Начальник Минского государственного высшего авиационного училища рассказал о том, зачем заведению статус академии

03.08.2014 - 21:56

Новости Беларуси. О мастерстве высшего пилотажа на неделе говорили на высшем уровне. Александр Лукашенко встретился с министром транспорта и коммуникаций Анатолием Сиваком и первым заместителем главы Администрации Президента Александром Радьковым. В центре внимания - преобразование Минского государственного высшего авиационного колледжа в академию.

О недалеком будущем этого учебного заведения и развитии подготовки авиаспециалистов ведущий программы «Неделя» поговорил с начальником Минского государственного высшего авиационного колледжа Александром Лапцевичем.

Александр Анатольевич, если говорить о летчик, то, как правило, это ассоциируется с мужчинами. Мужская профессия. А женщины у вас в колледже учатся?

Александр Лапцевич, начальник Минского государственного высшего авиационного училища:
Мы осуществляем подготовку также и девушек, которые выбрали себе профессию, связанную с авиацией. Летчиц, пилотов-девушек, мы пока еще не готовим. Мы готовим пока инженерный состав, а также технический состав по ряду специальностей. В частности, особой популярностью у нас пользуются диспетчеры и специалисты по управлению воздушным движением. Вот там большинство девушек у нас обучается.
Что хотелось бы отметить: 8 из 10 грамот, которые я вручаю 1 сентября за отличные успехи, получают наши девушки.

Беларусь сегодня единственная постсоветская страна, где пока нет совей авиационной академии. На сколько я понимаю, осеню этот пробел будет восполнен?

Александр Лапцевич:
Да, совершенно верно. Мы единственная пока страна, которая не имеет академии авиации. Есть они в Азербайджане, есть в Казахстане, в Литве две академии авиации. Но нам удалось сохранить свою учебную базу, развить все те специальности, которые связаны с инженерной подготовкой. Мы имеем сейчас 6 специальностей по высшему образованию, 6 специальностей по техническому уровню образования. Для сравнения можно сказать, что МАТУГА - Минское авиационно-техническое училище гражданской авиации, которое было нашим предшественником, имело всего лишь две специальности технического профиля.

А на сколько это дорогое удовольствие - подготовить авиационного специалиста?

Александр Лапцевич:
Это весьма затратно, но в этом отношении у нас есть перспектива. И мы прорабатываем этот вопрос. Для организации подготовки пилотов - задача поставлена высшим руководством - Правительством и Президентом, чтобы готовить летчиков у себя, - есть авиационно-учебный центр «Даймонд». У него имеется два самолета DA40. И, самое главное, имеется учебный тренажер. Базируются они в Мачулищах. И, соответственно, используя их базу и их личный состав, мы можем осуществлять практическую подготовку, а теоретическую подготовку давать здесь. При соответствующем заказе от заказчика («Белавиа» и другие авиационные организации), которым необходимы пилоты, мы могли бы эту подготовку организовать уже в ближайшее время.

Некоторые считают, что грядет эра беспилотных аппаратов. У меня на памяти недавний случай: в США пропал пенсионер, его искали военные и полиция - не могли найти, а беспилотник какого-то любителя нашел его за три часа. Как вы считаете, на сколько это перспективно направление развития? И, на сколько я понимаю, у вас тоже будет обучать специалистов по этому направлению?

Александр Лапцевич:
Да. Могу сказать, что единственное учебное заведение в Республике Беларусь, а даже может быть и на постсоветском пространстве, которое готовит специалистов по техническому обслуживанию, так называемой техэксплуатации беспилотных летательных аппаратов, создано у нас. Уже три года как у нас создана кафедра по беспилотным летательным аппаратам, где проходят сейчас подготовку в том числе и авиационные специалисты из зарубежных стран. К этому виду подготовки весьма пристальное внимание по той причине, что современная радиоэлектронная база позволили минимизировать те средства, которые размещаются на летательном аппарате, и решать ряд задач без использования пилота. Тем самым удешевляя услуги. Соответственно, имеем мы сейчас и заказы от пограничных войск, и от Министерства внутренних дел на подготовку этих специалистов. И, я думаю, в дальнейшем это направление будет только развиваться.

У вас в колледже делают беспилотники?  

