Ректор БГУ: После запуска спутника пошли заявления с высокими баллами на специальность «Космоаэрокартография»

29.07.2012 - 21:31

Новости Беларуси. Собеседник ведущего программы «Неделя» Игоря Позняка — ректор Белорусского государственного университета, академик Сергей Владимирович Абламейко.

Нынешние студенты, наверное, чуть-чуть, но больше себе могут позволить, чем мы в своё время. Отлично помню, что моя стипендия, хоть и повышенная, составляла около 7-8 долларов. Сейчас, как я понимаю, Ваши студенты раз в десять больше получают?

Сергей Абламейко: Студенты сегодня получают больше, стипендии — 500-600 тысяч, это раз в десять больше, чем было тогда.

Но сегодня многие студенты работают, и даже те, кто учится на дневном. Вы закрываете на это глаза?

Сергей Абламейко: Мы относимся к этому спокойно. Понятно, что главное — учёба, чтобы были хорошие оценки, и посещаемость смотрим. Но мы относимся спокойно, не препятствуем: например, информатики или математики, которые работают в частных компаниях или занимаются научной работой — это и опыт практической работы, это и дополнительный заработок. Это полезные вещи.

Но по многим специальностям, как было заявлено на неделе, со следующего учебного года с третьего курса студенты будут не в студенческих аудиториях, а сразу на производстве. Вашего университета это коснётся?

Сергей Абламейко: Это же всё будет делаться вместе с сокращением сроков обучения: с 2013 года многие вузы, и БГУ в том числе, по многим специальностям немножко уменьшают сроки обучения — четыре года, четыре с половиной года. А последний год надо больше проводить на производстве, на практике. Поэтому мы всегда выстраиваем схему так: два первых курса — это фундаментальные знания, нужно находиться в аудитории и учить, потому что это база, не взяв которую, не будешь ничего знать. Начиная с третьего курса, всё больше и больше студентов идут работать.

При четырёхлетней программе обучение это немножко сдвинется. Но и здесь должно быть сочетание. И вопросы более раннего распределения сегодня правильно поднимаются, чтобы это было не в конце последнего курса, а за год, а то раньше. Чтобы человек знал и готовился.

Вы — достаточно известный не только в БГУ блоггер. А обратная связь работает, Вам пишут студенты?

Сергей Абламейко: Пишут. Больше пишут, конечно, через нашу пресс-службу. Студенты просят разрешить им пересдать ещё раз — довольно частое явление после сессии. Вопросы общежития, но тут у нас система есть, я всегда объясняю, что ректор не вправе вмешаться или своей властью решать. Случаи бывают сложные, кто-то потерял родителя, что-то ещё — мы рассматриваем, снижаем стоимость платного образования, даём материальную помощь. Это вещи, требующие серьёзного финансового вмешательства, и в подавляющем большинстве случаев мы всегда их решаем, помогаем детям.

По поводу популярных специальностей: само слово «популярность» — чем оно определяется? Стереотипами в обществе или всё-таки конъюнктурой рынка? И в этом смысле Вы предвидели, что понадобятся специалисты для обработки космической информации, которые вот-вот к нам поступят?

Сергей Абламейко: Действительно, мы, зная, как развивается наша национальная космическая система дистанционного зондирования земли, зная планы, начали работать в этом направлении достаточно давно. Сначала направления, потом, с 2010-го года — специальность «Аэрокосмические и радиоэлектронные информационные системы и технологии», направление «Космоаэрокартография» на географическом факультете ввели. И нам нравится, что с каждым годом всё больше и больше детей начинают туда поступать.

Введение этих специальностей и расширение набора — это Ваше личное лобби? Вы в числе руководителей Национального совета по космосу.

Сергей Абламейко: Нет, это направление развития страны. Конечно, я рад, что я сам в этом направлении работаю. Но в БГУ всегда была эта подготовка: наши учёные и в советское время очень много участвовали в создании различных космических аппаратов, знаменитые физики в Академии наук. Всевозможные наши устройства и аппараты и сегодня летают на Международной космической станции: разработки БГУ туда были доставлен в 2010 и 2011 году. Это всегда было.

