Службы заказчика, отстаивающие интересы граждан в сфере ЖКХ, в марте заработают по всему Минску

01.03.2016 - 20:55

Новости Беларуси. Контролировать сферу ЖКХ в Минске теперь будет «служба заказчика». Её задача, в том числе, реагировать на обращения граждан. Это своеобразный  посредник между потребителями и эксплуатирующими организациями. Новшество в системе жилищно-коммунального хозяйства  пока распространится только на Минск.

В партизанском районе столицы служба заказчика в тестовом режиме работает уже с мая прошлого года. Обращаются сюда с разными вопросами. Все они, конечно, оперативно берутся на карандаш. Но вот что интересно. Примерно через два месяца обивать пороги службы стали куда реже, сообщили в программе Новости «24 часа» на СТВ. 

Количество обращений снизилось примерно на четверть, рассказывает начальник одного из отделов службы.  Принимают здесь минчан не только лично, но и в виртуальном пространстве. Оставить заявку можно на официальном сайте ЖКХ или же отправить жалобу или просьбу на сайт 115 бел. 

Елена Высоцкая, начальник отдела организационно-кадровой и правовой работы службы заказчика КУП «ЖКХ Партизанского района Минска»:
Здесь закон об обращениях граждан и юридических лиц не работает, тут иные сроки для рассмотрения. Порядка 8 дней, чтобы отработать и дать какой-то результат.

Основное предназначение службы заказчика – защита интересов граждан. Работает коммунальное подразделение по принципу посредничества между потребителем и эксплуатирующей организацией.  Другими словами, служба спрашивает с подрядчика и держит ответ перед жильцами. В компетенции специалистов – не только реагирования на обращения. Ежедневно представители структуры принимают акты выполненных ремонтных работ, оценивают их объем и качество, а также сверяют цифры в жировках за оказанные услуги. Например, правильно ли жильцам насчитали сумму за уборку подъездов. И вот, как это работает.

Такие внеплановые проверки Екатерина – она в службе работает инженером в отделе по благоустройству – устраивает практически ежедневно. По графику сегодня в этом подъезде стоит влажная уборка. На вид – вроде бы прибрано. Но вопросы, пусть и не коммунального характера, к обслуживающей организации все-таки есть.

Рейд на этом не заканчивается. Следом Екатерина отправляется к тому самому жильцу, который и подписался под «чистым» делом. Валерий Иванович таким подходом к быту более чем доволен. В подъезде – всегда порядок.

Екатерина Корнева, инженер отдела по благоустройству и санитарному содержанию службы заказчика КУП «ЖКХ Партизанского района Минска»:
Вот конкретный пример. Выявлено, что периодичность фактическая была меньше и соответственно выставлено для оплаты меньшая сумма.

Получается эффект от деятельности службы есть. Жильцы платят только по факту. А тем временем подрядная организация, если услуга оказана некачественно или вовсе не оказана, денег не получит. До тех пор, пока всех своих обязательств не выполнит. Это подтверждает и директор ЖКХ.

Александр Юхно, директор КУП «ЖКХ Партизанского района Минска»:
Прием работ по текущему ремонту. То есть собтвенными силами выполняли работы по окраске цоколя. Приходилось трижды выезжать, принимать эти работы, пока в конечном счете не сделали на том уровне, которые требуется по строительным нормам.

Службы заказчика пока есть только в двух районах Минска. В течение месяца они заработают и в остальных. А следом за столицей, вероятно, опыт начнут перенимать и в регионах.

Loading...


Зачем нужны управляющие компании в сфере ЖКХ? Разбираемся вместе



 Сферу ЖКХ обсуждали во время съёмок программы «В обстановке мира».

Игорь Марзалюк, ведущий СТВ:
Насколько частные компании в этой сфере создают конкурентную среду и насколько они активны, вообще?

Геннадий Калёнов, исполнительный директор Международной ассоциации менеджмента недвижимости в Беларуси:
В Минске никаких проблем с участием частного бизнеса в сфере ЖКХ, вообще, нет, не существует. Потому что вот эти службы заказчика, или можно их так называть – муниципальные управляющие компании, по-европейски, они выполняют только одну функцию – управление. Они объявляют конкурс. Они обязаны найти поставщика услуги, соотношение цена-качество – это всё детально прописано, как это организуется, как выявляют победителя. И от имени собственников дома заключить такие договора. И в конкурсе имеют право участвовать все организации – индивидуальные предприниматели, частные компании, государственные компании, коммунальные предприятия. И они участвуют.

