Первая Павлинка Купаловского театра получила роль 19-летней барышни, когда ей было уже 40, а играть в спектакле продолжала до 60!

29.05.2013 - 15:49

Новости Минска. 100 лет яркой жизни и 70 из них - на бесконечных аншлагах. Менялись эпохи и поколения артистов. А «Павлинка» все такая же красивая и интеллигентная, смелая и готовая бороться за будущее. Она не постареет никогда, ведь именно в этой молодой девушке Янка Купала воссоздал свою мечту о совершенной культурной нации…

Летом 1912 года Янка Купала написал пьесу-комедию с незатейливым сюжетом. Вдохновила  песняра девушка-шляхтянка Ядя Овлочимская, которая жила по соседству с ним в местечке Акопы под Логойском. Именно она стала прототипом главной героини - стройная, красивая, с гребешком в волосах.

Дебют спектакля «Павлинка» состоялся в январе 1913 года в Вильно. Сценой тогда стал местный рабочий клуб, а постановщиками  - любительский музыкально-драматический кружок. Династию Павлинок начала некая Софья Маркевич, в газетных заметках того времени - госпожа Марковичанка. В тот вечер премьеры публика подарила драматургу золотые часы в знак благодарности. Уже через месяц пьесу встретит Санкт-Петербург. А главную роль сыграет муза поэта - Павлина Викентьевна Меделка (Мядёлка).

Алла Долгая, актриса Национального академического театра имени Янки Купалы:
Я была с ней знакома недолго, потому что ей уже было очень много лет. Милая очень. Она приходила на спектакль, она говорила приятные вещи какие-то, она всегда сидела в первом ряду, смотрела. Она мне говорила так: «Говорят, что Купала обо мне написал пьесу. Это неправда, деточка», - она мне так говорила.

На территории современной Беларуси «Павлинку» увидели в августе 1913 года. Усилиями режиссера Флориана Ждановича пьесу поставили в Радошковичах в здании депо пожарной команды. Главную роль сыграла тогда неизвестная актриса Александра Липницкая.

14 сентября 1920 года сбылась мечта режиссера Флориана Ждановича. На основе его  труппы товарищества белорусской драмы и комедии в Минске вырос первый белорусский государственный театр - Купаловским он станет только после войны. Уже на четвертый день в премьерных афишах БДТ-1 анонсировалась «Павлинка».

Новое звучание «Павлинка» получает во время Второй мировой войны. Театр тогда находился в эвакуации в Томске. В 1942 году труппа узнала о смерти легендарного поэта. Решено было поставить народную песнь - Купаловскую «Павлинку». В этом Томском ТЮЗе в 1943 году состоялось рождение пьесы режиссера Льва Литвинова. Постановка  стала настоящим шедевром,  до сих пор спектакли идут на сцене Купаловского именно по ее канонам.

После освобождения Минска в 44-ом в отремонтированном театре минчане увидели родную «Павлинку». В экспозиции Музея истории театральной и музыкальной культуры сохранился уникальный макет художника Бориса Малкина 1943 года. Такое убранство сцены соблюдают и по сей день. Эти оригинальные эскизы костюмов - также Бориса Малкина, они дошли в музей еще с военной эвакуации.

Зоя Белохвостик, заслуженная артистка Республики Беларусь, актриса Национального академического театра имени Янки Купалы:
То, как воспринимал зритель «Павлинку», это было что-то такое, как вызов, потому что смеялись и плакали, когда видели свой любимый театр, своих любимых актеров.

Первый актерский состав спектакля называют золотым в истории «Павлинки. Их придумки вызывали восторг. Для молодых актеров - это эталон. Частично увидеть звездную команду можно в экранизации Александра Зархи 1952 года. Криницкого играет Дедюшко, Альжбету - Ржецкая, Пустаревича - Глебов, Агату - Полло, Быковского - Платонов. Именно с этими именами связаны целые школы актерского искусства…

Этот прекрасный костюм и аксессуары принадлежали первой Павлинке Купаловского театра Раисе Кошельниковой. Она получила заветную роль 19-летней барышни, когда ей было уже 40,  и с энтузиазмом играла на сцене до 60! Раиса Кошельникова была первой Павлинкой, которая запела, причем эти вокальные партии актуальны и в современном спектакле. Купаловцы запомнили эту Павлинку волевой, эмоциональной и музыкальной. Раиса Кошельникова продолжала играть до 1965 года, а затем передала  эстафету утонченной и лиричной Алле Долгой, которая 17 лет отдала спектаклю, и потом также выходила уже в роли мамы Павлинки.

