«Я знаю, что меня всегда услышат и поддержат»: чем удивит инклюзивный спектакль узбекского пластического театра «Лик»

19.09.2018 - 20:31

Новости Беларуси. Все дороги ведут… на «Куфар». В Минск съезжаются театралы из 12 стран, сообщили в программе Новости «24 часа» на СТВ.

Первыми в белорусскую столицу прилетели артисты из Узбекистана – молодежный театр движения «Лик». Актеры из Ташкента дебютируют на минской сцене, однако критики уже прочат постановке успех. Пластический спектакль «Из глубины воззвав к Тебе…» основан на реальных событиях. На языке танца зрителю расскажут удивительную историю о молодых людях с ограниченными возможностями. Корреспондент Татьяна Ревизоре – о театре с инклюзией и драматургии жизни.

История его персонажа будто списана… Нет, не списана – на самом деле взята из жизни Валеры. Главный герой – инвалид-колясочник. Взрослея, он ищет точки соприкосновения с другими людьми и миром в принципе. Каждый встречный – равно новый шаг, новое открытие, новый подвиг.

И это больше, чем просто роль, ведь у Валеры тяжелая форма ДЦП. Он не может рассказать, но голос заменяет танец. «Из глубины воззвав к Тебе» – пластический спектакль, который увидит минский зритель.

Лилия Севастьянова, художественный руководитель театра движения «Лик» (Узбекистан):
Валера у нас с самого начала, то есть уже 18 лет. Работа наша – правильно ее будет назвать диалогом, взаимообогащением. Когда идет вперед душа, и тело тянется за ней, это очень гармоничное движение, потому что в нем соединяется и мысль, и чувство, и тело.

Театру «Лик» из Ташкента почти 40 лет. Из хореографического ансамбля он вырос в интеграционный. Сегодня в коллективе 40 человек, более 20 – актеры с инвалидностью: «колясочники», глухонемые, незрячие, ребята с ДЦП и аутизмом.

Илья Останин, балетмейстер театра движения «Лик» (Узбекистан):
Банальный такой девиз, но все здесь равны. Он здесь не может поднять руку, здесь не может поднять ногу. Всегда можно найти какой-то выход из этого положения, если говорить про танцевальную импровизацию, поэтому лично для меня это не имеет никакого значения.

Названия и темы спектаклей основаны на реальных событиях. Даже к хореографии здесь особый подход: она не сочиняется, а рождается в процессе импровизации. Сюжеты из жизни актеры воплощают в «говорящих» движениях, там, где зритель видит на уровне души. Сегодня в репертуаре театра около 20 спектаклей. Инвалидность и искусство вместе как «чеховское ружье», выстрелившее громко, пусть и не сразу.

Фарангиз Вахитова, актриса театра движения «Лик» (Узбекистан):
Когда я начала танцевать, я стала слушать сердцем. Понимать и чувствовать людей, которые находятся со мной рядом в театре. Я слышу даже музыку. Слышу ее сердцем.

Анастасия Плотникова, актриса Театра движения ЛИК (Узбекистан):
Для меня это возможность выразить то, что, возможно, я никогда бы не сказала в жизни. Возможно даже не осознала бы. Но через движение, через импровизацию, через взаимодействие с партнерами я так или иначе это высказываю. И я знаю, что меня всегда услышат и поддержат.

Хочется подружиться с белорусским зрителем. Хочется, конечно, чтобы нас здесь знали. Потому что в России нас уже знают, а вот с Беларусью мы еще не знакомы.

На минской сцене актеры из Ташкента выступят впервые. Постановке прочат успех и уже называют одним из самых невероятных спектаклей за всю историю «Куфара». Но последнее слово за зрителем. Фестивальные показы – а их в этом сезоне более 20 – начнутся уже 20 сентября.



Детскую школу откроют при Купаловском театре



«Купалаўскі адкрывае сэрцы». Праект пад такой назвай стартаваў у Нацыянальным акадэмічным тэатры імя Я. Купалы.

Гость программы «Утро. Студия хорошего настроения» – генеральный директор Национальнога академического театра имени Я. Купалы – Павел Латушко.

Удзельнікамі дабрачыннага праекта «Купалаўскі адкрывае сэрцы», у тым ліку, сталі выхаванцы SOS-дзіцячых вёсак. Чаму менавіта яны?

Павел Латушка, генеральны дырэктар Нацыянальнага акадэмічнага тэатра імя Я. Купалы:
Гэта першы наш партнёр. Гэта не значыць, што яны не будуць пазней нашым партнёрам у рэалізацыі дадзенага праекта, але гэта не стане адзіным партнёрам. У Купалаўскі тэатра пачалі паступаць лісты, да нас звярнуўся Беларускі дзіцячы хоспіс, прапаноўвае арганізаваць паказ аднаго спектакля Купалаўскага тэатра для выхаванцаў гэтага хоспісу. Мы будзем запрашаць усю моладзь, дзетак, падлеткаў, якія патрабуюць адпаведнай дапамогі з боку грамадства, дзяржавы. І, зразумела, Купалаўскі тэатр не можа стаяць у баку. І мы спадзяемся, што партнёраў будзе значна больш.

Наколькі доўга працягнецца гэта акцыя? Якія спектаклі запланаваны?

Павел Латушка:
Мы адзначаем 100-ы сезон. Ён будзе праходзіць з верасня бягучаго года па ліпень наступнага года. Зразумела, што ў рамках 100-га сезона будзе ладзіцца не толькі дадзены праект, шмат іншых праектаў. Мы спадзяемся, што менавіта на працягу гэтага сезона «Купалаўскі адкрывае сэрца» найбольш актыўна і стала будзе развівацца. Але гэта не значыць, што мы не марым пра тое, каб гэты праект як мага даўжэй існаваў у рамках тэатра. Магчыма, можа нашы партнёры, сябры з іншых тэатраў краіны падтрымаюць дадзены праект.

Ёсць чуткі, што вы плануеце адчыніць дзверы тэатральнай школы пры тэатры.

Павел Латушка:
Так, сапраўды, мы зараз працуем над канцэпцыяй тэатральнай школы. Мне падалося, падумалася: глядзіце, чэрвень, ліпень, жнівень – шмат бацькоў не ведаюць, чым заняць сваіх дзетак. Хтосьці едзе на адпачынак, але большасць з іх праводзіць гэтыя дні ў горадзе. Чаму б не прапанаваць для падлеткаў наведваць тэатральную школу пры Купалаўскім тэатры, у якой будуць выкладаць артысты, рэжысёры Купалаўскага тэатра. Мы будзем запрашаць драматургаў. Сапраўды, гэта адукацыя праз культуру. А можа, магчыма, з іх народзяцца, выхаваюцца будучыя акцёры Аўсяннікаў ці Гарбук, Макарава, Міронава – славутыя імёны нашай культуры, можа, будучыя рэжысёры, драматургі. Мне падаецца, што гэта будзе вельмі важным праектам.