Обращения граждан: эффективны ли прямые линии с чиновниками и что будет с профессиональными жалобщиками

07.02.2016 - 20:15

Новости Беларуси. За несколько последних месяцев обращений с жалобами к чиновникам от простых граждан стало меньше в разы. Это говорит официальная статистика. Насколько эффективен формат «горячих линий», способствует ли он решению проблем простого человека на местах.

Обращения. Такие разные: устные, письменные, электронные. Они приходят сотнями и превращаются в тысячи. За каждым – отдельный человек, особая ситуация и индивидуальный подход.

Сергей Быстрицкий, житель деревни Слобода:
По образованию инженер-электрик, но судьба так распорядилась, что с 1961 года работал с вычислительной техникой.

Уйдя на пенсию, Сергей Васильевич сменил минскую квартиру на тихую гавань в деревне Слобода. Все бы ничего, но как ни удивиться каламбуру: главной головной болью инженера-электрика стало как раз-таки электричество.

Сергей Быстрицкий, житель деревни Слобода:
Не было освещения на улице Полевой, Строителей, Центральной. Включается освещение в месяц на 2-3 дня, потом пропадало.

И так два года. Он обращался в районную службу электросетей, но результат – разве что руками развести. В конце концов звонок на прямую линию и беседа с заместителем председателя Минского облисполкома.

Сергей Быстрицкий, житель деревни Слобода:
Сказал, что меня услышали. Буквально через пару недель начались работы.

Владимир Локун, председатель Самохваловичского сельского исполнительного комитета:
Человек должен к нам обратиться, мы обязаны направить заявку в Минские электросети. Там существовали определенные причины, по которым не получалось быстро сделать, они не могли определить, почему отключается свет не на всей лени. После неоднократных наших обращений все-таки удалось найти причины и восстановить освещение.

Сергей Быстрицкий, житель деревни Слобода:
С тех пор уже, наверное, месяц освещение работает в штатном режиме. Чувствуется, что люди знают свою работу.

Прямые линии – прямой контакт. Этой практике чуть более года и это тот случай, когда проверено не столько временем, а сколько жизнью.

Елена Филипович, управляющая делами администрации Фрунзенского района Минска:
Не нужно никуда ехать, а напрямую набрал, сидя дома, телефон того или иного чиновника, который проводит линию, пообщался с ним напрямую. Остался, возможно, в процессе разговора удовлетворен решением своего вопроса.

Звонить на прямую линию, да и в принципе обращаться Сергей Алексеевич не собирался. Вот только жизнь подкинула задачу со звездочкой. В 90-е бывший афганец получил квартиру, а когда спустя годы решил приватизировать жилье, выяснилось: оно числилось на балансе уже несуществующей организации.

Сергей Иванов:
Это был для меня шок, для всей семьи. Короче, мы не знали, что делать, потому что серьезный вопрос – остаться без жилья.

В том, что самостоятельно решить такую проблему непросто, уверены и в районной администрации. Виктор Юрьевич лично вел это дело, ведь именно он по прямой линии принял звонок Сергея Алексеевича.

Виктор Трушин, заместитель главы администрации Фрунзенского района Минска:
Это нужно было поднимать архивные данные, делать соответствующие запросы в инстанции. Гражданину как физическому лицу это все-таки несколько не под силу.

Разбирательство заняло полтора месяца, а накануне Нового года Сергей Алексеевич стал полноправным собственником, сообщили в программе «Неделя» на СТВ.

Сергей Иванов:
Приятно удивлены, что все так разрешилось. Сработали хорошо. Молодцы.

Вот такой первый опыт. А ведь есть и настоящие эксперты в обращениях.

Юлия Гончарова, пенсионерка:
Сделали нам домофонную дверь, меня выбрали старшей. И я за этой дверью слежу. За всем домом, за всем подъездом.

В своем подъезде Юлия Федоровна – гроза вандалов и лучик света для соседей. Ведь, согласитесь, далеко не каждый так трепетно возьмется за общее дело.

Юлия Гончарова, пенсионерка:
Вот икебану эту тоже сделала, плиточку приклеила, абстрактное искусство на стенках.

Но декор – еще не все. Юлия Федоровна, что называется, с активной жизненной позицией. Пенсионерка не жалеет ни сил, ни личного времени, а все для того, чтобы решать нужды коллективные.

Юлия Гончарова, пенсионерка:
Там тротуарчик сделали, я обращалась. Потом лесенку. Если вопрос не закончен, я повторно иду.

В районной администрации женщина бывает несколько раз в месяц. Вот сейчас, к примеру, просит изменить маршрут автобуса, чтобы до поликлиники добираться удобнее было. И ведь хлопочет сердобольная пенсионерка не только за себя, но и за всех соседей почтенного возраста.

Юлия Гончарова, пенсионерка:
Я настойчивая. Кто стучится, тому открывают.

В исполкоме бабушку называют активисткой, но есть у специалистов и особая категория завсегдатаев – профессиональные жалобщики. Кстати, теперь за необоснованные обращения, которые повторяются с завидной периодичностью, могут наказать рублем в судебном порядке.

