В деревню Барань съезжаются многочисленные паломники: там есть святая криничка и женский православный монастырь

07.03.2014 - 12:33

Деревня Барань. Находится деревня в Борисовском районе, Минской области, бывшее ВКЛ, сегодня — Республика Беларусь. В Беларуси есть поселение с таким названием еще и под Оршей, там же есть и речка, которая называется Барань, приток Днепра. Ученые еще не выяснили, откуда происходит название деревни, так что нас еще ожидает разгадка этого загадочного слова Барань.

В деревне существует очень интересная легенда. Рассказывают, что когда-то на этом месте был большой город , в котором было 12 храмов, была хорошо развита торговля. Этот  город, говорят, назывался Золотой баран. Город был уничтожен во время какой-то войны. Еще вначале 20 века в деревне были люди, которые показывали границы этого города.  Был, видно фундамент, были заросшие колодцы. Один из таких колодцев как-то раскопали и нашли там золотой перстень. Вся эта информация есть в опросных листах, которые сегодня хранятся в архиве  Академии наук Республики Беларусь, так ученым здесь есть над чем подумать.

Про то, что люди здесь живут давно, свидетельствует и старинное городище, которое находится где-то в километре от деревни, возле деревни Моисеевщина.

Самые первые письменные воспоминания про деревню относятся к началу 16 века, когда деревня была центром имения, который принадлежал знаменитому человеку — Константину Острожскому.

Современники очень ценят Константина Ивановича Острожского. Он выиграл 64 битвы, похоронен в Киево-Печерская лавре.  Константин Острожский был в ВКЛ главным опекуном православной веры, он много строил православных храмов, в Вильно он построил Свято-Троицкую православную церковь, церковь св. Николая, которую  Константин Острожский построил в честь победы над московским войском в битве под Оршей. В 2014 году осенью исполняется 500 лет битве под Оршей, которая золотыми буквами вписана в историю  нашего белорусского войска. Это слава и гордость нашей белорусской армии.

Во время тринадцатилетней войны с Московским государством, которая началась  в 1654 году, деревня Баран, в отличие о многих других деревень Западной Беларуси, не была уничтожена.  Все дело в том, что деревня находилась в боку от основных военных действий. Тринадцатилетняя война закончилась в 1667 году, а через три года, в 1670 году, был проведена инвентаризация в Борисовском старостве, куда входила и Барань. На то время Барань имела статус  местечка, здесь были 24 дома, была большая рынковая площадь, на которой стояла Свято-Покровская церковь, а также там было 7 дворов. От площади отходили три улицы: одна была Полоцкая, которая вела к Полоцку, другая — Борисовская, вела к Борисову, третья — Лукомская, вела к Лукомлю, она была самой большой, на ней стояли 9 дворов.

В 1670 годах в деревне жили истинные белорусы, с белорусскими фамилиями.  Тогда здесь встречались фамилии: Таткович, Сашкович, Радкович.

После второго раздела Речи Посполитой  в 1793 году, Барань отошла к Российской Империи.  После третьего раздела Речи Посполитой в 1795 году ВКЛ перестало существовать. Через год  Екатерина II издала указ: впредь ВКЛ называть только Белой Русью, а жителей ее называть белорусами, чем и на века их привяжем к России. 

С 1800 года Барань во всех летописях значилось не как местечко, а как село.  В 1848 году в селе было чуть больше 30 дворов, здесь проводили  кирмаши 2 раза в год: в Троицу и на Покровы. В селе стояла Покровская церковь, которая была построена как униатская церковь.  Когда в 1839 году униатство было запрещено, то церковь перевели в православье.

В середине 19 века в деревне была открыта церковно-приходская школа. Она стояла напротив церкви. В Баранский приход входило 22 деревни, это около 3 тыс. прихожан. Когда в деревню пришли большевики, то церковь они закрыли и перестроили в клуб. Когда началась Вторая мировая война, то местные жители этот клуб перестроили снова в церковь, которая сгорела во время этой войны — ее спалили тогда партизаны. Сохранилось фото этой церкви. Сегодня на том месте, где стояла церковь идет строительство нового православного храма.

