Звуки музыки. В Беларуси намерены возобновить производство музыкальных инструментов

25.03.2018 - 20:09

Новости Беларуси. Одна из тем, которая поднималась на встрече с Президентом –  музыкальные инструменты для одаренных ребят, сообщили в программе «Неделя» на СТВ. Александр Лукашенко сам обозначил, что есть такая проблема. Не всегда в руках талантливого ребенка есть нужная ему скрипка или пианино для работы. Поэтому в Беларуси возобновят производство музыкальных инструментов.

Алена Сырова, СТВ:
Вот уже 12 лет здесь не слышно звуков музыки, наладки и производства некогда громко звучащего на весь мир пианино «Беларусь». Этот музыкальный инструмент наверняка помнит, как в этом цеху рождались тысячи его собратьев ежегодно. Помнит, но рассказать уже не может.

В свои лучшие годы Борисовская фабрика музыкальных инструментов выпускала до 2 тысяч пианино в месяц, их скупали по всему Советскому Союзу и не только. Именно эта фабрика одной из первых принесла иностранную валюту в страну. В 2006 году производство закрылось, территорию в  6 гектаров поделили 11 собственников. А нотка ностальгии по музыкальному прошлому – разве что в деталях.

Алена Сырова:
В этом самом кабинете когда-то настраивали пианино, а сейчас из окна открывается такой «замечательный» вид, древесина, но не для пианино, а для мебели.

Вместо сотен штучных «музыкальных хирургов» в белых халатах настройщиков и наладчиков –  по цеху экскурсию нашей съемочной группе проводит председатель ликвидационной комиссии.

Василий Ковальчук, председатель ликвидационной комиссии:
Большая часть имущества продана. Возродить это, мое мнение, --  в чистом поле построить заново. Не таких больших масштабов. Кроме помещений сюда ж надо и специфическое оборудование.

О необходимости возобновить производство своих музыкальных инструментов говорил и Александр Лукашенко. Президент подчеркнул, что уже поставил задачу на более высоком уровне.  

Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь:
Что творческому человеку надо? Кроме всего прочего, нужен инструмент. Вице-премьер пообещал, что даже музыкальные инструменты в ближайшее время мы уже будем изготавливать в Беларуси. Поэтому поставлена задача ему – отремонтировать все старое и восстановить производство, но на более высоком уровне музыкальных инструментов, особенно пианино, которые у нас когда-то выпускались.

Кстати, пианино «Беларусь» еще есть во многих музыкальных школах, как и цимбалы, которые создавали на том же Борисовском заводе музыкальных инструментов.

Стелле 11 лет и ровно половину жизни девочка отдала  исконно белорусскому инструменту. С полутора лет девочку воспитывает только бабушка, финансовой возможности отдать тысячу долларов на «мечту» -- именно столько стоят цимбалы, -- у них нет, но это не мешает звучанию инструмента в руках Стеллы покорять строгое жюри национальных и международных конкурсов. 

Стелла Шилова, учащийся Шумилинской детской школы искусств:
Мой любимый инструмент – цимбалы. Но, к сожалению, у меня их дома нет. И помимо того, что я хожу на уроки по цимбалам, я еще дополнительно занимаюсь в музыкальной школе, чтобы подготовиться к конкурсам.

А этот король сцены – уже в почтенном возрасте. Рояль за свою долгую службу, наверняка, вспомнит тысячи аккордов как начинающих, так и уже признанных музыкантов. В 70-х он приехал в Шумилино. Причем уже тогда – бэушный.

Руслан Матвейчук, директор Шумилинской детской школы искусств:
Сейчас он уже в плачевном состоянии. Колки не держат строй, поэтому часто приходится вызывать настройщика. Что на данное время дорого. В Беларуси не производятся рояли. В Санкт-Петербурге или за рубежом. Минимально, мы так посмотрели по ценам, 50 тысяч деноминированных рублей для школы – это неподъемно.

 В музыкальной школе Шумилино играют на разного рода инструментах больше сотни ребят. Замены давно требуют медные духовые, баяны, барабанная установка. Все стараются беречь, реставрировать, перенастраивать. Вот даже ксилофон с 85-го сохранился. Деревянный "дедушка" нынешних электронных аналогов.

Елена Синицкая, учитель Шумилинской детской школы искусств:
Есть дети, у которых  еще дедушки их учились у нас. И они играют до сих пор на таких инструментах. Хотя дети у нас многие ездят на конкурсы и занимают места даже на таких инструментах.

Вот и выходит, что настоящий талант,  несмотря на обстоятельства, способен затрагивать струны души даже самых притязательных критиков. Но согласитесь, пробиваться на вершину музыкального Олимпа все же проще, когда есть прочная материальная база.

Loading...


Работал с музыкальными инструментами для Гурченко и Лученка. Старейший в Беларуси настройщик рассказал о своём ремесле



Новости Беларуси. 23 февраля день рождения празднует старейший в стране настройщик клавишно-струнных инструментов, сообщили в программе «Неделя» на СТВ.

Ирина Недобоева – о тонкостях эксклюзивного мастерства.