Оксана Таранда, начальник отдела по работе с обращениями граждан и юридических особ Миноблисполкома:
Это государственные деньги. Государство нам, работникам облисполкома, и другим работникам за это заработную плату платит. А мы не всегда можем производительно использовать рабочее время из-за того, что нас очень часто отвлекают на такие бессмысленные и бесполезные разговоры. А в это время можно было бы решить, может, серьезную проблему.

В портфолио у Владимира Васильевича, юриста по образованию, без малого семь тысяч жалоб. В день выходит по одной. Едва ли не каждая – в адрес садоводческого товарищества, членом которого, как говорят там, он даже не является.

Владимир Шеин:
Я донецкий шахтер, поэтому перед кем-то гнуться не буду.

И ни дня без высокого приема. За последние пять лет он побывал у всех министров и во всех инстанциях.

Тем временем в товариществе с Владимиром Васильевичем лишний раз сталкиваться не хотят. Ведь дело, как правило, заканчивается валерьянкой.

Людмила Мазан, член правления садоводческого товарищества:
Человек настроен на скандал, на запугивания, на оскорбления, на унижения. Мы пережили суд по защите от клеветы. Потом были суды, которые разбирали каждый факт его обращения. Вы видите, сколько судебных решений. И хочу сказать, что все они не в его пользу.

А пока в товариществе будут надеяться на мир с соседом, Юлия Федоровна продолжит выбивать новый маршрут автобуса, Сергей Алексеевич будет помнить, где могут помочь, а инженер на пенсии скажет лично.

Сергей Быстрицкий, житель деревни Слобода:
Спасибо вам большое.

Тем временем у Владимира Васильевича – самый амбициозный план.

Владимир Шеин:
Не хватает всего 30 жалоб. На этой неделе закончу. Будет ровно семь тысяч.

Loading...


«Всякое бывает, иногда плачет и на руках держу её». История социальной няни, которая ухаживает за особенным ребёнком



Вот так на протяжении четырех лет искренне и ласково Елена Семеновна общается с Дашей. Женщина – социальная няня, присматривает за особенным ребенком пять дней в неделю. В списке основных обязанностей – покормить девочку, прогуляться на свежем воздухе и поиграть.

Елена Тынко, няня:
Всякое бывает, иногда плачет и на руках держу ее, трясу. Куда только не ездили с ними, везде. Даже ездили в Тулу. Ей делали операции. Я даже ездила с мамой. Сразу было очень тяжело, конечно. Мне сложно было это все делать, но потихоньку вошла в курс дела.

Нанять частную няню семье влетит в копеечку, а вот прибегнуть к услугам социальной можно полностью бесплатно. Воспользоваться бонусом от государства могут мамы и папы двойняшек или тройняшек в возрасте до трех лет. Также право на помощницу имеют неполные семьи, где ребенок-инвалид, и те родители, кто воспитывает двоих и более детей с ограниченными возможностями.

Ирина Дудка, заместитель председателя комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома:
Для молодых родителей – очень хорошее такое подспорье и поддержка. Мама имеет возможность и немножко отдохнуть, и помощь в уходе. Если это опытная няня, то обучить уходу. Может, еще не все семьи знают, что такой услугой могут воспользоваться и кто может воспользоваться. Для этого проводится большая информационная работа. Мы разработали такие буклеты, которые через ЗАГС мы передаем семьям при регистрации рождения ребенка. Там идет такая информационная поддержка. Там говорится о том, что сегодня молодые семьи, семьи, воспитывающие детей, какие имеют гарантии и права.        

Инна Потапова в отпуске по уходу за ребенком уже 13 лет. Прибегнуть к услугам бесплатной няни решилась лишь, когда Даше стукнуло девять. Женщина вспоминает: сомнения терзали долго, доверить уход за дочкой чужому человеку было очень трудно. Сейчас ни о чем не жалеет. Елена Семеновна растопила сердца всех домашних, влилась в семейный ритм идеально.      

Инна Потапова, мама Даши:
Уходила в соседний магазин и быстро прибегала, потому что как она, что она. Для мам, которые 24 часа в сутки привязаны к своим детям, понятно, что территориальный центр объясняет, что они должны находиться с мамами дома вместе, но если няня соглашается побыть там час, два и есть возможность маме выйти – это очень хорошо. Эта работа должна быть с душой.

Самые главные критерии к няням – открытость, доброта и любовь к детям. Педагогическое или медицинское образование приветствуется, но не является обязательным.

Ирина Дудка:
Не каждая семья может доверить своих малышей чужому человеку, поэтому здесь есть такие варианты, что можно оформлять на работу в территориальный центр бабушку. Есть такие случаи, что у нас бабушки работают нянями в семье своих детей и воспитывают своих внуков с поддержкой государства. 

Только в этом году услугами бесплатной няни воспользовались почти шестисот семей. 105 из них воспитывают детей с инвалидностью. Для таких родителей этим помощь от государства не ограничивается: они могут рассчитывать на материальные выплаты, бесплатные лекарства и другие формы поддержки.

«Старший рассказал: «У нас даже крупы не было, я бы им сварил сам». Ему 4 годика». Как работает социальная няня в детской больнице (читать далее).