Он обличает зверскую идеологию фашизма и воплотил образ скорбящей Родины. Показываем уникальные работы Георгия Поплавского

17.03.2021 - 11:09

Блицкриг под барабанную дробь, зверства оккупантов и, как ножом по сердцу, обстрел самого святого на деревне – придорожного креста. В этой графике боль, борьба, героизм. Когда каждый день мечтали дожить до рассвета. Глубокий почерк ребенка войны – Георгия Поплавского. Он видел то, что не положено ребенку. Ужасы оккупированного Бобруйска спустя годы вылились в глубокие рассказы. А совсем недавно мы отметили 90-летие народного художника Беларуси, романтика сурового стиля.

Римма Рум, ведущий научный сотрудник отдела вещевых источников Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны:
Толчком к созданию вот этих работ стали две его поездки в 1964-х годах по белорусскому Полесью. Если Минск бурлил, отстраивался, там жизнь кипела, то там они видят, что деревня продолжает жить вот этой памятью о трагедии Великой Отечественной войны. Чуть ли не в каждой полесской хате была фотография солдата, чьего-то сына, мужа, отца, который ушел на войну и не вернулся. Когда он уже все осмыслил, он создал серию литографий «Память». Одна из них это «Читай материал чрезвычайной государственной комиссии», в ней он воплотил образ скорбящей Родины, по тем потерям, которые понесла Беларусь в годы Великой Отечественной войны.

Близко Георгию Георгиевичу было творчество белорусских писателей, которые прошли стежками войны. Повести Алеся Адамовича, Василя Быкова с партизанскими подвигами и народными драмами стали зеркалом графических полотен.

А серия «Время длинных ножей» – крик души и гротеск в чистом виде. Художник обличает зверскую идеологию фашизма акварелью и тушью. Сильные образы делают старше.

Римма Рум:
Вот, например, «Моральный контакт». В этой работе все строится на противопоставлении прекрасного и уродского, т. е. фашизм это уродство, другие герои, которые представлены в его работах, воплощают красоту. Он изобразил Бенито Муссолини с одной стороны, а с другой стороны Венеру Боттичелли, как воплощение красоты, жизни.

Георгий Поплавский хотел показать, что для фашистов женщины как таковой не существовало, как личности. Женщина должна была рожать детей, чтобы снабжать армию новыми людьми.

Этот чемодан с зарисовками об армейской жизни сотрудники Музея Великой Отечественной войны чудом нашли в мастерской у жены художника – Натальи Николаевны.

В нем все было по полочкам, ровно. Как солдат Поплавский отслужил Родине в Уручье и вернулся с арт-багажом домой. Портреты сослуживцев разных национальностей, боевая мощь, колоритный быт – этот армейский альбом 50-х – настоящее сокровище послевоенной истории.

В каждом мастеру удавалось разглядеть характер, он писал всегда два варианта – один отдавал боевым товарищам, другой оставлял себе. Ну, а сам чемодан заслуживает не меньшего внимания. Это семейная реликвия Поплавских еще со времен деда.

Римма Рум:
Он был очень трудолюбивый, много путешествовал. После каждой поездки он привозил огромное количество зарисовок, потом у него появлялись произведения. Как говорится, он был очень плодовитый, т. е. поездка  и тут же он участвует в какой-то выставке, выдает какую-то работу. Он лауреат премии Джавахарлала Неру. После поездки в Индию он создал такую серию, как «Индийский дневник», и ему вручили вот эту премию. Он также лауреат различных белорусских премий.

Палитра памяти бессмертна. Собрание живописи и графики Музея Великой Отечественной войны позволяет прочувствовать все драмы победы и понять, что важнее мира нет ничего.

Loading...


«Чтобы больше это никогда не повторилось». На территории бывшего лагеря смерти «Тростенец» правоохранители высадили аллею рябин



Новости Беларуси. Благодарность за мирное небо и вечная память героям великой войны. Накануне Международного дня освобождения узников фашистских концлагерей по всей стране проходят памятные мероприятия, сообщили в программе Новости «24 часа» на СТВ.

Утром 10 апреля в мемориальном комплексе «Тростенец» возлагали цветы к памятнику погибшим.

Представители власти, правоохранители на территории бывшего лагеря смерти также заложили символичную аллею из 70 деревьев плакучей рябины на земле, которая была пропитана кровью в годы войны.

«Воспоминания тяжкие. Мама работала, меня прятали». О событиях войны рассказывает бывший узник концлагеря

«Тростенец» был крупнейшим концлагерем в Беларуси и на оккупированной территории Советского Союза. После освобождения от нацистов здесь было обнаружено более 30 братских могил, некоторые из них достигали в длину 50 метров.

Сергей Масляк, глава администрации Заводского района Минска:
Это боль не только на теле Республики Беларусь, но и на теле бывших стран СССР. Находясь здесь сегодня, нас заставляют эти все моменты, которые происходили в нашей истории, задуматься и сделать все для того, чтобы больше это никогда не повторилось. Чтобы не было геноцида, чтобы не было войны.

Михаил Гриб, начальник ГУВД Мингорисполкома:
Это не просто день. Мы находимся в таком месте – месте памяти, где было более 200 тысяч погибших, которых истязали фашистские захватчики. Почему здесь руководители находятся? Чтобы это было примером молодым сотрудникам, нашим молодым сотрудникам, чтобы они приезжали сюда и тоже проводили такие мероприятия, чтобы могли тоже возложить цветы со своими близкими людьми.

История фашистских концлагерей стала одной из самых страшных страниц в истории человечества. Всего через лагеря смерти прошло около 20 миллионов человек. Из них около 12 миллионов погибли.