Деревня Дедино (Витебская область): здесь течет целебный источник, помогающий от болезней глаз и кожи

10.10.2012 - 19:34

Деревня Дедино находится в Миорском районе Витебской области. Бывшее Великое Княжество Литовское, а сегодня – Республика Беларусь. Эта деревня сейчас называется Малое Дедино, а есть еще дальше Большое Дедино, а когда-то здесь были еще Дединка и Осада Дедино. «Дедино» - это старобелорусское слово, и значение его – «дедовское владение», «дедовское наследие».

Впервые в летописи Дедино встречается в 16 веке, первое упоминание в 1517 году. Ну а в 1550 году деревушка Дедино уже обозначено как село, как центр войтовства Браславской волости и того же повета.

Где-то в конце 17-го - начале 18-го столетия Дедино попадает в руки знаменитого рода Рудоминов. Как Дедино к ним попало, неизвестно. Род Рудоминов был славным белорусским родом. В этом роду были и торговцы, и дипломаты, и военные, и даже литературный талант имели. Например, Ян Янович Рудомин участвовал в Хотинской битве с турками, и после описал эту битву в стихотворной форме. А Андрей Рудомин в начале 17 века уехал в Китай и написал множество религиозных произведений на китайском языке. А в начале 18 века Юзеф Станислав Рудомин был  ректором Минского иезуитского коллегиума и писал пьесы. Вот такому талантливому роду когда-то принадлежала деревня Дедино.

В 1-й половине 17 века Софья Рудомин вышла замуж за Петра Агинского, и в приданое Петр получает деревню Дедино. И сразу же Петр Агинский решает продать Дедино, и покупатель - Себастьян Мирский, которому он и продает деревню  в 1647 году. В 1751 году Николай Рудомин снова выкупает Дедино, но через 17 лет Рудомины продают деревню Яну Рудницкому, ротмистру ВКЛ, после чего Дедино становится родовым гнездом Рудницких.

 

В Дедино протекает источник, который, по легенде,  появился еще в то время, когда по земле ходила Матерь Божья, и вода в источнике – ее слезы. Говорят, этот источник лечебный, и помогает от болезней глаз и кожи.

Позже сын Рудницкого, Александр Рудницкий, поженившись, решает построить на месте родового гнезда дворец. Строительство началось в 1810 году, закончилось спустя 10 лет. Дворец перешел по наследству сперва сыну Александра, Александру, затем Зигмунду Рудницкому.

В 1930-х годах Зигмунду приходится продать дворец, и он становится собственностью Вишневецких.  Но в 1939 году своячнице Зигмунда Рудницкого, Алене Яблонской, удается выкупить дворец у Вишневецких. Но она не отдала его Зигмунду, а подарила Винницкому университету.

Но в 1939 году началась Вторая Мировая война. Зигмунд Рудницкий в это время возвращается во дворец, и немцы назначают его старостой, но относясь к людям с добротой, приказы немцев Зигмунд не выполнял, за что сначала получил немецкий приказ выкопать себе могилу, а затем был расстрелян. Где находится могила Зигмунда Рудницкого, к сожалению,  неизвестно. Но напротив дворца находилась когда-то могила его матери, Марии Рудницкой, которая была раскопана чернокопателями. А могильная плита, сброшенная ими вниз, лежит и по сегодняшний день.

После 2-й Мировой войны во дворце разместился центр колхоза «Ленинский путь».

Деревушка Дедино знаменита также и тем, что она родила на свет знаменитого ксендза бискупа Чеслава Винсентович Сиповича.

Люди в материале:
Loading...


«При увеличении идёт очень сильная физическая нагрузка»: автор скульптуры Всеслава Чародея в Полоцке показал её макет



Новости Беларуси. Об истории некоторых белорусских скульптур рассказали в программе «Минск и минчане».

«Взвешивают товар, и стоит купец – торгуется»: о скульптуре «Городские весы» в Минске рассказал автор

«Это – рассказ меча о пережитой битве»: каким будет памятник «Слову о полку Игореве» на Немиге

Александр Прохоров, скульптор:
Это уже – модель памятника, она делается в масштабе. И вот по ней уже механически – специальные линейки есть – переносится, увеличивается, делается большой памятник. При увеличении идёт, конечно, очень сильная физическая нагрузка.

Потому что ты работаешь на лесах строительных, высотой 4-6 метров.

Конечно же, тебе надо контролировать, что ты изображаешь. Для этого тебе надо спуститься вниз, отойти, издали посмотреть.

Посмотреть с уровня горизонта зрителя.

То есть, встать, как бы, на позицию зрителя, чтобы избежать каких-то ошибок.

«Очень сложно было представить лицо этого человека»: как создавали скульптуру Кирилла Туровского у БГУ

Снова залезть, поправить.

Либо, если ты с соавторами это делаешь, то кто-то остаётся внизу, кто-то лепит. Потом меняетесь.

«Сразу ощутил, что у него какой-то свой дух есть»: Александр Прохоров о здании-мастерской легендарных скульпторов