Откуда белорусы будут получать нефть? Подводим итоги переговоров в Сочи

09.02.2020 - 21:48

Новости Беларуси. Еще только анонсируя переговоры в Сочи, Александр Лукашенко назвал их «моментом истины», сообщили в программе «Неделя» на СТВ.

Словосочетание подхватили сначала журналисты, а после и остальные причастные и просто небезразличные. Так часто происходит с фразами от главы государства. Не секрет, что главной темой многочасовых и многораундных переговоров (так уж получилось) стала цена российских нефти и газа, поставляемых в Беларусь. Вообще эта тема в топе уже давно – поспорить с ней в актуальности может разве что разбушевавшийся коронавирус. И наше беспокойство понятно: договориться с Россией о стоимости и объемах, как в прошлые годы, не удается, а нефтянка вносит существенный вклад в доходную часть нашего бюджета. Переговоры с российскими партнерами начались задолго до нового года. Начало февраля – куда уж тянуть, самое время определиться.

Президент Беларуси всегда держит слово. Момент истины, значит, момент истины. При общем позитивном настрое на конструктив, наша делегация ехала в Сочи договариваться, но со своей четко очерченной главой государства задачей.

Алена Сырова проанализировала высказывания Александра Лукашенко с начала года о поставках нефти и ее стоимости.

Александр Лукашенко: «Каждый год, перед Новым годом нам приходится стоять на коленях и вымаливать эти нефтепродукты»

Александр Лукашенко: «Россия хочет, чтобы мы купили у неё нефть по ценам выше мировых. Где такое видано?»

Президент Беларуси: «Надо идти к тому, что 30-40 % мы будем покупать нефти у Российской Федерации»

Майкл Помпео в Минске: Наши производители готовы обеспечить вас необходимой нефтью

Алена Сырова, корреспондент:
Вот она – четко сформулированная и собранная из публичных высказываний белорусского Президента с начала года позиция нашей страны относительно ситуации с поставками черного золота.

Правда, говорить о необходимости диверсификации закупок (порядком измотавшись ежегодными торгами и перестройкой под их результаты всей нашей экономики) на самом высоком уровне стали куда раньше – еще в начале 2019-го. А уже в октябре во время официального визита в Нур-Султан Александр Лукашенко и Касым-Жомарт Токаев согласовали условия поставок казахстанской нефти в Беларусь.

Дмитрий Крутой озвучил итоги договоренностей, достигнутых в Сочи по нефтезаговой сфере

Казахстан самый очевидный и подходящий кандидат на роль альтернативного поставщика нефти. Ее можно везти к нам по железной дороге, но выгоднее все-таки перекачивать по трубопроводу. Плюс мы партнеры по ЕАЭС, а значит, можем претендовать на беспошлинные цены на нефть. Быть этому или нет? Узнаем скоро, решение почти принято.

Игорь Ляшенко: Беларусь заинтересована в беспошлинных поставках нефти из Казахстана

Пока же идет переговорный процесс, частная российская компания поставила нам полмиллиона тонн нефти, еще 450 тысяч планирует в феврале. Кроме того, в конце января в Беларусь приехала первая партия норвежской нефти. Всего же ждем 86 000 тонн черного золота, добытого в Северном море.

Первые 3 500 тонн норвежской нефти доставили танкером в порт Клайпеды, а после по железной дороге – к нам. Министр иностранных дел Литвы, который на неделе был с визитом в Беларуси, заявил о готовности и дальше предоставлять их инфраструктуру для регулярных поставок углеводородов в нашу страну.

Линас Линкявичюс, министр иностранных дел Литвы:
Мы готовы продолжать практику альтернативных поставок нефти, которые уже проходили. Мы можем обсуждать и более постоянный процесс. Мы должны рассмотреть технические решения, возможности поставок газа.

Такая помощь Литвы нам на руку, если все же решим закупать нефть из-за океана. Предложения есть. Госсекретарь США Майкл Помпео во время своего визита в Минск и встречи с Александром Лукашенко выразил готовность поддержать Беларусь, в том числе и черным золотом.

«Некий момент истины наступил». Президент Беларуси раскрыл подробности ближайшей встречи с Владимиром Путиным

Competitive price – выражение, которое использовал Помпео, в словарях (например, Кембриджском) трактуется как «цены на том же уровне или ниже, чем другие». Бизнес-словарь и вовсе расшифровывает как «цена, которая ниже цены конкурентов или более привлекательная по другим параметрам».

Что ж, получается, у наших привычных партнеров появляются конкуренты. Да, по факту цена российской нефти марки Urals, которую мы покупаем, поскольку под ее переработку адаптированы наши НПЗ, все еще ниже, чем у альтернативных поставщиков. Но!