Как и большинство настройщиков, Леонид Макаревич пришел в профессию как музыкант. Баянист-профессионал, преподаватель в детской музыкальной школе о том, чтобы настраивать клавишные инструменты, даже не думал. Но как не взять в руки настроечный ключ, если в доме стоит фортепьяно, на котором играет жена, тоже музыкант?

Леонид Макаревич, настройщик музыкальных инструментов:
Когда занялся настройкой, я почувствовал в себе какую-то новую отдушину. Мне настолько нравится эта работа, что я могу часами заниматься, пока усталость физическая не придет. Нравится эта работа очень.

Ремесло настройщика настолько редкое, что его впору вносить в Красную книгу исчезающих профессий. Леонид научился быстро, все слагаемые успеха сошлись: абсолютный слух, терпение, технические умения. И в это ремесло профессиональный музыкант ушел с головой.

Татьяна Макаревич:
Вот я ему и говорю, что таких больше нет. Но он стесняется это признать, скромничает. Здесь надо иметь хороший слух  раз, иметь обязательно музыкальную подготовку  два, потому что у человека с улицы это не получится. И, в-третьих, очень надо усердия много приложить. У него этого хватило.

В Глусской школе искусств, где всю жизнь проработали Макаревичи, 24 пианино и 4 рояля. За качество звучания всецело отвечает Леонид.

Струна колеблется, а вот этих колебаний не должно быть.

Фортепианных дел мастера занимаются не только настройкой, но и реставрацией инструментов. Механизмы капризные – боятся сырости, жары и сквозняков.

Ирина Недобоева, корреспондент:
88 клавиш у рояля, столько же молоточков и 71 демпфер. Вот эти черные штуки и есть те самые глушители струн. То есть клавиша задает сигнал молоточку, тот запускает струну и получается звук. И вот, когда наступает черед следующей клавиши, звук предыдущей и должен подавить вот этот самый демпфер. Это целая наука.

Порой ремонт инструмента растягивается на недели. И это, шутит Леонид, уже не лечение, а реанимация. Цель – выполнить все безупречно.

Леонид Макаревич:
Я ловлю себя на том, что это мне немножко мешает. Если я не сделаю даже последние ноты, не настрою в дисканте, мне не по себе.

Леониду довелось настраивать инструменты для Лядовой, Гурченко, Иванова и Лученка. Всегда получал благодарность от исполнителей. Ремесло настройщиков востребовано, и далеко не каждая школа в Беларуси имеет в штате такого специалиста. Потому и отношение к хирургу музыкальных инструментов соответствующее.

Оксана Мельник, директор Глусской детской школы искусств:
В наше время редко у кого есть настройщик, который именно работает при школе. Я не представляю, как живут эти школы. Просто у нас есть такой специалист, и мы живем хорошо. Мы его очень бережем, как хрустальную вазу, чтобы он только с нами работал, всегда оставался и следил за нашими инструментами.

В Глуске мастера знают в каждой семье, где есть фортепиано. Он всегда готов помочь.

В семье Баскауловых из шести детей двое играют на пианино. Полный апгрейд пианино для семьи Баскауловых Леонид сделал два месяца назад. Никто из домочадцев и подумать не мог, что этот старенький инструмент можно реанимировать.

Евгений Баскаулов:
Человек делает от души. То есть он каждой мелочи уделяет внимание. Мы уже сделали капитальный ремонт инструменту, и инструмент зазвучал совсем по-другому.

40 пианино и 12 роялей, до республиканского конкурса пианистов чуть больше месяца в Бобруйской школе искусств, где и будет проходить музыкальный форум, уже почти опустили руки.

Ольга Василевская, заведующая фортепианным отделением Бобруйской детской школы искусств № 2:
И у нас какая сложилась ситуация: инструменты в ужасном состоянии. Необходимость в настройке такая, что просто мы не знали, как проводить. И вот, ну не знаю, наверное, случилось какое-то чудо, и появился, я не побоюсь этого слова, волшебник. Настроен инструмент – звучит все.

Настроить даже «мертвый» рояль для Леонида не составляет никакого труда. А вот «подшаманить» свой старенький инструмент сам не берется, просит коллегу. Профессия у них хоть и общая, но специализация все же у каждого своя.

Василий Проявенко, настройщик музыкальных инструментов:
Сейчас у нас играет два голоса, нам надо по одному голосу определить именно какой.

Лучший оценщик работы настройщикахозяин инструмента.

Александр Масейчук, баянист:
Вот я играю вторую фразу. Видите, его хватило. И приятно самому играть. Без настройщика, особенно людям с абсолютным слухом, очень тяжело.

Профессиональный праздник – Международный день настройщиков фортепиано – мастера отметят 4 апреля. 23 февраля, помимо Дня защитников отечества, Леонид Макаревич празднует еще и день рождения. Оставаться бодрым в свои 74, уверяет, помогает любимое дело. Не до отдыха, когда такая востребованность.

Леонид Макаревич:
Это немножко отвлекает иногда от грустных мыслей. И настолько приятно, что тебя еще помнят в коллективе, приглашают и еще дают возможность поработать, именно заняться любимым делом.