае якраз дом.

Именно это место окрестили домом масонов. Но, скорее всего, он был за углом. Сейчас на Интернациональной, 33а находится дом-музей рода Ваньковичей. А были времена, когда пол был из белого мрамора, стены – черными, в нишах располагались псевдоокна, все для того, чтобы прохожие не смогли узнать о посиделках масонской ложи.

Охваченные идеями Великой французской революции, они проповедовали принципы всеобщего равенства и братства, помогали малоимущим и стремились нести просвещение в массы. Но независимые взгляды интеллигентов пришлись не по вкусу в Российской империи. Между тем, шедевр классики дожил и до наших дней. Один из немногих примеров городской шляхетной усадьбы.

Александра Володина:
Сядзіба па праекту мінскага архитэктара Фёдара Крамера ўзнікае на грошы вядомага масона, князя Ануфрыя Друцкага-Любецкага. За ім у гэтым будынку пражываў, уласна кажучы, галоўны масон Мінска Ян Ходзька. Менавіта па яго прапанове, пад яго кіраўніцтвам у 1816 годзе ў Мінску была заснавана масонская ложа, якая атрымала назву «Паўночны факел».

У адной з калекцый была знойдзена толькі чаша, спецыяльная для збору сродкаў, паднос для рытуальнай ежы. Гэты дом, ужо пасля сканчэння гісторыі масонаў, пераходзіць да дзядзькі Валенція Ваньковіча – Эдуарада Ваньковіча, які быў жанаты на Міхаліне Манюшка.

Интересно, что стены усадьбы были покрыты картинами, а фасад изначально был зеленый. Здесь собиралась элита города и устраивались музыкальные салоны.