Оплата услуг ЖКХ: адресную материальную помощь государство начнет оказывать с 1 октября 2016

25.02.2016 - 19:49

Новости Беларуси. Указ Президента о повышении экономической эффективности  включает сразу несколько ключевых направлений. Здесь и  диверсификация экспорта, и импортозамещение, и создание новых производств. Но наиболее близкая для населения тема – это, конечно, социальная поддержка. Ей в документе отдельное внимание.

В частности речь идет о помощи малообеспеченным гражданам. На эти цели дополнительно направят 8 триллионов рублей. Также в каждой области и столице создадут специальные фонды, из которых будет вестись субсидирование жилищно-коммунальных услуг населению, сообщили в программе Новости «24 часа» на СТВ.

Максимальная эффективность при снижении затрат. Это требование касается всех. В 78–ом Указе Президента, который уже назвали антикризисным, соответствующие задачи есть и для системы ЖКХ. Предприятиям, оказывающим коммунальные услуги, следует поумерить аппетиты и снизить расходы. Как это сделать? Определенный план действий уже есть. Только по Минску он позволит сэкономить порядка 120 миллиардов рублей в течение года.

Виталий Смирнов, генеральный директор ГО «Минское городское жилищное хозяйство»:
Есть резервы по оптимизации численности. Мы в городе Минске уже эту работу проводим. Как пример, из 130 ЖЭСов сегодня уже создано 48 участков. По сути дела, сократили в 3 раз. Также ряд мероприятий – по передаче непрофильных активов, по передаче инженерных сетей специализированным организациям.

На положительный результат предстоит работать всем. Каждая конкретная организация, конечно, будет искать свои резервы. Например, на этом могилевском предприятии в первую очередь взялись за рациональную организацию труда. Здесь сантехник и электрик, и плотник. В итоге без дела не сидит никто. Обслуживает организация более полусотни многоквартирных домов, а штат – всего 90 человек. Практикуют здесь и другие, уже отработанные схемы эффективной работы.      

Жанна Сотникова, главный бухгалтер жилищно-коммунального хозяйства: 
Очень хорошая практика – у нас уже больше трех лет видеокамеры. Уменьшились надписи вандального характера, граффити. Это надо все красить, закрашивать – это трудозатраты, это стоимость материалов, стоимость всех работ. То здесь у нас [затраты] уменьшились существенно.

В 2016-ом возмещение коммунальных тарифов населением достигнет 50%. То есть потребители будут оплачивать ровно половину от стоимости услуг ЖКХ. Государство постепенно уходит от перекрестного субсидирования.    

Валерий Полховский, финансовый аналитик:
Оплата коммунальных услуг сначала до 50%, потом плавное приближение до 100% - это, на самом деле, хорошая идея. Потому что надо четкие ориентиры всем экономическим агентам о том, как рационально они должны использовать свои ресурсы.  

Тарифы будут расти, при этом государство поддержит социально незащищенных. Для этой категории граждан Указом предусмотрены жилищные субсидии, проще говоря, материальная помощь. Она будет адресной.  

Максим Ермолович, первый заместитель министра финансов Республики Беларусь:
Предполагается, что адресная социальная помощь будет ориентирована на те категории граждан, у которых суммарные расходы на оплату услуг ЖКХ будут превышать некий порог.

Тем самым порогом для городских жителей пока предполагается цифра в 20% от семейного бюджета. Для сельских – 15%. То есть, если сумма расходов на оплату услуг ЖКХ превысит эту планку, то все, что сверху, оплатит государство. При этом каждого владельца квартиры проинформируют, в каком конкретно размере начислена субсидия.

Средства на финансирование жилищно-коммунальных услуг возьмут из бюджета. В каждой области и в столице предусмотрено создание специальных фондов. Это порядка трех триллионов рублей в целом по стране. А сама система частичной оплаты начнет действовать с 1 октября этого года. 

Loading...


Зачем нужны управляющие компании в сфере ЖКХ? Разбираемся вместе



 Сферу ЖКХ обсуждали во время съёмок программы «В обстановке мира».

Игорь Марзалюк, ведущий СТВ:
Насколько частные компании в этой сфере создают конкурентную среду и насколько они активны, вообще?