Алла Долгая, актриса Национального академического театра имени Янки Купалы:
Я очень любила песню «Знаць ды пазнаць», это когда ты можешь выплеснуть свою боль, боль непонимания. Эта тема вечна - непонимание отцов и детей.

Около 20 Павлинок записаны в летописи Купаловского театра. И у каждого поколения она своя. Получить главную роль мечтали многие, однако был и свой кастинг - актрисам нужно было брать ноту соль второй октавы - иначе не формат!

Зое Белохвостик играть в «Павлинке» было предначертано. Еще когда ей было 5 лет, девочка попала в спектакль. В роли Пустаревича тогда  был ее дедушка - Глебов, однако яркие сценки для маленькой Зои закончились задолго до антракта.

Зоя Белохвостик, заслуженная артистка Республики Беларусь, актриса Национального академического театра имени Янки Купалы:
Мне не дали досмотреть этот спектакль, потому что я стала кричать - не бейте моего дедушку, когда его била тетя, меня вывели из зала, и на этом мой просмотр закончился.

С 1982 по 2000 год Зоя Белохвостик была Павлинкой №1 на купаловской сцене. Актриса признается, что ее Павлинка на протяжении 18 лет взрослела и менялась вместе с ней. Немало было и веселых кадров!

Зоя Белохвостик, заслуженная артистка Республики Беларусь, актриса Национального академического театра имени Янки Купалы:
Однажды в Томске был случай. К концу второго акта перед финалом я понимаю, что моя коса сползает, и сейчас оторвется, и ляжет на пол, и будет лежать, а я буду ходить. Очень было страшно. Я придерживала платком косу и так вот до финала и проходила.

Новый Купаловский театр после реконструкции открыл свой сезон знаковой «Павлинкой». Режиссер Николай Пинигин максимально постарался сохранить постановку Льва Литвинова  1943 года. В комедии освежили не только костюмы, декорации, но и актерский состав. Новыми «Павлинками» стали молодые актрисы  Екатерина Олейник и Марта Голубева.

Марта Голубева, актриса Национального академического театра Янки Купалы:
Это было невыразимо волнительно, это было очень ответственно, сразу вот войти, как это говорится, с места в карьер, в такую роль, в такую пьесу.

О секрете долголетия «Павлинки» задумывались многие. Это тот случай, когда все гениальное просто, а классика бессмертна. Народный юмор, мудрость, наивность - в эту пьесу невозможно не влюбиться, сообщили в программе «Минск и минчане» на СТВ.

Алла Долгая, актриса Национального академического театра имени Янки Купалы:
Купала написал такой образ, о котором мечтает каждый парень, потому что чистота этой души, вот это желание любить и быть любимой, по-моему, это вечно.

Loading...


«Театр не даёт «заплесневеть», наоборот, он тебя всё время двигает». Юлия Шпилевская о Купаловском и о съёмках клипа группы «Ленинград»



Юлия Шпилевская вот уже 17 лет произносит в этой студии: «Доброе утро!». Очаровательная, умная утонченная и изящная.

Гость программы «Новое утро» на РТР-Беларусь  заслуженная артистка Республики Беларусь Юлия Шпилевская.

Буквально на днях тебе было присвоено звание заслуженной артистки Республики Беларусь. Это было ожидаемо или, все-таки, сюрпризом?

Юлия Шпилевская, заслуженная артистка Республики Беларусь:
Я думаю, что это ожидаемо для любого артиста, который поступает в Академию искусств. Нет, конечно же, я шучу. Такие вещи, наверное, никогда не ожидают, может быть, втайне надеются, но ожидать очень сложно, потому что любая награда это очень субъективная вещь. В первую очередь, это заслуга не столько моя, сколько моего руководства, которое посчитало нужным выдвинуть меня, мою кандидатуру именно на эту награду.

А ведь этого могло и не случиться: ведь ты из семьи математиков. Сначала ты должна была стать психологом со знанием иностранных языков, а потом – ушла в Академию искусств.

Юлия Шпилевская:
Я думаю, что каждый из нас изначально мог бы стать кем-то другим и, в принципе, даже сейчас можно круто изменить свою жизнь. Что касается моих родителей-математиков, им я могу, в первую очередь, сказать банальное «спасибо» за то, что мои родные люди не стали мне мешать, когда я решила, все-таки, круто поменять свой путь, потому что они считали, что профессия должна быть земная. Спасибо вам, мои мамочка и папочка!

Столько лет ты служишь в театре, ни разу не появилось желания уйти?