И совершенно естественно, что появилась специальность, связанная с космическим образованием. В БГУ есть Центр аэрокосмического образования, уже три года действует. И здесь была большая давно созревшая критическая масса, и движение страны в этом направлении. Поэтому всё логично получилось, и не надо было делать никаких нажимов. Всё логично развивается, и набор на эти специальности растёт. У нас есть множество всевозможных курсов, есть приёмная антенна в Центре аэрокосмического образования. Наши лицеисты участвовали в Открытом чемпионате России по запуску наноспутников и заняли второе место.

Белорусский спутник в космосе — я спрашиваю Вас и как руководителя, и как учёного — это больше имиджевый проект, или больше прагматичный экономический проект?

Сергей Абламейко: Я всегда объяснял и говорил, что это экономически очень выгодно и очень целесообразно. Это понятно, что это и выгодно для имиджа страны, никто не спорит. Но экономика под этим очень большая. Многие покупают снимки — вместо покупки будут свои. Другое дело — это предотвращение пожаров, наводнений. Это довольно сложно экономически посчитать. Одно спасение населённого пункта или предотвращение огромного пожара, даст такой эффект, который перекроет весь этот спутник.

Плюс Центр приёма космической информации, Центр управления информацией — это люди, это технологии, это вещи, которые мы уже сами делаем. Такие комплексы имеют далеко не все страны. Этот как суперкомпьютер: вы можете купить его, но стран, которые обладают технологиями, единицы.

А студенты Вам не пишут: «Хочу быть космонавтом. Хочу участвовать в Национальной космической программе», — учитывая Ваш опыт?

Сергей Абламейко: Национальная космическая программа состоит из множества проектов, и студенты участвуют в реализации этих проектов. И программное обеспечение разрабатывают, и аппаратуру разрабатывают, и эксперименты. Мы проводим эксперименты и со спутником Московского государственного университета — мы тесно работаем с МГУ, и совместные эксперименты студенты проводят.

Понятно, что, особенно сейчас, после запуска спутника, центры и просят студентов, и студенты сами уже там подрабатывают. Приятно, что на специальность «Космоаэрокартография» проходной балл — 301, достаточно высокий. И после запуска спутника сразу пошли заявления с высокими баллами, и балл поднялся очень хорошо. Люди реагируют на это. Это хорошие направления, которые молодому человеку всегда будут очень полезны в жизни, и позволят ему полностью реализовать себя.

Люди в материале:
Loading...


«Вы бы не стали докторами наук, профессорами». Александр Лукашенко о бюджетной форме высшего образования



Новости Беларуси. Одно дело уже учиться, совсем другое – поступить. Факультативы в школе, репетиторы после уроков и в выходные – самые ответственные штудируют учебники день и ночь, сообщили в программе Новости «24 часа» на СТВ.

Платные преподаватели, а тем более платное обучение – вещь недешевая, потому многие стараются по возможности поступить на бесплатное. Бюджет – это про доступность образования, которая должна быть максимальной.

Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь:
По поводу доступности нашего образования сломано немало копий. Удивляет, что отдельные лица от политики, которых в свое время государство выучило бесплатно, ратуют только за платную форму обучения.

Это значит, что дети из рабочих семей, пусть даже талантливые и умные, просто не смогут позволить себе такую роскошь, как высшее образование. Смею заметить, что 90 % в этом зале – именно такие в свое время дети, которые получили это образование таким образом. И если вернуться в то прошлое (я часто себя привожу в пример, говоря о тестировании современном), мы бы не стали теми, кто мы есть. Вы бы не стали докторами наук, профессорами.

Читайте также:

Президент Беларуси – учителям: вас я считаю действительно мнения формирующими людьми

Александр Лукашенко: «Не будем заниматься своими детьми мы, ими займутся чужие учителя этой жизни»

Президент Беларуси: «Нам нужны широкопрофильные специалисты, где IT – это естественная компетенция»