Во-первых, она ощутимо подросла, а во-вторых, в России предусмотрена обязательная премия за каждую тонну. Набегает приличная сумма, а цена на изначально дешевую нефть вырастает выше мировой. Прибавьте к этим издержкам еще и ущерб от российского налогового маневра.

В общем, к тому самому моменту истины, очевидно, мы подошли подготовленными. В Сочи наша делегация в полном составе приехала заранее, в отличие от своих российских коллег.

Часть их делегации, включая главных переговорщиков – главу Минэнерго Новака и замглавы Минэкономразвития Бабича – в Красную Поляну отправилась с двухчасовой задержкой, в Москве бушевала снежная буря. А после лайнер все из-за той же непогоды вынужденно приземлился в Минеральных Водах.

Какие вопросы обсудили президенты Беларуси и России в Сочи за рабочим завтраком?

Действительно, Путин приехал накануне. Потому встреча Александра Лукашенко и его российского коллеги прошла планово.За завтраком с глазу на глаз обсудили повестку. Но предметный разговор о главном, например, о ценах на газ и нефть, компенсациях за апрельские поставки некачественного сырья по трубопроводу «Дружба», проводить без ответственных за энергетический блок с российской стороны нашей команде было бессмысленно.

Потому президенты сделали паузу в отстаивании интересов своих государств и на время объединились для достижения общей спортивной цели.

В Сочи Александр Лукашенко и Владимир Путин сыграли за одну команду в хоккей

После матча капитаны делегаций Беларуси и России, их участники в полном составе собрались снова в Красной Поляне. На семь часов позже запланированного переговоры всё же начались. Позже к журналистам вышел замглавы администрации президента России Дмитрий Козак. Его Владимир Путин назначил ответственным по работе с Беларусью на нефтяном рынке.

Итак, газ Беларусь в течение 2020 года будет покупать по прежней цене –127 долларов за 1 000 кубометров. С нефтью сложнее, но все-таки получили то, за чем ехали. Покупать нефть у российских компаний будем по мировой цене. Нас это устраивает.

Мы не просили особых условий, а только равных – их и получили. Итог переговоров сюрпризом ни для кого не стал, лишь подтвердил все сказанные накануне слова белорусского Президента, последовательность нашего курса. Нужно всегда быть готовыми к любому развитию событий. Коммерческие узы все же крепче любых других.

Loading...


Тищенко о том, что происходит на мировом рынке: «Этим трём нефтяным медведям стало тесно в одной берлоге»



Новости Беларуси. Беларусь прорабатывает вопрос перенаправления поставок нефтепродуктов из портов Литвы в Россию. Сейчас специалисты продумывают экономические условия, выгодные для всех, сообщили в программе Новости «24 часа» на СТВ.

Какие сроки для этого потребуются? Как Литва реагирует на происходящее? И как в целом будет развиваться ситуация на сырьевом рынке?

Об этом и не только в интервью с Александром Тищенко, официальным представителем концерна «Белнефтехим».

Илона Волынец, СТВ:
Довольно актуальный вопрос накануне визита нашего Президента в Москву и вообще в рамках белорусско-российских отношений – переориентация грузовых потоков с литовских на российские порты. Насколько это возможно и по времени, и готова ли нам Россия предоставить какие-то выгодные для нас условия?

Александр Тищенко, официальный представитель концерна «Белнефтехим»:
Да, с учетом сложившихся сегодня обстоятельств принято политическое решение, даже поручение – отработать с российскими партнерами вопросы, которые связаны с переориентацией наших грузопотоков, в данном случае нефтепотоков, на российские порты. На сегодня ведется работа по подготовке встречи, определяются контакты. Все должно быть определено с точки зрения логистики, объемов, тарифов. Конечно же, эти варианты должны приобрести оптимальную форму для того, чтобы это уже иметь в реальных показателях.

Борьба между странами Балтии идет постоянно за наши грузопотоки. И Литва, и Латвия конкурируют в этом вопросе постоянно

Илона Волынец:
А как Литва относится к нашим планам? Нередко звучат заявления: мол, белорусы, придумывайте, что хотите, нам ничего не страшно, вы навредите только себе.

Александр Тищенко:
Пока это скептика больше газетная, я бы сказал, в общем смысле. Потому что, если рассматривать картину в целом, то борьба между странами Балтии идет постоянно за наши грузопотоки, и Литва, и Латвия где-то конкурируют в этом вопросе постоянно. Постоянно будируются вопросы о том, что порты Прибалтики все время находятся в каком-то кризисном состоянии в связи с падением грузопотоков. И, естественно, белорусские потоки были для них интересны и важны. Потому что, во-первых, это прибыль, это бюджет, это рабочие места и, в принципе, жизнь для тех городов, которые обслуживают эти направления, включая железные дороги.

