Он появился ровно 145 лет назад по указу Александра II. Рассказываем историю Марьиногорского аграрно-технического колледжа

04.06.2021 - 21:33

Новости Беларуси. Где можно научиться водить трактор или стать агрономом? Альма-матер ученых и Героев Соцтруда и одна из лучших кузниц кадров для сельского хозяйства, рассказали в программе «Центральный регион» на СТВ. К 145-летию Марьиногорского аграрно-технического колледжа расскажем про историю и возможности заведения.

Яна Шипко, корреспондент:
Мало кто знает, что своим появлением Марьиногорский колледж обязан местному священнику Фоме Русецкому. Он собирал пожертвования на строительство храма. Тогда же родилась идея собрать средства еще и на сельскохозяйственную школу. Ведь землевладельцам Минской губернии в то время категорически не хватало квалифицированных кадров для управления своими имениями. Потому они охотно подключились к сбору. Помогли и сами крестьяне. Так, ровно 145 лет назад по указу императора Александра II и появилась Марьиногорская сельскохозяйственная школа.

Школа должна была готовить, как говорилось в указе, «сведущих» пахарей, скотников, надсмотрщиков над хозяйствами и ремесленников, в частности кузнецов, сыроваров, виноделов. Помещики хотели грамотных работников, а крестьяне, чтобы было куда направить на учебу сыновей. Этот корпус с трехметровыми стенами сохранился с самого открытия школы. В 1880 году он принял первых учеников. В первый класс тогда зачислили всего 28 человек. Изначально в школу набирали только мальчиков. Одним из требований была физическая выносливость, чтобы не давали слабину на сельхозработах.

Елена Свиридова, руководитель народного музея Марьиногорского аграрно-технического колледжа имени В. Е. Лобанка:
Первый управляющий, Федор Иванович Губин, уже в то время имел степень кандидата сельскохозяйственных наук. Он разработал концепцию, первый устав учреждения образования, в котором было предусмотрено все-все. Сначала готовили агронома, человека, который будет работать на земле. В этом видели необходимость все.

При первом руководителе появилось опытное поле, ферма, пасека. В последующие годы руководители школы старались «притянуть» самые передовые на то время технологии. Построили ферму, начали разводить птиц и свиней, еще в конце XIX века появилась своя метеорологическая станция.

Елена Свиридова:
Следующий руководитель – Котов Николай Иванович – мы тоже им гордимся, потому что он вывел школу на международный уровень. При нем были популярны сельскохозяйственные ярмарки. Он был заинтересован, чтобы продукция, которая здесь выращивалась и создавалась, была представлена далеко за пределами нашей страны. Надо отметить, что ему это удалось, потому что за время существования ярмарок школа завоевала больше 35 медалей разного уровня. Конечно, это не просто медали, а престиж.

За свою историю колледж 11 раз менял статус. После революции это будет уже сельскохозяйственный техникум. Именно в это время одним из самых ярких учеников был Михаил Рудович. Сегодня улица, на которой находится колледж, названа его именем.

Елена Свиридова:
Обычно присваивается имя какого-то известного выпускника, а Михаил Рудович не выпускник, а учащийся, он был студентом третьего курса, когда началась война с белополяками. Он примкнул к партизанскому отряду, который действовал недалеко, километрах в 30 отсюда. Занимался активной подпольной деятельностью, подключил своих друзей, одногруппников. Здесь тоже образовалась небольшая ячейка, но в результате этих действий Михаил Рудович погиб в составе 16 дукорских партизан. Достаточно известная история, которой 100 лет. Недавно мы отмечали такое знаковое событие. Один фрагмент нашей экспозиции посвящен именно этому герою.

Сам колледж носит имя своего выпускника – героя Советского Союза Владимира Лобанка – знаменитого организатора партизанского и подпольного движения. Послевоенные годы были одними из самых тяжелых в истории колледжа. На весь четвертый курс было всего пять учебников по специальным дисциплинам, а тетради и вовсе были невиданной роскошью – писать приходилось на обойной бумаге.

Елена Свиридова:
Здесь был расположен немецкий штаб, поэтому они очень неплохо себя чувствовали, использовав те блага, которые уже были. К сожалению, большой фонд библиотеки не сохранился, потому что они растапливали печи этими книгами. После того, как занятия возобновились, местные жители были заинтересованы, чтобы техникум работал в том виде, в котором был до войны. Они собирали по крупицам библиотеку, поэтому отыскалось много старых учебников.

Читайте также:

«Потребуется сила, чтобы всё держать». Будущий агроном показал, как правильно прививать яблоню

Ювелирное вождение трактора и ландшафтный дизайн. Чему ещё можно научиться в старейшем аграрном колледже страны?

Новое общежитие с блочной системой и спортивные секции. Как организуют досуг учащихся в белорусском колледже?

Loading...