Например, мало кто знает, что текущий ремонт дома, он же проводится, вообще, без всяких собраний и без включения платы в эту знаменитую жировку. Люди об даже этом даже не подозревают. То есть приходит какая-то компания, заходит в подвал, меняет трубы, что-то делает. Они за это ничего не платят. Но это всё финансируется из бюджета города. И конкурс организует как раз такой муниципальный управляющий. И та организация, которая выигрывает это конкурс, выполняет эти работы. Дальше деньги переводятся из казначейства непосредственно ей. Чётко отлаженная схема, и частный бизнес в этом активно участвует.

Другое дело, что, конечно, в райисполкомах, то есть в небольших населённых пунктах это в значительно меньшей степени выражено. В силу определённых причин. Там есть базовая коммунальная организация, которая делает всё – занимается вывозом мусора, водоснабжением, теплоэнергетикой и так далее. И там организовать конкуренцию вот так очень быстро достаточно сложно. Но, имея вот это положение об организации конкурса, которое начало работать недавно, через несколько лет можно прогнозировать, что в этих маленьких городах эта конкуренция, конечно, появится. Если бизнес увидит, что государство всерьёз и надолго установило эти правила, конечно, он пойдёт.

Оксана Гайдук, заместитель председателя Постоянной комиссии по жилищной политике и строительству Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь:
Об уполномоченном лице – здесь идёт, как бы, взаимоотношения собственника жилого помещения и уполномоченного лица. То есть уполномоченное лицо выступает, по сути, в качестве заказчика тех или иных жилищно-коммунальных услуг. Тогда получается у нас ситуация, что собственник претензии по некачественному выполнению какой-либо услуги предъявляет уполномоченному лицу. К сожалению, не все граждане, опять-таки, понимают механизм. Он, в принципе, работал и раньше, но не совсем так масштабно. Сегодня с тем, что с 1 января 2020 года вышла новая редакция Жилищного кодекса, то есть уполномоченное лицо – мы идём уже более масштабными мерками, как говорится.

Игорь Марзалюк:
То есть законодательные инструменты есть?

Оксана Гайдук:
Да. Гражданин не обязан выискивать подрядчика, который выполнил некачественно услугу, а они напрямую обращается к уполномоченному лицу со своей претензией. И уполномоченное лицо обязано в рамках законодательства устранить все проблемы.

Геннадий Акстилович, начальник управления по работе с обращениями граждан и СМИ Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь:
То есть оно выступает защитником прав потребителей в конкретном жилом доме.

Геннадий Калёнов:
Есть очень большие опасения по поводу работы, будем говорить прямо, это фактически управляющая компания, но государственная.

Оксана Гайдук:
Но у жильцов есть выбор. Какой способ управления общим имуществом они выберут.

Геннадий Калёнов:
Они могут изменить этот способ. Местная власть назначила это уполномоченное лицо в лице государственной организации, но собственники в любой момент могут буквально за несколько дней провести собрание, создать товарищество собственников. И всё.

Вот это вот опасение по поводу управляющих компаний – оно, собственно, к нам пришло из Российской Федерации, по большей части, и из других стран братского СНГ. И это, действительно, большая проблема. Потому что если называть вещи своими именами, то управляющих компаний там нет, и никогда не было. Это просто приватизированные ЖЭКи советские, которые заинтересованы, в основном, заработать быстрые деньги. Если так характеризовать их честно.

Я никогда не слышал, чтобы были какие-то жалобы на профессиональные управляющие компании в Швейцарии, Австрии, Германии, Бельгии и Китае, например. То есть там, где в основу положен порядок, жёсткая дисциплина и выполнение всеми участниками заранее оговорённых правил. И возможно, нам этот метод через 5-6 лет достаточно хорошо пригодится для создания конкуренции ещё в последней вот этой вот сфере – это управление совместными домовладениями.