Почему производство не дает рентабельность, а потребитель выбирает заморское? Расследование СТВ о состоянии льноводства в Беларуси

26.08.2018 - 20:01

Новости Беларуси. Для начала факт: рентабельность производства льна может доходить до 70 %,  сообщили в программе «Неделя» на СТВ. Как метко отметил в свое время Президент, такую рентабельность дает нефть. И то только в лучшие времена. Плюс лен – это культура, которую испокон веков выращивали в нашей стране. То есть традиция, а традиции у нас чтят.

Благодаря государственной поддержке работает предприятие «Устье» Национальной академии наук Беларуси, где не только выращивают лен и заготавливают семена, но и апробируют лучшие практики и передовые технологии по возделыванию культуры. Модернизирован Оршанский льнокомбинат: в планах на ближайшее будущее организация собственного швейного производства, ведь готовое изделие – это максимум добавленной стоимости.

Но, несмотря на подвижки, вопросов по льноводству пока больше, чем ответов. А ведь глава государства давал четкие поручения, начиная с возделывания культуры и заканчивая производством тканей и пошивом одежды. И неоднократно подчеркивал, что спрос за выполнение поручений по развитию льноводства будет.

Мирват с Беларусью соединена, как нити в льняном полотне. Палестинская женщина настолько полюбила нашу кухню, что даже кулинарную книгу издала, по вкусу пришелся и наш аутентичный материал.

Мирват Абу Шакер, директор Центра арабской культуры в Беларуси:
Мне всё так нравится. Может быть про лен надо больше рассказывать и показывать его больше надо.

Рассказать и показать обо льне лучше всех могут в агрородке Устье в Институте льна. Отсюда полноводной рекой по всей Беларуси растекаются новые технологии возделывания этой культуры.

Иван Голуб, директор Института льна НАН Беларуси:
Мы это можем делать. Зачем губить? Мы можем его только развить.

Голуб – самая известная фамилия в льноводстве Беларуси. Как шутит сам профессор, в это дело жизни он ушел с головой аж до волос в цвет льняного полотна. А в его руках – ключи от урожайных льняных полей.

Иван Голуб:
Всё, что есть передовое в мире, собрано в нашей коллекции.

Здесь банк семян льна со всех стран, где растет эта культура: от Скандинавии до Африки. Из них выводят отечественные.

По поручению Президента в каждой области создают по одному селекционному центру. Главный – государственного значения – на базе Института льна. Год назад Александр Лукашенко уже оценил эти поля.

Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь:
Если бы я тогда не завернул голову как утке кое-кому, сегодня бы льна не было в стране. Поэтому я знаю, чего мне стоил этот лен. И вы мне сегодня рассказываете: не надо давить, не надо травить. Вот сядьте с учеными и за зиму определите. Я тебе про лен больше говорить не буду. Вот такой лен должен быть везде.

Это одна из самых древних и капризных земледельческих культур. Мелочей нет. Только семипольный севооборот. 39 земледельческих и 70 технологических операций. Малейшее нарушение – урожай падает, ошибка – гибнет.

Иван Голуб:
Льнозаводы не имеют своей земли. Как результат, сеют там, где землю дают. А они ее даже не знают. А какой хозяин отдаст хорошую землю?

Первое: поля – не лучшие. Второе – не хватает сил на уборку даже выращенного урожая.

Анатолий Босенков, директор Дубровенского льнозавода:
Должен быть и запас техники уборочной, и запас людей. Если раньше возникал вопрос, что запрессовать лен надо было за 10 дней, то у французов таких благоприятных дней выходит 4 или 5.

Французы первые – от посева на поле до посадки на фигуре льна. Но наши специалисты смогли обойти месье льняной моды.

Иван Голуб:
Они приезжают, 10 гектар сеют. И мы 10 гектар. Мы их в первый же год положили на лопатки.

Но всю отрасль поднять – не поле, пусть и рекордное, перейти. Вернуть лен на круги своя – государственная задача.