Директор «Линии Сталина»: памяркоўныя экскурсоводы привозят англичан, говорят, что мы проиграли в реальности в войне



Что стало триггером мятежа в Казахстане? Как проявилась сила союза после этих событий? Как помог миротворческий контингент урегулировать ситуацию в стране? Эксперты вместе с ведущими ток-шоу «По существу» рассмотрели военно-политические события начала 2022 года, сделали анализ прошлого и прогноз на будущее.  

Кирилл Казаков, генеральный директор СТВ:  
Александр Александрович, у вас же есть определенная программа, куда вы приводите школьников, показываете. Мы говорим, что 20 лет назад профессия человека с погонами – это было что-то расходное.  

Александр Метла, исполнительный директор историко-культурного комплекса «Линия Сталина»:  
Наш комплекс вообще специализируется на военно-патриотическом воспитании. Но мы больше исключение, чем правило. Потому что он вырос, но это не повсеместно происходит. И мы просто видим серую зону конфликта, который существует. Как они, Штаты, серой называют. Это информационное поле, это война прокси, то есть их устраивает не прямой конфликт ядерных держав, а именно война где-то в конфликтной зоне. Есть мысль, что идет война информационная практически постоянно. 1945-й год закончился – разрабатывают планы о нападении на Советский Союз. Понимают, что сделать они ничего не могут. Почему? Ментально войска союзников были не готовы нападать на Советский Союз, потому что прошла такая пропаганда через газеты, через все СМИ о Советском Союзе как об освободителе, как о геройской стране, которая принесла свободу миру. И они понимали, что ментально они готовы. Начиная с 1945-го года, просто-напросто начали вкладываться деньги, громаднейшие деньги в информационную войну. Изменение истории, переписывание. Кому правда нужна? Это уже называется постправда.  

Кирилл Казаков:  
А на вашем примере историю сложно сейчас сохранять? То есть приезжают же абсолютно разные ребята разных поколений.  

Александр Метла:  
Чаще всего мы видим, когда приходят памяркоўныя экскурсоводы, привозят англичан, американцев и начинают смешную историю. Я английским в совершенстве владею и так послушиваю. Иногда просто смеяться начинаешь. Поддакивание какое-то, преуменьшение своей победы, говорят: «Мы проиграли в реальности в войне». Такое просто услышать невозможно. Говоришь: «Как проиграли? Мы же выиграли».  

Вадим Гигин, председатель правления Республиканского государственно-общественного объединения «Белорусское общество «Знание»:  
А для этого у нас нужна историческая политика, чтобы к таким экскурсоводам здесь была нулевая терпимость. За шкирку – и с работы.  

Александр Метла:  
По итогу у нас знаки появились: ни в коем случае без аттестации у нас не проводить, тексты никакие не делать. Часто мы с этим встречаемся. Люди не понимают, кто развязал Вторую мировую, почему Великая Отечественная была. Офицеры уже молодые приходят, иногда, к сожалению, они разницу между Второй мировой и Великой Отечественной уже не понимают, основные события Великой Отечественной не могут назвать. Не говоря уже про школьников. В школьной программе ноль: 2-3 урока.  

Вадим Боровик, политолог:  
НАТО использует политику Гитлера. У него была политика последовательности агрессии, то есть каждая маленькая уступка предполагала, что он остановится. Они начали в плане идеологии и осмысления истории. Посмотрите, они же извиняются за Холокост перед евреями. И правильно делают. А перед советскими гражданами? Перед русским, перед украинцем они извиняются? Нет. В немецких школах никто и не помнит, кто освободил Европу. Они навязывают потихонечку свои ценности: давайте мы у вас откроем общественное объединение, давайте мы будем водить хороводы, возлагать цветы не к тем памятникам. Начали с этого – работаем с мозгами. Давайте мы получим контроль над вашими экономическими ресурсами, давайте мы проведем своих депутатов и прочее, и прочее. И таким образом эта последовательность агрессии им позволила сегодня… Они же обещали, когда Россию сдерживали, когда подписывали соответствующее соглашение с Россией, «Россия-НАТО», что не будет НАТО продвигаться на восток.  

Вадим Гигин:  
Ничего они не подписывали. Нужно прямо сказать: «Вот они, а мы что?» У нас было советское руководство, было живо поколение ветеранов. Понимаете, все кто-то они. А кто Горбачев? Кто Яковлева? Кто Шеварднадзе привел к власти? Ну да, сами провели к власти. Понимаете, мы сами должны быть сильнее, и тогда с нами будут считаться.  

Читайте также:  

Вадим Гигин: «Главная цель – это свержение режима Путина, потому что в России очень сильное антивоенное настроение»  

Эксперт в области нацбезопасности: ввод миротворческих войск в Казахстан и ввод сил в Афганистан – совершенно разные вещи  

Белорусский депутат: мы в Казахстане столкнулись с чем-то новым, чем просто цветная бархатная революция