В деревне было две церкви: одна, Свято-Покровская, находилась в деревне, а сразу за деревней, на кладбище, была вторая церковь, которая была освящена в честь  св. Ильи Пророка. Строилась она как униатский храм, а позже она стала православной. Та церковь  была деревянной, и простояла она до 2000 года. А в 2000 году  вместо деревянной церкви построили новую церковь  и освятили ее по-новому — в честь Святомученика Георгия Победоносца.

Местные жители ходили в храм христианский, но не забывали, что оставили предки-язычники. В Беларуси праздновали и празднуют как христианские праздники, так  и языческие. В деревне рассказывали, что был очень интересный языческий обряд: когда долго  не было дождя и была засуха, то собирались все местные жители, брали мак, который был освящен в церкви на Маковея, с молитвой обходили все колодцы в деревне и сыпали туда этот мак. Говорят, что где-то через час небо затягивало тучами и шел дождь.  А когда до деревни тучи подходили, которые с грозой и громом, то люди тогда становились в воротах с хлебом, солью, читали молитвы, крестились, хлеб и соль ставили на ворота и тучи обходили деревню. В деревне, говорят, никогда не было пожаров от грозы.  Люди жили с Богом в душе, верили в Бога, жили в согласии с природой.

В 1917 году в деревню пришли те, кто уничтожал все и христианское, и языческое. В 1996 году в Баране в обычном доме  открыли небольшую церковь  — Свято-Покровскую.

Сегодня в деревню Барань съезжаются многочисленные паломники, потому что на окраине деревни возле кладбища в 2002 году был основан женский православный монастырь.  И здесь, в деревне,  живут монахини и молятся Богу, чтобы мы, грешные люди относились к ближним как к самим себе, чтобы укрепляли веру свою. Монастырь  освящен в честь Ксении Петербургской.

Ксения Петербургская жила в Петербурге в 19 веке, она была женой регента церковного хора. Когда ее муж умер, то она надела его одежду на себя и сказала, что это умерла она, а Иван Федорович живет, и просила, чтобы ее называли именно Иваном Федоровичем. Все ее считали сумасшедшей. Начали замечать, что когда она заходила к купцу в лавку, и он давал ей что-нибудь, то его торговля начинала идти очень хорошо, дела его шли вверх. Ее начали звать все к себе, давать ей деньги, еду, правда, от денег она отказывалась всегда.  Позже ходила она постоянно в красной кофте и зеленой юбке или наоборот. По ночам Ксения Петербургская шла в поле, за город, где молилась Богу.

Вот такая есть деревня Барань на Борисовщине. Пусть пан Бог бережет ее, оберегает нас и помогает нам в нашем святом деле.

Люди в материале: Юрий Жигамонт


Развить мелкую моторику и улучшить почерк. Зачем учить детей играть на ложках



О секретах, которые хранит белорусская ложка, один из них – громкий и мелодичный, рассказываем в программе «Центральный регион».

Применение деревянной ложке этот коллектив нашёл довольно быстро. С кухни столовый прибор перекочевал в репетиционный зал.

Как музыкальный инструмент, ложки впервые стали использовать скоморохи. Деревянный стук был ритмичным аккомпанементом к частушкам. Сегодня ложки для игры в арсенале должен иметь любой ансамбль народных песен. Однако извлекать тёплый и мелодичный звук не так просто.

Василий Попруга, участник музыкального коллектива «Березинские ложкарики»:
Надо три пальца взять на нижнюю ложку. Второй палец между двумя ложками и сверху вот так. Чтобы было небольшое расстояние, чтобы был стук. Мы уже занимаемся полтора года на ложках. Я решил играть на ложках, потому что это древний белорусский инструмент игры. И надо научиться, это же родное. Сразу было очень много мозолей и неудобно. Но потом со временем всё стало получаться. Надо чувствовать ритм. Потому что если между музыкой, тогда ничего не получается.