В 1970-х годах в Беларуси выращивали более 250 тысяч гектаров льна, сейчас – в несколько раз меньше. Тогда льном занимались 1250 хозяйств. Сейчас еле набралось 40, и то на их счету только 10 % от всего объёма. Остальной вал дают 25 льнозаводов. Лучших результатов добились льноводы Дубровно. Но и здесь рентабельность лишь 17 %.

Анатолий Босенков:
Мы пошли по неправильному пути, создавая эти поля огромные. Ведь потом эти плантации убрать очень сложно. Рентабельность свеклы в 10 раз выше рентабельности льноводства.

Локомотив – это Оршанский льнокомбинат. Ему и тянуть за собой всю отрасль. Семена льняной модернизации принесли свои плоды. Наши ткани открыли себе свой шелковый путь – добрались до Китая. Но основной рынок – Россия.

Простыни, скатерти и куклы на полках не пылятся, но по-взрослому – это взобраться на полки европейских бутиков уже одежде из Беларуси. Сейчас экспортный гардероб Оршанского комбината – это пару процентов от общего объема продукции. А ведь хотят достигнуть половину.

Но это, как говорят, совсем другое пальто. Новый виток. Необходимы своя модельная школа и новое швейное производство. На комбинате уверены: за лет пять справятся, главное, чтобы производители не тянули с увеличением объемов подходящего длинного волокна.

Николай Хацкевич, управление контроля за работой АПК и природоохранного комплекса КГК Витебской области:
В целом, то поручение, которое давал глава государства, к сожалению, не достигается.

Игорь Ещенко, начальник управления разработки ассортимента и рекламы продукции Оршанского льнокомбината:
Произвести большое количество той же девятки – длинного льна, и сделать сразу же на нее высокую цену – так, скажем, мировую. Это обрушит конкурентоспособность наших тканей, и мы, как флагман или пилот, потеряем управление. Это не будет хорошо для всей льняной отрасли.

Даже в советские годы продовольственный НЗ хранили только в льняных мешках. Сейчас в Европе даже для шопинга выбирают льняные сумки. Цивилизация в поисках истины возвращается к истокам. Теперь и без французских тканей у нас есть широкая палитра полотен белорусского льна.

Татьяна Ольшанская, дизайнер:
С нашим белорусским льном всё в полном порядке. Иногда я думаю, что с нами что-то не так, потому что, живя в Беларуси, не пользоваться этим замечательным продуктом – это преступление.

А мы всё мнемся, выбирая вещи изо льна.

Игорь Ещенко:
Проблема у нас в голове. Мы можем насытить смолами льняную ткань, и она не будет мяться.

В Европе, пересыщенной ГМО и секулярными экспериментами, зеленый свет натуральности хотя бы в одежде. Хлопок или лен. Но хлопок требует орошения, а его основные плантации – на Юго-Востоке Азии, где как раз и дефицит воды. А в Беларуси дождей и пригодных почв для льна хватает. Надо работать дальше. Говорят же – лен вымотает, лен и озолотит.

Новости по теме

‡агрузка...

«В таком не стыдно пройти по улице Парижа»: как в Беларуси делают одежду из льна

Между Москвой и Парижем. Оршанский льнокомбинат – сегодня одно из немногих предприятий на пространстве СНГ, сохранившее производство льняной продукции.

Доля на мировом рынке оценивается в 7%.


Николай Ефимчик, председатель концерна «Беллегпром»:
Оршанский комбинат – одно из ключевых текстильных предприятий лёгкой промышленности. В объёме производства он занимает более 6%. Это говорит о значимости.

И, как известно, лён – это одна из жемчужин белорусского производства.

В том числе, текстильного. Если ранее производили готовой продукции где-то в пределах – до 7%, сегодня – уже 20. А основная цель – как минимум, половину продукции перерабатывать у себя и производить готовые изделия.

Экспортная география насчитывает более 40 стран.