Юлия Шпилевская:
Чем хорош театр – тем, что ты можешь быть постоянно востребован, а завтра у тебя может быть творческая пауза. Есть такие типажи, которые подойдут в любой спектакль, а мой типаж, наверное, не ко всякому материалу подойдет. Поэтому, допустим, вчера я была Павлинкой, а потом раз и в какой-то период попадаешь в такую паузу, когда ты можешь заняться чем-то другим. Театр не дает в этом плане «заплесневеть», наоборот, тебя все время двигает, что нужно искать еще что-то. Поэтому есть прекрасное телевидение мой второй дом и радио, которое было в моей жизни.

И у тебя есть фитнес на уровне тренера.

Юлия Шпилевская:
Спасибо, но для тренера еще плыть и плыть, потому что я считаю, если заниматься, то заниматься хорошо. Есть такое направление пилатес, которое очень меня интересует и оно подойдет всем без исключения. Я начала его изучать для себя, а со временем поняла, что, наверное, я могла бы как-то в профессиональном плане совершенствоваться. Но это еще пока далекие мечты, это нужно время, силы и дать себе право заниматься этим с людьми.

Как близкие отнеслись к твоей награде?

Юлия Шпилевская:
Надо отдать должное моему супругу, у которого, в принципе, не было выбора. Наша свадьба была в осознанном возрасте, нам было по 30 лет, поэтому он знал, кого брал. Очень терпеливо переносит мое отсутствие, потому что это вечерние спектакли, это утренние эфиры на телевидении и застать меня дома иногда можно только, если очень рано встать или поздно ложиться. Хорошо, что в наше время есть онлайн-история, когда можно общаться со своими родными хотя бы там.

Каким был твой первый спектакль?

Юлия Шпилевская:
Это была «Павлинка». Меня Купаловский театр взял именно на эту роль. Начать с «Павлинки» это очень страшно. Это сейчас так легко говорить, тогда у меня происходил хаос в голове, потому что я еще была на 4 курсе, совсем свежая и «сырая», и вдруг на такую роль в классическом произведении. Это было как в тумане, я вспоминаю то время и понимаю, что именно с него началось судьбоносное шествие по моему творчеству. Ты уже попадаешь в историю в каком-то смысле.

Есть один человек Фома Сильвестрович Воронецкий. Когда я училась в школе, он был преподавателем в театральном классе. Он как-то в метро меня повстречал и сказал: «Юля, Наталья Гайда набирает курс, давай, ты же хотела в музыкальный театр». И вот с того момента он был моим, наверное, ангелом-хранителем, он мне очень помог, он как-то аккумулировал мои силы, в меня вселил какую-то уверенность и вот этот случайный-неслучайный человек, который дал старт.

У тебя много разнообразных ролей. Особенно стоит выделить твою роль в клипе «Баба-бомба» группы «Ленинград». Как тебе удалось туда попасть?

Юлия Шпилевская:
Совершенно случайно, как и многие судьбоносные моменты в моей жизни. Мне просто позвонили в 11 вечера, я ехала то ли со спектакля, то ли еще откуда-то, и сказали, что ищут актрису, вроде бы, уже выбрали, но еще хотят кого-то посмотреть. Я приехала буквально вечером после спектакля, прочла им какой-то текст-монолог и в этот же вечер меня утвердили.

Мне не пришлось ничего делать феноменального. Единственное, что я уточнила есть ли там ненормативная лексика, поскольку все же я – актриса Национального академического театра, я – лицо государственного телеканала, и все же надо держать какую-то марку. Так сошлось, что эта песня единственная, где нет этой ненормативной лексики и мне кажется, что очень достойная режиссерская работа.

Часто ли в твоей жизни происходят такие неожиданные моменты?

Юлия Шпилевская:
Я вас расстрою, наверное, нечасто, потому что я очень серьезный человек в жизни. Я, наверное, из тех, кто «7 раз отмерь и один отрежь».

У тебя сегодня день рождения. Мы поздравляем тебя! По этому случаю у нас есть для тебя видеопоздравление от твоих коллег.

Юлия Шпилевская:
Если честно, я не знаю, что нужно говорить после такого. Нелегко сейчас справиться с эмоциями, потому что я люблю быть в центре внимания только на сцене, когда я работаю, когда я в деле. Все, кто нашел для меня такие слова, да, вы попали в самое сердце и, конечно, это будет один из самых дорогих моментов в моей жизни, наверное, вот именно сейчас. И вам спасибо большое за то, что вы разделяете со мной мой день рождения и такое событие!