Поэтому говорить о том, что для Прибалтики, Литвы это не важно, будет немножко некорректно и даже неправда. Поэтому даже то, что российская сторона заинтересована в перенаправлении этих потоков уже не один год, говорит о том, что эта работа интересна и важна с точки зрения бизнеса, с точки зрения экономики, с точки зрения создания рабочих мест, бюджетов – это действительно существует.

Есть жидкие попытки что-то продемонстрировать, что им все равно, но, тем не менее, мы же тоже смотрим и наблюдаем эти вещи, мы анализируем, и для Литвы это был очень существенный фактор. И не зря это соседское взаимодействие, экономическое всегда ценилось. И сегодня сделать вид, что для них это не так важно – это будет неправильно.

Илона Волынец:
А если в целом говорить про белорусскую экономику и привязанность к Прибалтийским странам?

«Белорусская сторона всегда старалась наладить экономику, экономику сопредельную в первую очередь»

Александр Тищенко:
Любая страна, которая имеет хорошие экономические отношения со своими соседями, всегда выигрывает. Поэтому белорусская сторона всегда старалась наладить экономику, экономику сопредельную в первую очередь. И я скажу, что очень большие объемы всегда проходили именно на Балтику, именно в Польшу, именно в Украину, именно в Россию.

Илона Волынец:
Последние годы в Беларуси велась работа по диверсификации поставок нефти. Как вы думаете, эта работа будет продолжена или все-таки приостановлена?

Александр Тищенко:
Я вам скажу так, что диверсификация – это не просто вопреки чему-то или кому-то. Диверсификация – это спектр, или сектор возможностей. И чем больше этот сектор, тем выгоднее для экономики страны. Любая диверсификация, любая альтернатива имеет какую-то филологическую, я бы сказал, политическую подоплеку. Тем не менее это всегда вариант запасной, как запасной парашют: если одно направление сработало – сработает другое. И чем больше этих факторов, чем больше этих возможностей, тем интереснее и тем более экономически выгоднее строить политику.

«Топливо, поставки, логистика – все можно разрушить. Это, по сути дела, харакири экономическое»

Илона Волынец:
Что касается призывов к общенациональной забастовке, остановке работы всех предприятий?

Александр Тищенко:
Допустим, если остановить нефтехимические, нефтеперерабатывающие заводы, то как это отразится на всей экономике? То есть топливо, поставки, логистика – все можно разрушить. Это, по сути дела, харакири экономическое. И никто на это не пойдет. Плюс ко всему, все-таки трудовые коллективы в своем костяке понимают, что это все-таки работа. И эти предприятия понимают, что это предприятия непрерывного цикла: остановить эти предприятия не просто дорого – это катастрофично.

Илона Волынец:
В глобальном смысле, учитывая последствия пандемии, политическую конъюнктуру, как вы оцените перспективы на сырьевых рынках?

«Сегодня рынок можно остановить, поднять, опустить даже с помощью тех же самых заявлений в Twitter»

Александр Тищенко:
Сегодня все эти факторы очень сильно ударили по рынку нефти, нефтепродуктов. С одной стороны, кажется, что нефть подешевела и все должно пойти, но, опять же, упала ситуация и с нефтепродуктами, то есть как принцип домино.

Восстановить спрос сегодня очень тяжело.

Даже китайская экономика и то как бы поднимется, то притухнет. Очень много факторов играют на рынке вот эти настроения: сегодня рынок можно остановить, поднять, опустить даже с помощью тех же самых заявлений в Twitter. И это очень используется. Я скажу, что последнее время появилось очень много игроков на этом рынке. Самые, конечно, крупные – это Россия, Саудовская Аравия и США – и этим трем нефтяным медведям стало тесно в одной берлоге. Поэтому вот эта борьба за рынки будет идти. И каждый игрок рассчитывает, что он этот период переживет, и готовится к тому, чтобы сделать рывок для того, чтобы захватить рынок.

«Создался пузырь избытка энергоресурсов, но сбыта этому нет, никто не готов столько потреблять»

И пока рынок не увидит стабильности и каких-то признаков возрождения экономики мировой, то здесь гадать очень сложно. Проблема пока даже не в цене – проблема именно в потреблении. То есть создался пузырь избытка энергоресурсов, но сбыта этому нет, никто не готов столько потреблять. Я так думаю, что пока не создадут какой-то дефицит, движение цен не пойдет никуда.