Белорусский бренд знают в США, Канаде, Бразилии, Объединённых Арабских Эмиратах. Льняные полотна популярны у европейцев. Государства ЕС – основные покупатели оршанской продукции. Туда отгружается примерно половина ассортимента. И речь не только о полотнах, но и готовой текстильной продукции.
Отечественные ткани в своих коллекциях использовали даже несколько известных модных марок с мировым именем.

Маргарита Бурачевская, исполняющая обязанности заместителя генерального директора по коммерческим вопросам Оршанского льнокомбината:
Каждый год у нас есть новые рынки, которые мы для себя открываем, начинаем первые поставки. В прошлом году это были Южная Корея, Дания, Чили.

И Индия – уже в январе 2018 года.

Сейчас наиболее перспективным для себя рынком, по-прежнему, считаем Юго-Восточную Азию.
В льняных полотнах производства Оршанского комбината прочно переплетаются традиции и современность. Ткани высочайшего качества.

Полный цикл производства включает более 110 технологических операций.

Таких сложных процессов требует только лён.


В производстве льняной продукции Орша сегодня – серьёзный конкурент законодателям мод в текстильной промышленности: голландским, итальянским, китайским производителям. Комбинат ведёт успешный бизнес.

Продаёт всё, что выпускает.

А ещё десять лет назад у предприятия всё было наизнанку.
Игорь Ещенко, начальник управления разработки ассортимента и рекламы продукции Оршанского льнокомбината:
В 2005-2006 годах мы абсолютно чётко на предприятии понимали, что без проведения модернизации невозможно, вообще, дальнейшее существование предприятия, как такового. Достаточно жёсткие условия, которые возникли на текстильном рынке, особенно в 2006 году, когда Китай вступил в ВТО, и мы очень сильно ощутили противостояние, жёсткую конкуренцию с китайскими производителями льна на мировом рынке, мы поняли что без модернизации нам не выжить. И очень благодарны главе государства, который поддержал инициативу о модернизации, выделил первые финансовые средства, причём, они были невозвратные.

Для того, чтобы мы начали процесс модернизации.


К этому времени завершены два этапа модернизации основного производства.

В общей сложности, было потрачено 138 миллионов долларов США.

Из них более 60% – это возвратные средства. В реконструированных цехах – бельгийское, французское, итальянское, немецкое и китайское оборудование.



Со всего мира собирали лучшее.

Ткацкие станки работают в два раза быстрее прежних.

Создать они могут абсолютно разные по фактуре ткани – несколько десятков видов. И практически весь процесс автоматизирован.

Кстати, на время большой перезагрузки производство здесь не останавливали.

Чтобы не срывать контракты.

Витольд Виетеска, бизнесмен (Польша):
Самый красивый лён в мире – лён белорусский.
Польский бизнесмен с Оршанским льномкобинатом связан крепкими нитями партнёрства уже не один год. Закупает не только полотна, но и готовый текстиль. На полках магазина продукция долго не задерживается. После технического переоснащения таких партнеров как Виетеска, у отечественного производителя стало куда больше.

Комбинат расширил линейку тканей и готовых изделий. 


Игорь Ещенко:
Мы получили возможность оперировать различными ширинами тканей, поверхностными плотностями тканей. Это – различные виды ткацких переплетений. Как простые полотняные, то есть, самые старые, древние переплетения, так и достаточно сложные жаккардовые, мелкоузорчатые переплетения.

Это – использование двухнавойных станков, что позволило делать двухсторонние ткани.

То, что раньше на предприятии было очень-очень большой редкостью.
Все станки оснащены четырёхцветными уточными механизмами.

Это расширило цветовую гамму выпускаемого ассортимента.

Суровое полотно идёт только на холсты для живописи.
Все остальные ткани проходят дополнительную обработку: их отбеливают, красят и подвергают другим финишным процедурам — умягчению, усадке.

Сегодня на комбинате полотно может приобрести любой из тысячи оттенков цвета.