Геннадий Калёнов, исполнительный директор Международной ассоциации менеджмента недвижимости в Беларуси:
В Минске никаких проблем с участием частного бизнеса в сфере ЖКХ, вообще, нет, не существует. Потому что вот эти службы заказчика, или можно их так называть – муниципальные управляющие компании, по-европейски, они выполняют только одну функцию – управление. Они объявляют конкурс. Они обязаны найти поставщика услуги, соотношение цена-качество – это всё детально прописано, как это организуется, как выявляют победителя. И от имени собственников дома заключить такие договора. И в конкурсе имеют право участвовать все организации – индивидуальные предприниматели, частные компании, государственные компании, коммунальные предприятия. И они участвуют.

Например, мало кто знает, что текущий ремонт дома, он же проводится, вообще, без всяких собраний и без включения платы в эту знаменитую жировку. Люди об даже этом даже не подозревают. То есть приходит какая-то компания, заходит в подвал, меняет трубы, что-то делает. Они за это ничего не платят. Но это всё финансируется из бюджета города. И конкурс организует как раз такой муниципальный управляющий. И та организация, которая выигрывает это конкурс, выполняет эти работы. Дальше деньги переводятся из казначейства непосредственно ей. Чётко отлаженная схема, и частный бизнес в этом активно участвует.

Другое дело, что, конечно, в райисполкомах, то есть в небольших населённых пунктах это в значительно меньшей степени выражено. В силу определённых причин. Там есть базовая коммунальная организация, которая делает всё – занимается вывозом мусора, водоснабжением, теплоэнергетикой и так далее. И там организовать конкуренцию вот так очень быстро достаточно сложно. Но, имея вот это положение об организации конкурса, которое начало работать недавно, через несколько лет можно прогнозировать, что в этих маленьких городах эта конкуренция, конечно, появится. Если бизнес увидит, что государство всерьёз и надолго установило эти правила, конечно, он пойдёт.

Оксана Гайдук, заместитель председателя Постоянной комиссии по жилищной политике и строительству Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь:
Об уполномоченном лице – здесь идёт, как бы, взаимоотношения собственника жилого помещения и уполномоченного лица. То есть уполномоченное лицо выступает, по сути, в качестве заказчика тех или иных жилищно-коммунальных услуг. Тогда получается у нас ситуация, что собственник претензии по некачественному выполнению какой-либо услуги предъявляет уполномоченному лицу. К сожалению, не все граждане, опять-таки, понимают механизм. Он, в принципе, работал и раньше, но не совсем так масштабно. Сегодня с тем, что с 1 января 2020 года вышла новая редакция Жилищного кодекса, то есть уполномоченное лицо – мы идём уже более масштабными мерками, как говорится.

Игорь Марзалюк:
То есть законодательные инструменты есть?

Оксана Гайдук:
Да. Гражданин не обязан выискивать подрядчика, который выполнил некачественно услугу, а они напрямую обращается к уполномоченному лицу со своей претензией. И уполномоченное лицо обязано в рамках законодательства устранить все проблемы.

Геннадий Акстилович, начальник управления по работе с обращениями граждан и СМИ Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь:
То есть оно выступает защитником прав потребителей в конкретном жилом доме.

Геннадий Калёнов:
Есть очень большие опасения по поводу работы, будем говорить прямо, это фактически управляющая компания, но государственная.

Оксана Гайдук:
Но у жильцов есть выбор. Какой способ управления общим имуществом они выберут.

Геннадий Калёнов:
Они могут изменить этот способ. Местная власть назначила это уполномоченное лицо в лице государственной организации, но собственники в любой момент могут буквально за несколько дней провести собрание, создать товарищество собственников. И всё.

Вот это вот опасение по поводу управляющих компаний – оно, собственно, к нам пришло из Российской Федерации, по большей части, и из других стран братского СНГ. И это, действительно, большая проблема. Потому что если называть вещи своими именами, то управляющих компаний там нет, и никогда не было. Это просто приватизированные ЖЭКи советские, которые заинтересованы, в основном, заработать быстрые деньги. Если так характеризовать их честно.

Я никогда не слышал, чтобы были какие-то жалобы на профессиональные управляющие компании в Швейцарии, Австрии, Германии, Бельгии и Китае, например. То есть там, где в основу положен порядок, жёсткая дисциплина и выполнение всеми участниками заранее оговорённых правил. И возможно, нам этот метод через 5-6 лет достаточно хорошо пригодится для создания конкуренции ещё в последней вот этой вот сфере – это управление совместными домовладениями.