Музыка, всегда созвучная времени. Вечер памяти выдающего армянского композитора Арно Бабаджаняна прошёл в Минске

07.11.2019 - 15:40

Новости Беларуси. Вечер памяти Арно Бабаджаняна собрал поклонников творчества композитора в Минске, сообщили в программе Новости «24 часа» на СТВ.

Концерт с символичным названием «Верни мне музыку» – масштабный проект белорусских артистов и международного фонда памяти композитора.

Выдающего армянского пианиста, педагога и народного артиста СССР вспоминали золотыми шлягерами. В исполнении Национального академического народного оркестра прозвучали более 20 известных композиций. Популярные советские песни «Королева красоты», «Лучший город земли», «Благодарю тебя» украсили голоса артистов из России – Карена Мовсесяна и Николая Рябухи.

Карен Мовсесян, солист Новосибирского государственного академического театра оперы и балета (Россия):
Это, безусловно, очень важно, очень серьезно, очень трогательно, очень значимо. Значимо для культурной жизни обеих стран, поскольку культурное наследие Бабаджаняна не делимо, оно не градируется по каким-либо национальным критериям либо происхожденческим. Оно общее, оно наше, оно советское.

Николай Рябуха, солист Международного фонда Арно Бабаджаняна (Россия):
Я на самом деле счастлив, потому что если такое количество людей пришло на концерт, это, наверное, самая большая награда и для артиста, и вообще для музыки и творчества великого Арно Бабаджаняна.

Александр Кремко, дирижер, заслуженный артист Беларуси:
Бабаджаняна песни в любое поколение, в любые века всегда звучащие, они созвучны времени, они зажигательные, они заводят, они душевные. Они заставляют и грустить, и радоваться.

Арно Бабаджанян всемирно известен как композитор-песенник. На музыку народного артиста легли слова Роберта Рождественского, Андрея Вознесенского, Евгения Евтушенко. А Муслим Магомаев не раз становился голосом творчества Бабаджаняна.

Почтить память композитора и услышать знакомые с детства мелодии пришли несколько сотен поклонников.

Loading...


«Это очень, как говорится, породистый инструмент». В Минске заиграл орган, который молчал почти столетие



От таких могущественных интонаций в душе наступает истинная гармония. Этот габаритный духовой инструмент совсем недавно поселился в концертном зале «Верхний город». Почти столетие орган не издавал ни звука. Лишь шесть лет назад неравнодушные энтузиасты разыскали его в столичной музыкальной школе №2 и принялись за кропотливую реставрацию.

Татьяна Бембель, координатор проекта:
Когда был построен этот концертный зал в таком стилизованном историческом варианте, фактически повторяющий формат костела, стало ясно, что в нем не хватает вот этого звучащего сердца, именно органа. Мы имели возможность представить этот орган 21 марта – это было очень важно для нас. 21 марта – это день рождения Иоганна Себастьяна Баха – величайшего органиста, композитора, гения.

Виктор Кистень, композитор, органист, заместитель председателя Белорусского союза композиторов:
В Минске это уже пятый инструмент по счету  духовой орган, из концертных органов это второй всего лишь инструмент. Первый находится в большом зале Белгосфилармонии. Здесь, в концертном зале «Верхний город» это удачное сочетание, когда есть и романтический орган средних размеров, и хорошая акустика, и в то же время это концертный зал.

Сначала этот орган появился в Воложинском костеле, соорудил творение искусства варшавский мастер Владислав Каминский. В период между Первой и Второй мировой войной волшебному инструменту изрядно досталось. Реставрировать пришлось при помощи частей из похожего органа.

Татьяна Бембель:
На кафедре есть надпись, четко идентифицирующая, по крайней мере, часть этого органа, это знаменитая фабрика Вацлава Бернадского, которая имела большое отделение в Вильно, в Варшаве тоже это было и во Львове, кстати, тоже. Эта фабрика была поставщиком в XIX веке больших частей органов для костелов и Беларуси, в том числе. Это очень, как говорится, породистый инструмент.

Битва за игру на клавишах истории длилась несколько лет. Истинные ценители музыки боролись за инструмент не покладая рук и не жалея средств. В то, что свершится чудо и орган снова заиграет, верили немногие. Для реставрации приезжал мастер из Москвы. И вот свершилось! Первые робкие звуки он начал издавать в 2017 году, но показать все величие своих возможностей смог лишь в 2020 году.

Виктор Кистень:
Отличие этого органа, он как романтический инструмент XIX века, у него пневматическая трактура. Сигнал о нажатии клавиши к трубе передается с помощью воздуха. Это все система клапанов, все, что здесь открывается и закрывается, оно существует без какого-либо вмешательства технологий XX и XXI века.

Уже сейчас на концертный инструмент XIX века в «Верхнем городе» много планов, а желающих насладиться чувственными музыкальными мотивами будет еще больше. Ведь в фантастическом голосе органа есть что-то от нежного звучания флейты и мягкой, но пронзительной скрипки. Его каждый аккорд будто проникает прямо в сердце и медленно играет на струнах души.