Старый Новый год в деревне Семежево: «Цари» в гостях, битва, угощения и слова «Коляда пришла!»

14.01.2015 - 16:54

Новости Беларуси. Праздновать так по-царски! Отмечать Новый год в ночь с 13 на 14 января для славян стало традицией. Причиной двойной порции веселья стала смена Юлианского календаря. Со словами «Коляда пришла!» ряженые ходят по дворам, поют песни на радость хозяевам и желают благополучия и процветания их дому. История праздника уходит своими корнями далеко в прошлое. Тем не менее в каждой местности сохранились свои уникальные особенности.

Старый Новый год, как многие его привыкли называть, в Беларуси не просто дата в календаре. В ночь с 13 на 14 по всей стране ждут в гости ряженых, которые, согласно народным поверьям, несут в дом мир, согласие и богатство. Жители же деревни Семежево Копыльского района в гости ждут «Царей», не иначе.

Надежда Ромашко:
Ждем. Покупаем конфеты, деньги даем, чтобы пришли и спели песни.

Мария Харкович:
Я люблю такие праздники, люблю гостей принимать, «Царей».

Мария Петровна «Царей» встречает каждый год. Дети давно выросли, разъехались. Но на праздник, как полагается, мама всех ждет домой. И к вечеру у хозяйки уже и стол накрыт, и гости на пороге.

Мария Куляшова:
Сколько живу, столько и смотреть прихожу. Каждый год стараюсь. Интересно все.

Уникальный обряд в этих краях сохранился с XVIII века. В те времена недалеко от деревни стояли части царской армии. В канун Нового года солдаты показывали местным жителям веселое представление, за что хозяева их одаривали угощениями.

Спустя три столетия раз в год по улицах Семежево эта история оживает, сообщили в программе Новости «24 часа» на СТВ.

Все роли распределены исключительно среди молодых неженатых парней, и девушкам в их компании не место. Многовековые традиции исправно берегут с точностью до мельчайших подробностей.

На радость хозяевам и всем собравшимся в доме Марии Петровны разгорается битва. Царь Максимилиан сражается с Мамаем.

Дальнейшие действия разворачиваются по сценарию народной драмы «Царь Максимилиан», которая наиболее точно описывает события тех лет и, по одной из версий, является прародителем уникального обряда.

В качестве благодарности за красочное представления хозяйка для дружины собирает в дорогу провиант.

Вот так, от дома к дому, до поздней ночи ряженые поздравляют своих односельчан.

С 2009 года обряд «Колядные Цари» внесен в Список мирового нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, нуждающегося в срочной охране. Не исключено, что в скором будущем к нему присоединятся и другие самобытные и уникальные в своем роде белорусские традиции.

Александр Шавель, заведующий культурно-образовательного отдела Государственного музея народной архитектуры и быта:
У нас очень богатая культура и очень много традиций различных. В ближайшее время будет подано еще несколько заявок, несколько коллективов на это всемирное наследие.

Люди в материале: Александр Шавель
Loading...


«Меч как живой, только им никого нельзя зарезать». Чем живут белорусские ремесленники?



Новости Беларуси. За последние пять лет количество ремесленников в нашей стране увеличилось в четыре раза. Сейчас их более 8 тысяч, сообщили в программе «Неделя» на СТВ.

Откуда такой интерес к народным традициям, и какие ремесла развивают белорусы? Выясняла Кристина Федорович.

– У меня, допустим, меч легионера десятого легиона. Как живой, только что им нельзя никого зарезать. Раньше можно было, сейчас нельзя, они все не заточены.
– А этот?
– А это меч ведьмака.

Два месяца кропотливой работы, и старинное оружие готово. В мастерской Александра прописались войска, которые не знают поражений. Настоящая мечта полководца.

Все началось в школе с лепки из пластилина, а после художественная обработка металла стала делом всей жизни. Ну а что из этого вышло – лучше один раз увидеть.

