Первая Павлинка Купаловского театра получила роль 19-летней барышни, когда ей было уже 40, а играть в спектакле продолжала до 60!

29.05.2013 - 15:49

Новости Минска. 100 лет яркой жизни и 70 из них - на бесконечных аншлагах. Менялись эпохи и поколения артистов. А «Павлинка» все такая же красивая и интеллигентная, смелая и готовая бороться за будущее. Она не постареет никогда, ведь именно в этой молодой девушке Янка Купала воссоздал свою мечту о совершенной культурной нации…

Летом 1912 года Янка Купала написал пьесу-комедию с незатейливым сюжетом. Вдохновила  песняра девушка-шляхтянка Ядя Овлочимская, которая жила по соседству с ним в местечке Акопы под Логойском. Именно она стала прототипом главной героини - стройная, красивая, с гребешком в волосах.

Дебют спектакля «Павлинка» состоялся в январе 1913 года в Вильно. Сценой тогда стал местный рабочий клуб, а постановщиками  - любительский музыкально-драматический кружок. Династию Павлинок начала некая Софья Маркевич, в газетных заметках того времени - госпожа Марковичанка. В тот вечер премьеры публика подарила драматургу золотые часы в знак благодарности. Уже через месяц пьесу встретит Санкт-Петербург. А главную роль сыграет муза поэта - Павлина Викентьевна Меделка (Мядёлка).

Алла Долгая, актриса Национального академического театра имени Янки Купалы:
Я была с ней знакома недолго, потому что ей уже было очень много лет. Милая очень. Она приходила на спектакль, она говорила приятные вещи какие-то, она всегда сидела в первом ряду, смотрела. Она мне говорила так: «Говорят, что Купала обо мне написал пьесу. Это неправда, деточка», - она мне так говорила.

На территории современной Беларуси «Павлинку» увидели в августе 1913 года. Усилиями режиссера Флориана Ждановича пьесу поставили в Радошковичах в здании депо пожарной команды. Главную роль сыграла тогда неизвестная актриса Александра Липницкая.

14 сентября 1920 года сбылась мечта режиссера Флориана Ждановича. На основе его  труппы товарищества белорусской драмы и комедии в Минске вырос первый белорусский государственный театр - Купаловским он станет только после войны. Уже на четвертый день в премьерных афишах БДТ-1 анонсировалась «Павлинка».

Новое звучание «Павлинка» получает во время Второй мировой войны. Театр тогда находился в эвакуации в Томске. В 1942 году труппа узнала о смерти легендарного поэта. Решено было поставить народную песнь - Купаловскую «Павлинку». В этом Томском ТЮЗе в 1943 году состоялось рождение пьесы режиссера Льва Литвинова. Постановка  стала настоящим шедевром,  до сих пор спектакли идут на сцене Купаловского именно по ее канонам.

После освобождения Минска в 44-ом в отремонтированном театре минчане увидели родную «Павлинку». В экспозиции Музея истории театральной и музыкальной культуры сохранился уникальный макет художника Бориса Малкина 1943 года. Такое убранство сцены соблюдают и по сей день. Эти оригинальные эскизы костюмов - также Бориса Малкина, они дошли в музей еще с военной эвакуации.

Зоя Белохвостик, заслуженная артистка Республики Беларусь, актриса Национального академического театра имени Янки Купалы:
То, как воспринимал зритель «Павлинку», это было что-то такое, как вызов, потому что смеялись и плакали, когда видели свой любимый театр, своих любимых актеров.

Первый актерский состав спектакля называют золотым в истории «Павлинки. Их придумки вызывали восторг. Для молодых актеров - это эталон. Частично увидеть звездную команду можно в экранизации Александра Зархи 1952 года. Криницкого играет Дедюшко, Альжбету - Ржецкая, Пустаревича - Глебов, Агату - Полло, Быковского - Платонов. Именно с этими именами связаны целые школы актерского искусства…

Этот прекрасный костюм и аксессуары принадлежали первой Павлинке Купаловского театра Раисе Кошельниковой. Она получила заветную роль 19-летней барышни, когда ей было уже 40,  и с энтузиазмом играла на сцене до 60! Раиса Кошельникова была первой Павлинкой, которая запела, причем эти вокальные партии актуальны и в современном спектакле. Купаловцы запомнили эту Павлинку волевой, эмоциональной и музыкальной. Раиса Кошельникова продолжала играть до 1965 года, а затем передала  эстафету утонченной и лиричной Алле Долгой, которая 17 лет отдала спектаклю, и потом также выходила уже в роли мамы Павлинки.

Алла Долгая, актриса Национального академического театра имени Янки Купалы:
Я очень любила песню «Знаць ды пазнаць», это когда ты можешь выплеснуть свою боль, боль непонимания. Эта тема вечна - непонимание отцов и детей.