Технические новинки дали возможность по-новому посмотреть на лён художникам.

Например, стирка текстильной продукции с добавлением специальных составов дает модный крэш-эффект.
Кстати, в Орше внимательно следят за мировыми тенденциями в отрасли. Ежегодно специалисты предприятия посещают престижные зарубежные выставки.

И отметим, продукция комбината также выставляется в трендовых залах.

Это значит, что сегодня и мы, в какой-то степени, законодатели мод.
Анна Исаенко, заместитель начальника отдела разработки нового ассортимента продукции Оршанского льнокомбината:
Ассортимент у нас всегда был очень богатый. Другой вопрос, что идей было очень много, но сделать то, что хотелось бы, не всегда позволяли возможности оборудования.

Были очень ограничены возможности художника.

Нужно было резать ему, какие-то мелкие рисунки. Сейчас, с новым оборудованием, мы получили возможности и по ширине тканей. По рисунку, художник может нарисовать на ширину в полтора метра. Монорапорт полностью.

Людмила Лобкова, внештатный дизайнер концерна «Беллегпром»:
Самое сильное подразделение в белорусском льне – это хоум-текстиль. Для нас лён — это наши традиции, наша культура. Потому что других волокон в Беларуси не произрастает. Поэтому все белорусские традиции текстиля построены на льне.

Подразделение «хоум-текстиль» у нас отработано.  

Оно практически не имеет аналогов. Даже у мировых ритейлов, которые продают хоум-изделия, такого характера изделий нет.

Столовый текстиль, постельное белье, пледы, покрывала, полотенца, шторы.

Созданные природой преимущества льняной ткани – высокая прочность, комфорт для тела человека – приумножены современным модным дизайном и приемлемой ценой. Согласитесь, перед таким сочетанием сложно устоять.
Сегодня продукцией Оршанского льнокомбината можно создать уют и гармонию домашнего интерьера. 

Кстати, без сувениров из льна из Беларуси возвращается редкий иностранный гость.

Примечательно, что туристы зачастую ищут в магазинах именно эту продукцию.
Юлия Доброгост, заведующая магазином «Белорусский лён»:
Покупают столовое белье: комплекты, скатерти, салфетки, которые всегда нужны в быту.

Также постельное белье, пледы.

У нас новая продукция – пледы, умягчённые, разных размеров, широкой цветовой гаммы, рисунков.  Они удовлетворят спрос любого покупателя.


Белорусский покупатель пока ещё менее лоялен ко льну. Хотя очевиден спрос на постельное белье и, конечно, столовый текстиль. Сегодня в этом направлении у Оршанского комбината вряд ли найдётся достойный конкурент. Дизайн изделий – от национальной тематики до европейской классики.

В сдержанных пастельных тонах и присущим ей минимализмом в оформлении.


Кстати, в Орше считают, что покупатель всегда прав. Как известно, спрос формирует предложение. Поэтому на предприятии внимательно изучают вкусы потребителя.

И конечно, стремятся возродить любовь ко льну.

Ведь ещё полстолетия тому подобные полотна украшали каждый белорусский дом.
Александр Баранов, начальник отдела продаж по Республике Беларусь Оршанского льнокомбината:
В последние годы на внутреннем рынке наблюдается тенденция, вслед за Европой, любви ко всему натуральному. Это сказывается на росте объёмов продаж. Как готовых изделий, так и тканей.

Человек начал ценить естественное, натуральное.

Мы, наблюдая по розничной сети, видим приличный рост продаж. В первую очередь, касается готовых изделий.
По оценкам сотрудников комбината, ежегодно объём продаж на внутреннем рынке растет примерно на 5-7%. Поэтому здесь развивают собственную торговую сеть. Уже 17 магазинов по всей стране.

Многие из них создают по принципу шоу-рума.

Это, кстати, тоже – европейская тенденция. Пока здесь большая часть площадей занята текстильной продукцией.
Но комбинат намерен закрепить за собой имя модного производителя одежды. Ведь 70% мирового производства льняных тканей идет на пошив гардероба.