Александр Апанович, историк, реконструктор, член Союза мастеров Беларуси:
Вот мои любимые тамплиеры. Вот он, рыцарь-тамплиер на коне. Это самая интересная тема, XII-XIII век, эпоха крестовых походов. Это не самая сложная из фигурок. Схема такая же: это лепка и потом отливка. В чем прелесть – здесь еще покраска.

Такая фигурка может обрести нового хозяина в среднем за 40 рублей. Важна не материальная сторона. За каждой из них – своя эпоха, национальность и биография.

Анастасия Мороз, ремесленница:
Создание такой мышки – часов пять-шесть. Но это учитывая, что она уже не первая, мышки пользуются популярностью и рука набита.

В руках Анастасии охотничьи трофеи становятся искусно выделанными зверюшками (найдите пять отличий от настоящих). Главный секрет: только натуральная овечья шерсть и любовь к своей работе.

Анастасия Мороз:
Приходишь, оформили, без проблем работаешь. Для меня было вообще шикарно, никаких ограничений.

В основном повторяют своих животных. Даже были варианты, пару заказов, что животных уже нет, мне скидывали фотографии, и я делала по аналогу. Были счастливы люди, что осталось воспоминание.

Хендмейд у нас еще как-то ассоциируется с «подешевле». За границей хендмейд – это что-то на уровне фантастики. Для Беларуси ценник ниже гораздо.

Руслан Красичков, ремесленник:
Прошлого века антикварные стулья наши 70-х годов, очень интересные и в таком формате восстановленные.

Глина, металл, лоза и дерево – все эти материалы подвластны Руслану. Пять лет назад он оставил работу в офисе и полностью посвятил себя ремесленничеству, открыв лавку. В ней можно найти почти все: от детских игрушек до банных принадлежностей.

Руслан Красичков:
По сей день, на протяжении пяти лет, я не пользуюсь совершенно никакими средствами по уходу за телом и за собой другими, только своими. Все в моей семье, мои родственники, пользуются моим мылом, моими мочалками натуральными.

Я работаю 24 часа в сутки, потому что, даже ложась спать, ты понимаешь, что мозг не отключается. Постоянно какие-то вынашиваешь изделия, засыпаешь и просыпаешься со своими работами, которых еще нет. Ремесло, оно человека никогда не отпускает. Если ты один раз в него вошел, ты в нем на всю жизнь остаешься.

Илья Аристов, ремесленник:
Круціцца, круціцца, выравніваецца, прасуецца. І рэшта рэшт атрымліваецца такое донца.

А вот для Ильи слова работа и ремесло не одно и то же. Мужчина трудится на заводе, свободное время посвящает плетению, это его панацея. Хотя в лихие 90-е первую шляпку своими руками мастер делал почти два года.

Илья Аристов:
На такі капялюшык трэба 17 гадзін. Убачыў у сябра капялюш на галаве, і так захацелася мець самому. Прыставаў да яго: «Навучы!». Ён паказаў самае галоўнае – рух, як пляцецца зубатка (яна «зубатая» такая) з чатырох саломін. Атрымалася.

Один такой головной убор можно купить за 65 рублей. В среднем берут две шляпы в месяц, поэтому говорить о большом доходе от ремесла приходится крайне редко.

Но все-таки о меткости: можно ли превратить хобби в бизнес, а главное – как и где реализовывать хендмейд-изделия?

Кристина Федорович, корреспондент:
Ремесленники оттачивают не только свое мастерство, но и навык использования интернет-пространства. Взять тот же Instagram. Страничек с предлагаемым товаром масса, будь то изделия из бисера или мыло. В описании профиля часто можно встретить надпись «доставим в любую точку мира». Географически получается, можно сказать, масштабный бизнес. Правда, где та самая грань между ремесленником и самозанятым?

За пять лет в Беларуси стало в четыре раза больше ремесленников

Уникальность в каждом очертании и, конечно, в том, что все сделано своими руками. Благодаря таким преданным своему делу людям все отчетливее выражается творческое «я», а как следствие – колорит белорусской культуры.