Около 20 Павлинок записаны в летописи Купаловского театра. И у каждого поколения она своя. Получить главную роль мечтали многие, однако был и свой кастинг - актрисам нужно было брать ноту соль второй октавы - иначе не формат!

Зое Белохвостик играть в «Павлинке» было предначертано. Еще когда ей было 5 лет, девочка попала в спектакль. В роли Пустаревича тогда  был ее дедушка - Глебов, однако яркие сценки для маленькой Зои закончились задолго до антракта.

Зоя Белохвостик, заслуженная артистка Республики Беларусь, актриса Национального академического театра имени Янки Купалы:
Мне не дали досмотреть этот спектакль, потому что я стала кричать - не бейте моего дедушку, когда его била тетя, меня вывели из зала, и на этом мой просмотр закончился.

С 1982 по 2000 год Зоя Белохвостик была Павлинкой №1 на купаловской сцене. Актриса признается, что ее Павлинка на протяжении 18 лет взрослела и менялась вместе с ней. Немало было и веселых кадров!

Зоя Белохвостик, заслуженная артистка Республики Беларусь, актриса Национального академического театра имени Янки Купалы:
Однажды в Томске был случай. К концу второго акта перед финалом я понимаю, что моя коса сползает, и сейчас оторвется, и ляжет на пол, и будет лежать, а я буду ходить. Очень было страшно. Я придерживала платком косу и так вот до финала и проходила.

Новый Купаловский театр после реконструкции открыл свой сезон знаковой «Павлинкой». Режиссер Николай Пинигин максимально постарался сохранить постановку Льва Литвинова  1943 года. В комедии освежили не только костюмы, декорации, но и актерский состав. Новыми «Павлинками» стали молодые актрисы  Екатерина Олейник и Марта Голубева.

Марта Голубева, актриса Национального академического театра Янки Купалы:
Это было невыразимо волнительно, это было очень ответственно, сразу вот войти, как это говорится, с места в карьер, в такую роль, в такую пьесу.

О секрете долголетия «Павлинки» задумывались многие. Это тот случай, когда все гениальное просто, а классика бессмертна. Народный юмор, мудрость, наивность - в эту пьесу невозможно не влюбиться, сообщили в программе «Минск и минчане» на СТВ.

Алла Долгая, актриса Национального академического театра имени Янки Купалы:
Купала написал такой образ, о котором мечтает каждый парень, потому что чистота этой души, вот это желание любить и быть любимой, по-моему, это вечно.

Loading...


Сотый сезон Купаловского театра открыли легендарной «Павлинкой». Показываем, как это было



Новости Беларуси. Всенародно любимая и легендарная «Павлинка» по традиции открывает сотый юбилейный сезон в Купаловском, сообщили в программе Новости «24 часа» на СТВ.

В этом театральном году старейший белорусский театр анонсирует ряд громких премьер и работу в новом формате. Так, на сцену вернутся купаловские «Тутэйшыя», среди громких премьер – пластический спектакль «Марк Шагал» и постановка по Яну Барщевскому «Шляхцич Завальня». Какие еще сюрпризы, и не только репертуарные, ждут театралов в новом сезоне?

Расскажет корреспондент Яна Шипко.

Яна Шипко, корреспондент:
Давайте воспользуемся антрактом и спросим у зрителей – что же больше 70 лет привлекает в «Павлинке»?

Я в первый раз. Не знаю, с чем сравнивать, что сказать. Пока нравится. Честно, я уже не помню, о чем пьеса – в школе читал.

Нам очень нравится. Я уже в третий раз на этом спектакле, это моя самая любимая пьеса Янки Купалы. Очень хорошая постановка. Правда, актеры изменились, но не хуже.

Павел Латушко, генеральный директор Национального академического театра им. Янки Купалы:
Народная эмацыянальнасць. Той гумар, тыя усмешкі, якія нясуць с сабой акцеры Купалаўскага тэатра і якія атрымліваюць нашы гледачы, як раз падкрэсліваюць: не важны ўзрост Паўлінкі, не важна, што нам спаўняецца 100 гадоу. За намі вялікая гісторыя, але за намі вельмі цудоўная сучаснасць і яшчэ лепшая будучыня.

К юбилейному сезону старейший театр Беларуси подошел в новом формате. Во-первых, расширились рамки: Купаловский будет показывать свои постановки не только на главной и камерной сценах, скоро начнет работать и малая сцена. Также будут задействованы подмостки Дома офицеров. Туры со спектаклями пройдут по всей стране и за ее пределами. Главная цель – чтобы как можно больше приверженцев театра могли получить удовольствие от спектаклей.

На сцену вернутся «Тутэйшыя» в новой редакции. Покажут спектакль «Шляхцич Завальня», пластическую постановку «Марк Шагал», а так же «Короля Лир».

Подробности в видеоматериале.