В деревню Барань съезжаются многочисленные паломники: там есть святая криничка и женский православный монастырь

07.03.2014 - 12:33

Деревня Барань. Находится деревня в Борисовском районе, Минской области, бывшее ВКЛ, сегодня — Республика Беларусь. В Беларуси есть поселение с таким названием еще и под Оршей, там же есть и речка, которая называется Барань, приток Днепра. Ученые еще не выяснили, откуда происходит название деревни, так что нас еще ожидает разгадка этого загадочного слова Барань.

В деревне существует очень интересная легенда. Рассказывают, что когда-то на этом месте был большой город , в котором было 12 храмов, была хорошо развита торговля. Этот  город, говорят, назывался Золотой баран. Город был уничтожен во время какой-то войны. Еще вначале 20 века в деревне были люди, которые показывали границы этого города.  Был, видно фундамент, были заросшие колодцы. Один из таких колодцев как-то раскопали и нашли там золотой перстень. Вся эта информация есть в опросных листах, которые сегодня хранятся в архиве  Академии наук Республики Беларусь, так ученым здесь есть над чем подумать.

Про то, что люди здесь живут давно, свидетельствует и старинное городище, которое находится где-то в километре от деревни, возле деревни Моисеевщина.

Самые первые письменные воспоминания про деревню относятся к началу 16 века, когда деревня была центром имения, который принадлежал знаменитому человеку — Константину Острожскому.

Современники очень ценят Константина Ивановича Острожского. Он выиграл 64 битвы, похоронен в Киево-Печерская лавре.  Константин Острожский был в ВКЛ главным опекуном православной веры, он много строил православных храмов, в Вильно он построил Свято-Троицкую православную церковь, церковь св. Николая, которую  Константин Острожский построил в честь победы над московским войском в битве под Оршей. В 2014 году осенью исполняется 500 лет битве под Оршей, которая золотыми буквами вписана в историю  нашего белорусского войска. Это слава и гордость нашей белорусской армии.

Во время тринадцатилетней войны с Московским государством, которая началась  в 1654 году, деревня Баран, в отличие о многих других деревень Западной Беларуси, не была уничтожена.  Все дело в том, что деревня находилась в боку от основных военных действий. Тринадцатилетняя война закончилась в 1667 году, а через три года, в 1670 году, был проведена инвентаризация в Борисовском старостве, куда входила и Барань. На то время Барань имела статус  местечка, здесь были 24 дома, была большая рынковая площадь, на которой стояла Свято-Покровская церковь, а также там было 7 дворов. От площади отходили три улицы: одна была Полоцкая, которая вела к Полоцку, другая — Борисовская, вела к Борисову, третья — Лукомская, вела к Лукомлю, она была самой большой, на ней стояли 9 дворов.

В 1670 годах в деревне жили истинные белорусы, с белорусскими фамилиями.  Тогда здесь встречались фамилии: Таткович, Сашкович, Радкович.

После второго раздела Речи Посполитой  в 1793 году, Барань отошла к Российской Империи.  После третьего раздела Речи Посполитой в 1795 году ВКЛ перестало существовать. Через год  Екатерина II издала указ: впредь ВКЛ называть только Белой Русью, а жителей ее называть белорусами, чем и на века их привяжем к России. 

С 1800 года Барань во всех летописях значилось не как местечко, а как село.  В 1848 году в селе было чуть больше 30 дворов, здесь проводили  кирмаши 2 раза в год: в Троицу и на Покровы. В селе стояла Покровская церковь, которая была построена как униатская церковь.  Когда в 1839 году униатство было запрещено, то церковь перевели в православье.

В середине 19 века в деревне была открыта церковно-приходская школа. Она стояла напротив церкви. В Баранский приход входило 22 деревни, это около 3 тыс. прихожан. Когда в деревню пришли большевики, то церковь они закрыли и перестроили в клуб. Когда началась Вторая мировая война, то местные жители этот клуб перестроили снова в церковь, которая сгорела во время этой войны — ее спалили тогда партизаны. Сохранилось фото этой церкви. Сегодня на том месте, где стояла церковь идет строительство нового православного храма.

