Перенести нельзя оставить: в Мстиславском районе решается судьба дома-музея писателя Максима Горецкого

17.01.2017 - 20:21

Новости Беларуси. В Мстиславском районе решают судьбу дома-музея Максима Горецкого. Он находится на малой родине писателя. Музей переживает не самые лучшие времена: сюда не так просто доехать, а в неотапливаемом здании сложно хранить экспонаты. Вдохнуть новую жизнь в историческое здание решили местные власти, сообщили в программе «Новости 24 часа» на СТВ.

Пару раз в месяц смотритель музея Людмила приезжает сюда топить печь. Завтра здесь ждут на экскурсию группу школьников. Даже при такой погоде дом долго тепло не держит – холодно будет не только посетителям.

Людмила Кириенко, директор Мстиславского районного историко-археологического музея:
При таком низком температурном режиме экспонаты портятся и постепенно разрушаются.

Дом-музей Максима Горецкого находится на его малой родине в деревне Малая Богатьковка. Прямо на том же месте, где родился будущий классик белорусской литературы. От райцентра почти 30 километров, вдали от других известных и памятных мест древней Мстиславской земли. Оттого и туристы сюда заглядывают не часто. В прошлом году музей посетили лишь полторы сотни человек. В основном школьники. А посмотреть здесь есть на что.

Людмила Кириенко:
У нас здесь собраны книги Максима Горецкого, документы из его личного архива. А в этом мешочке – земля с места расстрела Максима Горецкого, из города Вязьма.

Сейчас содержанием дома-музея занимается местная власть. Здесь заменили кровлю, сделали ремонт, но на трафике посетителей это никак не отразилось. Поиск решения был непростым: спросили совета у жителей района, организовали анкетирование и опрос в Интернете.

Наталья Бискуп, начальник отдела идеологической работы Мстиславского райисполкома:
Мониторинг еще проводится. Окончательное решение пока не принято. Но на сегодняшний день 73% опрошенных за перенос музея в наш Мстиславль.

Сценарий новой жизни исторического здания может быть таким.

Юрий Прокопенко, СТВ:
Этот деревянный сруб планируется аккуратно разобрать по бревнам и погрузить в лесовоз. Работа не сложная, за пару дней можно справиться. А затем как большой строительный конструктор его соберут здесь. Это исторический центр Мстиславля. Рядом здание бывшей мужской гимназии, в которой в свое время преподавал Максим Горецкий.

В решении о переносе больше плюсов: в Мстиславле будут регулярно устраивать творческие вечера и литературные встречи, доступней музей станет и для туристов, а самое главное – в городе смогут обеспечить нужный экспонатам температурный режим. А значит, сохранить раритеты на долгие годы.

Люди в материале: нет
Loading...


Какие тайны хранит школьный музей в Гомеле и как ученики помогают сохранить историю



Новости Беларуси. Какие тайны хранят школьные музеи? Уникальные экспонаты, фотодокументы и воспоминания, которые только предстоит открыть исследователям. В Беларуси действует почти 1500 школьных музеев, но общего банка данных не существует, сообщили в программе Новости «24 часа» на СТВ.

Такая база помогла бы не только историкам-профессионалам совершать новые открытия, но и вывела бы саму музейную работу школьных энтузиастов на новый уровень.

О необходимости путеводителя задумался корреспондент Александр Добриян.

Историю Бориса Царикова, ставшего Героем Советского Cоюза в неполные 17 лет, рассказывает далеко не первое поколение юных экскурсоводов. Как и когда он учился в этих стенах, здесь знают с первого класса.

Елизавета Гринько, учащаяся гомельской средней школы № 25 им. Б. Царикова:
Борис Цариков считал, что самое главное – чтобы у нашей страны было будущее, чтобы у нас было мирное небо над головой.

Несмотря на то, что  Музею Боевой славы этой гомельской школы исполнилось уже 45 лет, экспозиция обновляется регулярно.

Александр Добриян, корреспондент:
Школьный музей – это не просто хранилище исторических редкостей и информации. Это постоянно действующая лаборатория, в работу которой вовлечена вся школа: на стендах – фотографии, сделанные детьми во время краеведческих экспедиций. В экспозиции целая коллекция бронетехники, также созданная руками школьников. Дети сами ищут материалы, монтируют видеоролики, создают презентации, проводят интерактивные экскурсии.

Пока мальчишки строят танки на уроках труда, старшеклассники работают в архивах и монтируют документальные фильмы.

Елена Брегид, учащаяся гомельской средней школы № 25 им. Б. Царикова:
Мы показываем документальные фильмы. И о Борисове Царикове фрагменты есть. Детям интересно не просто на слух, а смотреть. Они так больше запоминают.

Методические материалы, разработанные на базе этого музея, отмечены на национальном уровне.

Светлана Галенко, руководитель Музея Боевой славы гомельской средней школы № 25 им. Б. Царикова:
Я считаю, что музей – это самое главное звено в воспитании патриотизма у подрастающего поколения. Это дает видимые результаты. У нас в школе созданы классы правовой направленности. Вот уже два выпуска было. Очень многие  поступили на юридические специальности.

В Беларуси почти 1500 школьных музеев. Помимо очевидной педагогической пользы это еще и настоящий исторический клад, точно оценить который сейчас не может не один профессионал. Узнать, где и какие исторические тайны искать – дело непростое. Единого каталога такой информации пока просто не существует.

Павел Жданович не просто историк, он с нуля создавал один из крупнейших музеев гомельского региона, в том числе и на материалах вот из таких школьных собраний.

Павел Жданович, историк, депутат Палаты представителей Национального собрания Беларуси:
Если мы говорим о современных подходах в данных вопросах – это техническое переоснащение. Они должны в актуальном формате сегодня использоваться. Очевидно, что это требует вложения определенных средств. Можно сделать перспективный план – 5-летний, 7-летний – и потихоньку внедрять.

Общая стратегия развития школьных музеев поможет систематизировать информацию, а значит, сделать ее доступной для исследователей и любителей истории. Да и банально сохранить экспонаты: сегодня каждая школа вопрос ремонта и оборудования музея решает в меру своих возможностей. И далеко не всегда они достаточны.

Первый шаг в нужном направлении уже сделан. В 2018 году в стране приступили к созданию базы данных. Правда, работа над этим путеводителем по школьным музеям Беларуси пока не завершена.