Александр Лапцевич:
У нас есть конструкторско-студенческое бюро «Мир». Сейчас они выставляли свои действующие образцы беспилотных летательных аппаратов на Международной выставке «MILEX». Имеем диплом за высокое качество подготовки к выставке указанной техники. Помимо того, что они готовят беспилотные летательные аппараты, они готовят и малые летательные аппараты, которые управляются пилотом и летчиком. Плюс они готовили макеты для съемок кинофильмов. То есть у нас имеется школа, как я говорю, авиаторов-энтузиастов, которые действительно болеют небом и могут своими руками создавать летательные аппараты.

В Западных фильмах мы часто видим, что кроме собственной лодки, яхты, человек может купить легкомоторный самолет. Как думаете, когда в Беларуси может наступить время, когда можно будет частным образом получить «права» летчика?

Александр Лапцевич:
Я могу сказать, что это время уже наступило. Мы подготовили уже за этот период времени, пока были Высшим колледжем, 94 человека, которые получили удостоверения пилотов-любителей. Это не обязательно какой-то маленький самолет. Это может быть дельтаплан, вертолет индивидуальный. И в перспективе, я думаю, к данному виду подготовки также будет предъявляться определенный интерес. Он уже сейчас есть. Поэтому мы развиваем и это направление. И есть у нас еще какой-то задел.

Как считаете, в перспективе на внутриреспубликанском уровне авиационное сообщение сможет создать конкуренцию железнодорожному, автомобильному транспорту?

Александр Лапцевич:
В принципе, да. Сейчас рассматриваются вопросы о создании так называемых местных авиационных линий между областными центрами. Эта задача, по развитию данного вида услуги, также ставится Департаментом по авиации перед нашими авиаторами. Но и учитывая политику Беларуси, которая многовекторная, как подчеркивал Президент, мы видим, что наши уважаемые представители бывают в различных странах Африки, Южной Америки и так далее. Естественно, лошадкой туда не доедешь - необходимо осуществлять перелет на воздушных судах. Поэтому за авиацией будущее!

У нас была проблема с преподавательско-профессорским составом. Как она будет решаться?

Александр Лапцевич:
Если бы меня спросили, какая самая главная проблема, как руководителя, я бы ответил, да. В первую очередь мы должны подготовить высококвалифицированного специалиста. А для этого необходимо иметь высококвалифицированный преподавательский состав. К сожалению, средний возраст преподавательско-профессорского состава составляет 69,7 лет. Это люди, которые имеют ученые степени и звания кандидатов наук, докторов наук. Сейчас процентная составляющая данной категории преподавательско-профессорского состава около 30% в нашем учебном заведении. Но, к сожалению, Высший колледж, согласно законодательству об образовании в магистратуре, а магистратура у нас наукоориентированная, не имеет права готовить им достойную смену. Мы выпускаем хороших ребят, отличных ребят, но они все уходят в авиационные организации и там продолжают трудиться. А для того, чтобы создать школу для преподавателей, необходимо иметь магистратуру. И вот это первое, что мы будем делать, когда мы изменим статус. Именно для этого. Иначе, я уже неоднократно говорил об этом, в авиации это называется «выйти в точку невозврата», когда летальное судно не может возвратиться на аэродром посадки, не имея достаточно топлива. Если мы не создадим кадровую безопасность с точки зрения преподавательско-профессорского состава, мы потеряем сначала качество, а потом и все остальное. Поэтому я бы назвал это одной из основных причин того, почему мы изменили статус учебного заведения. Чтобы имело учебное заведение перспективу развития. Мы как Высший колледж уже состоялись, а дальше надо развиваться. А чтобы дальше развиваться, необходимо вот это изменение статуса, а не потому что мы хотим называться академией или университетом. Это не важно. Это именно для того, чтобы учебное заведение развивалось дальше.

Люди в материале: Александр Лапцевич
Loading...


Всемирный банк поддержит модернизацию системы высшего образования Беларуси



Новости Беларуси. Всемирный банк поддержит систему высшего образования Беларуси. Принято решение выделить на эти цели более 250 миллионов рублей, сообщили в программе Новости «24 часа» на СТВ.

В рамках проекта будет модернизирована и оснащена современным оборудованием учебно-лабораторная база 18 вузов. В ряде учреждений также будет проведен капитальный ремонт и реконструкция зданий.

Кроме того, отечественные университеты и колледжи получат возможность принять более активное участие в международных программах и инициативах. Проект будет реализован в ближайшие пять лет. В это время примерно для 300 тысяч студентов и преподавателей ежегодно будут создаваться более качественные условия обучения.

Больше новостей экономики за 21 мая здесь.