В деревне было две церкви: одна, Свято-Покровская, находилась в деревне, а сразу за деревней, на кладбище, была вторая церковь, которая была освящена в честь  св. Ильи Пророка. Строилась она как униатский храм, а позже она стала православной. Та церковь  была деревянной, и простояла она до 2000 года. А в 2000 году  вместо деревянной церкви построили новую церковь  и освятили ее по-новому — в честь Святомученика Георгия Победоносца.

Местные жители ходили в храм христианский, но не забывали, что оставили предки-язычники. В Беларуси праздновали и празднуют как христианские праздники, так  и языческие. В деревне рассказывали, что был очень интересный языческий обряд: когда долго  не было дождя и была засуха, то собирались все местные жители, брали мак, который был освящен в церкви на Маковея, с молитвой обходили все колодцы в деревне и сыпали туда этот мак. Говорят, что где-то через час небо затягивало тучами и шел дождь.  А когда до деревни тучи подходили, которые с грозой и громом, то люди тогда становились в воротах с хлебом, солью, читали молитвы, крестились, хлеб и соль ставили на ворота и тучи обходили деревню. В деревне, говорят, никогда не было пожаров от грозы.  Люди жили с Богом в душе, верили в Бога, жили в согласии с природой.

В 1917 году в деревню пришли те, кто уничтожал все и христианское, и языческое. В 1996 году в Баране в обычном доме  открыли небольшую церковь  — Свято-Покровскую.

Сегодня в деревню Барань съезжаются многочисленные паломники, потому что на окраине деревни возле кладбища в 2002 году был основан женский православный монастырь.  И здесь, в деревне,  живут монахини и молятся Богу, чтобы мы, грешные люди относились к ближним как к самим себе, чтобы укрепляли веру свою. Монастырь  освящен в честь Ксении Петербургской.

Ксения Петербургская жила в Петербурге в 19 веке, она была женой регента церковного хора. Когда ее муж умер, то она надела его одежду на себя и сказала, что это умерла она, а Иван Федорович живет, и просила, чтобы ее называли именно Иваном Федоровичем. Все ее считали сумасшедшей. Начали замечать, что когда она заходила к купцу в лавку, и он давал ей что-нибудь, то его торговля начинала идти очень хорошо, дела его шли вверх. Ее начали звать все к себе, давать ей деньги, еду, правда, от денег она отказывалась всегда.  Позже ходила она постоянно в красной кофте и зеленой юбке или наоборот. По ночам Ксения Петербургская шла в поле, за город, где молилась Богу.

Вот такая есть деревня Барань на Борисовщине. Пусть пан Бог бережет ее, оберегает нас и помогает нам в нашем святом деле.

Люди в материале: Юрий Жигамонт
Loading...


Серебряный ангел в ТЦ, ЖКХ в здании бывшего госпиталя, 100-летняя школа раввинов. Путешествуем по Клецку



Современный и уютный Клецк. В программе «Центральный регион» рассказываем, чем привлекает туристов город на реке Лань.

Большинство объектов гражданской архитектуры – это заводы, жилые дома, больницы, школы. Сосредоточены учреждения, как это часто бывает, в центре района. Так что пробираться к ним через высокую траву точно не придется. Достаточно найти на карте ЖКХ, и вы узнаете, как выглядел госпиталь ХХ века. Так уж получилось, что в здании из красного кирпича в стиле модерн сейчас находится жилищно-коммунальная организация. 

Александр Мысло, заместитель директора Клецкого ЖКХ:
После госпиталя здесь разместилась средняя школа. После нее – военкомат. До конца 90-ых он тут существовал. Потом, после расширения, Клецкое ЖКХ.

9 лет назад при замене теплосетей возле здания строители сделали довольно жуткую находку. Обнаружили останки человеческих костей.

