Где шагал Марк Шагал: что сейчас напоминает в Витебске о художнике и как выглядит дом, в котором он жил

07.07.2016 - 19:41

Новости Беларуси. Весь мир 7 июля отмечает 129-летие со дня рождения Марка Шагала. Родился великий художник на территории современной Беларуси, учился в России, жил во Франции. Но куда бы ни забрасывала его судьба, Шагал всегда хранил в сердце родной Витебск, рисуя его тихие улочки и низенькие дома даже на полотнах с видами Парижа. Его творчество — удивительное переплетение традиций и новаторских тенденций. Оно до сих пор вдохновляет художников и вызывает гордость у витебчан, сообщили в программе Новости «24 часа» на СТВ.

Первый вздох Марка Шагала в фильме Александра Митты сыграл мальчик из витебского Дома ребенка. Спустя два месяца в реальной жизни юного актера усыновили. Съемки фильма о великом мастере, уверяют актеры постарше, – это целая цепочка удивительных и ярких моментов.

Кирилл Селиванов, исполнитель роли ученика Малевича:
Во-первых, это я как раз после армии пришел. Получается, в фильм уже набрали актеров. Говорят: «Иди, попробуй, что мы теряем». И получилась ситуация, что прихожу к Александру Наумычу, он так смотрит. Я говорю: «Александр Наумыч, такая ситуация, что делать?» А он: «Иди, одевайся».

В Лиозно, что в 40 километрах от Витебска, кино не снимали. Зато в местечке каждое лето и даже медовый месяц век назад проводили Марк Шагал и Белла Розенфельд.

Ольга Самущенко, директор Лиозненского военно-исторического музея:
Здесь жил его знаменитый дядя Зюся, парикмахер, который мог бы творить и работать в Париже. Но стриг он своих соотечественников здесь у нас в Лиозно. Здесь жили его бабушка и дедушка.

Существует даже версия, что Шагал родился именно в Лиозно. Впрочем, в разных источниках – разные данные. Фактом остается то, что любовь к витебской земле художника не угасала никогда, где бы он не находился.

Анастасия Бут, СТВ:
Дом на Покровке, где жил и творил Марк Шагал, можно встретить и на его картинах. Красным пятном, словно пульсирующее сердце, он выделяется среди прочих достопримечательностей Витебска и на самой известной работе художника «Над городом».

Именно эта картина, в Год гостеприимства, вдохновила и наш телеканал на создание современной версии того самого полета.

Ирина Мартьянова, ведущая СТВ:
Такого необыкновенного настроения, как  у Шагала, наверное, нет ни в одной из картин других художников. Потому что вот эта необыкновенная полетность, небо, которое присутствует во всех его картинах. Вот это необыкновенное стремление говорить о любви.

Это еще раз доказывает, Шагал – человек вне времени и географии. Его работы сегодня вызывают неподдельный интерес и восхищение.

Loading...


«Осталось только ухо от лошади». Альшевский написал первые работы на обоях – для девочки и мамы



Художник откровенно рассказал о себе в программе «В людях».

Вадим Щеглов, СТВ:
А как поняли, что Вы художник?

Виктор Альшевский, художник, заслуженный деятель искусств Республики Беларусь:
Я понял, наверное, тогда, когда я ползал. Вначале на полу, видимо, пытался что-то рисовать, не помню чем. Потом я постепенно поднимался к стене, на стенку поднимался. И в детстве было очень такое абсолютно ярко выраженное желание рисовать. То есть меня никто не мог остановить. Даже тогда, когда дядя-военный сказал: «Ты должен быть суворовцем». «Хорошо», сказал я, – «Буду суворовцем». Я попытался. Но я в школе уже учился для…

Художник Альшевский: «Если ты хочешь чего-то достичь в жизни, попытайся это сделать. Зависть – это разрушение»

Вадим Щеглов:
А первую работу вы во сколько нарисовали?

Виктор Альшевский:
Я помню, первая работа такая серьёзная моя во втором классе. Когда её нарисовал на обоях, принёс в школу (у нас 4 класса) и её выставили на стене.

Это была моя первая картина, которую я на обоях нарисовал и выставил в школе. Поскольку тогда в старшем классе была девчонка, в 4-ом классе она была, и я хотел ей понравится. И, собственно говоря, нарисовал эту картину, выставил и показал, какой я вот есть.

Это была моя первая работа. Должен быть какой-то посыл. Посыл, который даёт возможность, как бы создать лучшее произведение.

Вадим Щеглов:
На обойной бумаге было первое?

Виктор Альшевский:
Да, на обойной бумаге. Потом я уже нарисовал большую картину, это мама попросила, уже дома на всю стенку, огромную такую.

Вадим Щеглов:
Что Вы там изобразили?

Виктор Альшевский:
Там я изобразил рыцаря в доспехах на лошади. И, собственно говоря, противостояние. Я вспомнил параллельно, опять же, такой момент.

Когда я был совсем маленький, была свадьба во дворе у соседей. И там такая брама большая была, там пьянка вовсю была. И раскрылись вот эти вот ворота большие, и я на пути лошади. И эта лошадь, выезжая из брамы, стала на дыбы. И какая-то женщина взяла, быстро подбежала, убрала меня. Лошадь опустилась, умчалась по деревне.

То есть, в принципе, вот эта вот особенность осознания человека, оно определяет первичный этап его рождения. Останавливает тебя судьба или останавливает, как говорится, над тобой занесённый меч. То есть дана ли тебе жизнь или не дана эта жизнь. И вот это вот первая картина, которая, может быть, подсознательно… Она была создана в деревне, когда я учился в Республиканской школе-интернате по музыке и изобразительному искусству уже в Минске 60-ых годов, я тогда уже, когда научился рисовать, я сделал эту первую картину, когда лошадь на дыбы встала, вооружённые люди, на втором плане замок. И очень долго родители переклеивали обои, лет 10, наверное. И, в конце концов, осталось только ухо от лошади и ещё я не помню, что. Мама говорит: «Надо рисовать другую картину». Я говорю: «Я уже не смогу, потому что время ушло рисовать дома на обоях. Видимо, такова судьба». То есть я тогда нарисовал и ушёл из дома. То есть ушёл в школу-интернат по музыке и изобразительному искусству.