Почему бы не предложить собственное прет-а-порте?


Игорь Ещенко:
Сегодня одежда – это один из наиболее экономически выгодных продуктов для реализации на текстильном рынке. Потому что льняная одежда, как и текстиль – достаточно недешёвая.

И на ней можно зарабатывать очень хорошие деньги.

Это – хороший бизнес, интересный. Он очень трудный, рискованный. Но мы выбрали эту стезю. И я думаю, что мы закрепимся на этом рынке. Рано или поздно, мы, всё равно, должны были к этому прийти.
Пилотные проекты уже запущены. По эскизам сотрудников комбината создана линейка мужских костюмов, с оршанскими полотнами успешно работают некоторые отечественные производители рубашек.
Людмила Лобкова:
Очень меня порадовали предприятия, которые работают с мужской одеждой. Потому что, в принципе, такой кэжуал-стиль.

И вещь вареная и мятая специально.

По-моему, замечательные вещи производят наши производители, наши разработчики. Мне очень нравятся такого характера – бесподкладочные – пиджаки мужские.

Абсолютная роскошь.

Очень много, действительно, мировых брендов, которые имеют линейку мужской одежды, много и часто обращают внимание на лён. В Италии я видела бренды, которые работают только с льняным полотном. И они очень востребованы. Простая юбка с блузкой – костюмчик, казалось бы, невесомый, абсолютно лаконичный – стоят от 100 евро. То есть, это говорит о том, что это полотно ценится и оно востребовано.
С учётом трендов, используя конкурентные преимущества льняных тканей, на комбинате стремятся создать гардероб и для прекрасной половины.

Дамы, конечно, более требовательны к дизайну.

Однако, среди представленных моделей, безусловно, для каждой леди найдётся что-то близкое по стилю. Стоит только потянуть за ниточку.


Людмила Лобкова:
Изделие вполне достойное того, чтобы вывезти это за рубеж и показать, что мы всё можем. Кстати, именно иностранцы более лояльно и с большим позитивным рвением относятся к изделиям белорусского дизайна и из белорусских материалов.

Какой прекрасный кардиганчик.

С актуальным фактурным вязаным воротником, наша традиционная вышивка. Прекрасная вещь на лето. Мне кажется, в таком не стыдно будет пройти по улице Парижа.
Именно оршанские льняные полотна дизайнер Лобкова выбрала для новой спортивной коллекции.

Рассчитывает одеть в экологичный материал национальную сборную на Европейских играх в 2019 году.

Проект уже заявлен на конкурс. Впрочем, сегодня возможности комбината позволяют производить абсолютный стандарт льняной ткани – тончайший батист.

В отрасли его принято считать мерилом для производителя.

Но этот вопрос – словно не залатанная дыра на льняном полотне.   
Игорь Ещенко:
Одна из основных проблем предприятия – обеспечение волокном.

Катастрофически не хватает волокна белорусского производства.

И оставляет желать лучшего его качество. И мы вынуждены закупать длинное льноволокно в Западной Европе, чтобы нивелировать эти проблемы.


Потому что, всё-таки, мы работаем, в большей степени – более 70% выпускаем на экспорт продукции. И есть контрактные обязательства. Для того, чтобы не срывать контракты, не терять имидж страны, как производителя льняной продукции, мы вынуждены покупать по значительно более дорогим ценам волокно в Западной Европе.

И, соответственно, несём определённые финансовые издержки.

Они влияют и на себестоимость производства, и на логистику.
Полотна Оршанского комбината сегодня признаны во всем мире.

Белорусские ткани в своих коллекциях используют известные модные дома и бренды.

И на предприятии рассчитывают на решение вопроса с качеством отечественного волокна. Начинается третий этап модернизации. Имея полностью обновленное производство, комбинат не может позволить себе потерять лицо.

Работа не только на собственный имидж, но и страны – наше общее дело.