Молодой коллектив совершенно органично влился в творческую жизнь района. В руках юных музыкантов каждая пара деревянных ложек получает новую жизнь.

С черпачком в виде сердца и те, которыми ели бурлаки. Уникальный музей деревянных ложек есть в Березино

Михаил Попруга, руководитель музыкального коллектива «Березинские ложкарики»:
У нас занимаются 7 детей разного возраста. Самый младший ходит в первый класс. А так 3-6-ые классы здесь. Узнали, что я играю на ложках, поэтому мне предложили, поскольку я играю аккомпаниатором клуба. И мне предложили с детками заниматься. Это не накладно, я радуюсь, и мне это приятно. Получается даже для меня стимул, что у меня получается, и я даже с детьми работаю. Есть рабочий кабинет, где мы проводим репетиции. Такая идея создалась, потому что в центре тут у нас самая большая ложка в Республике Беларусь, может быть, на всем постсоветском пространстве. Решили сделать школьный ансамбль детский – «Ложкарики».

Анастасия Довидович, участница музыкального коллектива «Березинские ложкарики»:
Я, вообще, раньше не знала, просто ко мне пришёл папа и сказал, что позвали заниматься на ложках. И просто записались. Первые мозоли появлялись – сильно держали и били сильно.

Анастасия Мазаник, участница музыкального коллектива «Березинские ложкарики»:
Сначала не получалось – у нас ложки падали с рук. Но потом всё получилось.

Детский коллектив ложкарей можно назвать редкостью. Игре практически не обучают в музыкальных школах. А здесь для громких занятий, как говорится, все условия. К тому же, обучать маленьких детей игре на ложках советуют медики. Это развивает чувство ритма и мелкую моторику, позволяет снизить чрезмерную активность и даже улучшить почерк.

Василий Попруга:
Этим занимались наши предки, и это наше родное, белорусское. Допустим, когда я был маленьким, мастер Осипов вырезал ложки, и я понял уже, что это наше – белорусское – деревянные ложки. И потом, когда начался набор на игру на ложках, я сразу же согласился. Потому что это интересно и очень познавательно. И вот сейчас мне кажется, что самая лёгкая композиция – это «Купалінка» і «Мітусь», а самая тяжелая – это «Черноглазая коза». Первое движение, которое я выучил, было из композиции «Купалінка».

В репертуаре ансамбля уже около 10 песен. Однако упорно работают здесь не столько над количеством композиций, как над качеством игры. Специфика народной музыки – групповое звучание. Поэтому разучить каждый фрагмент должны без спешки все вместе. 

Михаил Попруга:
Репертуар мы стараемся – белорусские народные танцы«Мітусь», «Купалінку». У нас собрались и быстрые танцы. Мы уже получили диплом. Когда у нас в Березино проходил праздник ложки, уже на третьей репетиции мы абзац играли. Приходят родители на мероприятия – радуются, снимают.

Ольга Довидович:
Ходили первоначально сюда на рисование – рядом с домом. И предложили нам заниматься ложками – согласились. Слышала, что играют на ложках. Но за очень короткий период времени учитель научил их многому. Они умеют много композиций играть. И хорошо играют! Были и синяки, и мозоли, было всё. Но всё прошло. Если ребёнок желает, зачем запрещать заниматься тем, что ему нравится.

В планах «Березинских ложкариков» – покорить большую сцену. Равнение ансамбль взял на известные несвижский и аношковский коллективы.

Василий Попруга:
Мне очень понравились несвижские ложкари, потому что у них очень много элементов, и они все очень сложные. И ещё есть подтанцовка всякая. Очень много всяких композиций, декораций, и всё это, конечно, очень красиво.

А пока день за днём, шаг за шагом белорусская ложка вновь становится привычной и любимой. Дополняет интерьер, помогает с макияжем, сохраняет экологию. И главное – объединяет взрослых и детей, белорусов и зарубежных соседей. Ведь резная ложка — язык всемирный, на нем говорит история, его не нужно переводить.

Самую большую в мире деревянную ложку сделали в Березино – 23 метра!