Александр Мысло:
После идентификации стало ясно, что это останки не Первой, и не Второй мировой войны, а времен крымских татар. Останки были перезахоронены в месте, где произошла битва с крымскими татарами.

Но несмотря на весьма непозитивное прошлое здания, нынешние его обитатели к строению относятся более, чем трепетно. Рассказать могут про каждую деталь интерьера.

Вероника Сайко, корреспондент: 
Напоминает, конечно, больничные коридоры.

Александр Мысло:
Да, бывает, сидишь в кабинете и представляешь, где какое отделение находилось. 

Вероника Сайко: 
А не страшно тут работать, зная, что здесь люди страшными болезнями болели, умирали… Захоронения еще эти.

Александр Мысло:
Если бы была возможность заглянуть в то время, то было бы интересно. Но за работой это все уходит на второй план. 

Если бывший госпиталь был отреставрирован и получил второй шанс на жизнь, то местной иешиве повезло меньше. Еврейская школа раввинов появилась в Клецке в 1929 году. Ее основатель Аарон Котлер в начале Великой Отечественной войны уехал из Клецка в Америку. И там стал одним из самых известных духовных лидеров.

После Второй мировой в Клецке осталось всего несколько евреев. Для сравнения: в конце XIX века они составляли 70 процентов населения. Здание школы тоже переживало не лучшие времена. Сначала там расположился центр культуры, потом – магазин. Но в 2014 году строение снова использовали по назначению.

Марина Бобко, директор музея истории Клетчины:
После долгого молчания, через 70 лет, в здании прошел урок Торы. Его провел последователь основателя школы – Аарона Котлера. Сюда съехались представители еврейской общины со всего мира. Надеемся, что самое светлое будущее у этого здания. Планируется реконструкция с последующим размещением здесь музея.

Вероника Сайко: 
Если обойти здание – можно обнаружить такую вот пристройку. Когда-то это была жилая квартира. Она появилась здесь после войны, когда такие строения не нужно было регистрировать. Люди здесь жили до 2018 года. Потом здание перешло на баланс местного музея. Людям предложили переехать в более комфортабельное жилье. Здание законсервировано. Висят замки, которые защищают его от вандалов. Нет ни одной маленькой щелочки, чтобы заглянуть внутрь. Окна располагаются высоко – так что обычные путешественники так и не узнают, что же там внутри.

Современный Клецк все также с радостью принимает гостей самого разного вероисповедания, растет и развивается. Сейчас здесь живет 12 000 человек. Вечерами гуляют по набережной среди деревянных скульптур, фотографируются на пешеходной улице и любуются фонтанами. По воскресеньям посещают храмы, водят детей в парки, иногда обсуждают слухи. В общем, живут тихой и размеренной жизнью. 

Марина Карпович, заместитель начальника отдела ЖКХ, архитектуры и строительства Клецкого райисполкома:
В 2019 году в городе Клецке реконструировали парк, была установлена спортивная площадка, танцплощадка. Построен сухой фонтан.

Игорь Давыдок, заместитель председателя Клецкого Райисполкома:
В этом году уже построен 18-квартирный дом. На следующий год мы планируем представить 40-квартирный и 60-квартирный дома.

Клецк небольшой, и его без труда можно обойти пешком. Маленькие улочки скрывают много интересного. Например, здесь, на улице Советской, прямо в стене торгового центра спрятался серебряный ангел. Такой же установлен в литовском Аникщяе. Это город-побратим Клецка.

А на улице Победы на фасаде здания можно увидеть маленькую девочку, вырезающую из бумаги год основания местечка.

Всего в Клецком районе 30 памятников архитектуры, занесенных в государственный реестр. Все они разбросаны по разным уголкам района. На то, чтобы объехать 11 объектов, нам понадобился целый день – не успели посмотреть разве что военные памятники и захоронения. Так что на поездку в Клецк стоит рассчитывать гораздо больше времени, чем сутки. И не стесняйтесь общаться с местными жителями. Многие из них знают факты, которые не найдешь ни в одном путеводителе.