На торговых рядах заключали контракты и договаривались о браке. Что происходило на рынке Минска 200 лет назад

14.10.2020 - 10:00

Новости Беларуси. Губернский Минск XIX века. Время Наполеоновских войн, таинственных масонов и классических шедевров, сообщили в программе «Минск и минчане» на СТВ. Именно этот элегантный стиль, воспетый архитектурой Древней Греции и Рима, начинает диктовать свои условия.

Еще один привет из XIX века – былые торговые ряды.

Александра Володина, кандидат исторических наук, экскурсовод:
Адным з галоўных падзей у жыцці Мінска былі так званыя вясновыя кантракты, калі сюды ў горад, на Цэнтральную плошчу з'язджаліся гандляры з усёй краіны. Але не толькі кантракты, не толькі дзелавыя дамовы. Тут дамаўляліся і пра шлюбы. Але ў XIX стагоддзі ў кантрактаў, якія адбываліся на рынку, з'яўляецца вялікі канкурэнт – гандаль, які быў звязаны са стацыянарнымі крамамі.

Гэта была навінка для горада, для якой якраз у 1810-1817 будуюцца так званыя бернардзінскія крамы, якія зараз знаходзяцца за маёй спіной, або так званыя Віленчукі. Так называлі іх карэнныя мінчане. У кожным такім вакне, пралёце знаходзілася асобная лавачка, куды можна было прыйсці і набыць нейкі тавар.

Каждый день минчане могли купить свежие продукты и заказать костюмчик с иголочки. Однако эталон классики мог кануть в лету. Власти поручили сжечь лавки, но минской шляхте удалось спасти свои продовольственные склады. Сегодня здесь играет живая музыка и размещается ресторан.
Люди в материале: Александра Володина
Loading...


Музей истории театральной культуры и дом масонов. Какие здания в центре Минска сохранились еще с XIX века



Новости Беларуси. Держим путь из Верхнего города в Музыкальный переулок. Здесь также притаилась звезда классической эпохи – музей истории театральной и музыкальной культуры, сообщили в программе «Минск и минчане» на СТВ. В XIX веке здесь жил Траян Ключинский. Впервые постройка появилась на карте города в 1817 году. Автором проекта был минский архитектор Михаил Чеховский. Оригинальный дом на холме славился своими квартирантами.

Александра Володина, кандидат исторических наук, экскурсовод:
У ім звычайна здаваліся кватэры ў наём, як даходны дом. І адным з гасцей, гаспадароў гэтага дома доўгі перыяд была сям'я Чэслава Манюшкі, родзічаў Ваньковіча і бацькі знакамітага кампазітара Станіслава Манюшкі. Чэслаў Манюшка, як і Валенцій Ваньковіч, быў выдатным мастаком, захаваўся цэлы альбом яго чарнавых накідаў, у тым ліку, які выяўляе панараму Мінска, з боку ракі Свіслач. Цэнтральнае месца у гэтай панараме займае якраз дом.

Именно это место окрестили домом масонов. Но, скорее всего, он был за углом. Сейчас на Интернациональной, 33а находится дом-музей рода Ваньковичей. А были времена, когда пол был из белого мрамора, стены – черными, в нишах располагались псевдоокна, все для того, чтобы прохожие не смогли узнать о посиделках масонской ложи.

Охваченные идеями Великой французской революции, они проповедовали принципы всеобщего равенства и братства, помогали малоимущим и стремились нести просвещение в массы. Но независимые взгляды интеллигентов пришлись не по вкусу в Российской империи. Между тем, шедевр классики дожил и до наших дней. Один из немногих примеров городской шляхетной усадьбы.

Александра Володина:
Сядзіба па праекту мінскага архитэктара Фёдара Крамера ўзнікае на грошы вядомага масона, князя Ануфрыя Друцкага-Любецкага. За ім у гэтым будынку пражываў, уласна кажучы, галоўны масон Мінска Ян Ходзька. Менавіта па яго прапанове, пад яго кіраўніцтвам у 1816 годзе ў Мінску была заснавана масонская ложа, якая атрымала назву «Паўночны факел».

У адной з калекцый была знойдзена толькі чаша, спецыяльная для збору сродкаў, паднос для рытуальнай ежы. Гэты дом, ужо пасля сканчэння гісторыі масонаў, пераходзіць да дзядзькі Валенція Ваньковіча – Эдуарада Ваньковіча, які быў жанаты на Міхаліне Манюшка.

Интересно, что стены усадьбы были покрыты картинами, а фасад изначально был зеленый. Здесь собиралась элита города и устраивались музыкальные салоны.